«АГАТА КРИСТИ»: 20 ЛЕТ ПУТИ
Группа была почти «готова» и ребята готовились к «большим свершениям». Летом Козлов и старший Самойлов остались вдвоем и помощь «подоспевшего» Глеба пришлась как нельзя кстати.
Осенью 1987-го он начал ездить на репетиции. На это время приходится их знакомство с Александром Пантыкиным, который приходил к ним на репетиции и познакомил их с Аликом Потапкиным. Получилось весело – про-«Агата» дала ему некую раскрутку, и Бутусов тут же забрал его в «Наутилус».
В это время они пишут «Свет» (по их словам «этакий апофеоз мажорного арт-рока») и отдают его в рок-клуб. Любимейшей же группой в то время у них стал «Урфин Джус»» влияние которого сильно заметно в раннем творчестве «Агаты».
Что касается названия, то еще и половины нового альбома не было написано, как начали думать над ним. Идея была сначала у Самойлова – назваться каким-нибудь именем, типа, Жак Ив Кусто. Особого энтузиазма это не вызвало и «думать» на время перестали. Но, когда «Второй фронт» («нулевой» альбом) был уже собран, и его надо было начинать записывать (а это конец 1987 года), вопрос снова встал ребром. У Козлова выскочило: «Агата Кристи»! Что его подтолкнуло, он не знает до сих пор. Возможно, существование «Николая Коперника», хотя пару ее детективов он к тому времени тоже прочитал… Народ сначала удивился, но пора было делать демо-тейп – подписывать названием, а ни у кого никаких идей больше вообще не было. В декабре они позвонили в Сургут Петру Маю. Тот прилетел и вместе с Вадимом заперся на ночь в 237-й, где успел разучить аж 11 композиций. За вторую ночь записали барабаны, и Май отбыл обратно.
В общем, к февралю программа была готова. И 20-го числа они выступили с ней – с этого момента официально и существует «Агата Кристи»).
Играли в зале N2 УПИ, развесили нарисованные плакаты – «Группа «Агата Кристи» приглашает своих друзей». Человек 200 пришло. Кстати, это был первый концерт, в котором на бас-гитаре играл Глеб. Во «Втором фронте» это был еще Кузнецов, но старший Самойлов «вовремя» провел с ним «разъяснительную» работу – «ну не тянешь, ты…». Концерт прошел «на ура», и они вдруг стали очень популярны.
По-настоящему же первый концерт был в ДК им. Свердлова, где они выступили вместе с «Кабинетом». Интерес к свердловской музыке тогда был большой, и достаточно было быть членом свердловского рок-клуба, чтобы тебя командировали играть в другие города (правда, тогда, чтобы поехать на какой-либо рок-фестиваль, обязательно требовалось направление от рок-клуба).
Летом 1988-го они играли на рок-фестивале в Ижевске, затем была Казань. Это был суперуспех.
В августе 1988-го года с подачи Коли Грахова к ним директором пришла Лена Чистова (она была женой Юры Чистова, который рисовал эмблему свердловского рок-клуба). У нее было экономическое образование, и она была человеком «богемным», легко находила общий язык с людьми и обладала авантюрными свойствами. Через 2 дня она умудрилась договориться о концертах с Фрунзе «на 8 или 10 концертов на 2 недели»!
В это же время шло интенсивное написание совершенно новых песен, которые и составили в дальнейшем альбом «Коварство и любовь» (кроме «Пантеры» и еще нескольких).
В свердловском рок-клубе никто «АК», как лидера нового направления серьезно не воспринимал. И хотя на фестивале 1988-го года отметили «Настю», «Агата» выступила так, что пришли «брататься» Макаревич с Бутусовым. Короче говоря, это был тот концерт, который поставил их в один ряд с «Кабинетом», «Наутилусом» и «Чайфом».
Ближе к концу года их пригласила на «Сырок», где ребята отыграли отлично. Там снимали сюжеты для телепередачи «Взгляд» и Марина Лозовая (тогдашний редактор) начала их «проталкивать», включая в передачу маленькие кусочки выступления. По тому времени это была феноменальная раскрутка для группы, которую до этого почти никто не знал. Маленькая-премаленькая, но известность появилась. А потом был тур от Калининграда до Красноярска, когда они отыграли порядка 80-90 концертов.
В 1989-м «Агата» находилось уже на излете первой волны интереса к ним. Чистова «засунула» их на фестиваль «Ступени к Парнасу», который вела Татьяна Веденеева. Мероприятие охватывало все жанры: рок, попса, джаз и все что угодно. На первом туре они заняли первое место, а во втором – седьмое. Это было официальное признание.
Той же весной ребята в Москве начали записывать первую версию «Коварства и любви». Запись была не важная. Не получился и свердловский вариант. По словам Козлова, «получился кастрированный звук и выхолощенная музыка».
В 1990-м от компании «Мелодия» поступило предложение записать альбом тамошних групп, и его переписали. В свердловской тусовке он вызвал почти восторженное отношение, а вот в Москве и в Питере его посчитали интеллектуальной попсой, а не роком.
Небрежное отношение со стороны «центра» их начало немного заедать. Кроме того, мерилом качества и стандарта рок-н-ролла того времени была «Алиса». Братья были просто поглощены ее музыкой, но сами писали совершенно другие вещи. И народ решил «перестроиться»: появилась идея сделать более камерное звучание, более душевный саунд. Тем временем команду покидает Май (возможно, Самойлов-старший хотел поработать с другими музыкантами, инициатива была его), а Вадим возвращает Потапкина.
Ребята записывают «Декаданс», который получился совсем другим. Пора массового интереса к рок-н-роллу заканчивалась, «АК» осознала, что «наша музыка заключена в глубине нас самих – это не шоу для зрителя». Был альбом чересчур меланхоличным и мрачноватым. На концертах, отклик публики был менее энергичный, не понравилось и «собратьям по цеху»: Троицкий, Шевчук, «Чайф». Однако, самим ребятам все нравилось.
В те годы они гастролировали много и успешно. Потом, рок стал увядать, концертов стало мало, но появилась отдушина – поездки на Запад: Дания, Франция, Германия. Они участвовали в фестивале «Опен дю рок», ими заинтересовалась западногерманская фирма «ЛРО мьюзик». Из Бона они поехали в ФРГ в Кассель, там отыграли на каком-то крупном фестивале вместе с «Ред Хот Чили Пепперс». А спустя три месяца из Франции пришел факс – группа вошла в финальную тройку призеров. За первое место они получили 10 тысяч франков.
Потом были Дания, Кипр, Глазго. Они играли с «Коллежским асессором» и «Не ждали» большой фест в Германии «Come together», а в Берлине на выводе советских войск. Было предложение от «Ямай Фрэнс», но из-за договоров с немцами ничего не получилось. Зарубежный период на этом закончился.
Тем не менее, время «свободы» прошло, начинался «музыкальный бизнес»…
На ТВ в систему координат вошел бизнес, который предусматривал оплату всех телеэфиров – ребята потихоньку из ящика исчезли. В 1990-1992 гг. они доживали на прежней славе. Новые песни не записывались, каждый из музыкантов занимался личными проектами.
Однако, когда «Позорная звезда» начала раскручиваться, ребята снова собрались и стали думать над новыми песнями. Успех «Как на войне» превзошёл самые смелые ожидания! Позже она стала буквально визитной карточкой группы. Для обывателя фраза: «Я на тебе, как на войне» была неописуемо крутой! Для них же это были тяжелые годы. Тогда в стране наступило царство «Ласкового мая» и иже с ним.
Но новый альбом «Агаты» публика восприняла хорошо. Они рассчитывали оседлать новую волну популярности и интереса к себе. И получилось! Альбом был очень хорошо встречен в Питере – на который они и «равнялись». Однако, концертов по-прежнему не было. Даже в Свердловске не находились спонсоры, хотя все говорили, что «их надо продвигать в центр». Группа просто «держалось на плаву». И тут подвернулся СЛУЧАЙ.
Со старшим Самойловым в УПИ учился парень, который был родным братом их основного спонсора Павла Кадушина (фирма «Росремстрой»). Кадушин-младший решил с помпой справить свои законные 30 – снял правительственный пансионат, пригласил половину бизнесменов Москвы, концертная программа была: «Бим-бом», «На-На» и «Агату» позвали. Такой вот, жест богатого человека. По тем временам это были очень хорошие деньги, а почти у всего коллектива были семьи, которые хотели кушать… Короче, ребята выступили!
На следующий день Кадушин предложил им работу и спонсорство. У него были свои амбиции: попытаться заняться шоу-бизнесом, он искал проект. Терять им было нечего и они рванули в Москву.
Дальше все было очень хорошо и быстро. За 2-3 месяца они сняли 3-4 клипа, которые тут же ставили во все сетки ТВ. Потом были сольники в клубах, а в декабре они бабахнули в ГЦКЗ «Россия». Концерт был тяжелым – на полуторачасовую программу пришлось откапывать все, что можно. И потом пошло: концерты, концерты, концерты… и полтора года ничего интересного. Потом в «России» в 1995-м грянул «Опиум», который стал одним из ярчайших музыкальных событий года.
В течение всего года презентация альбома прошла почти по всей территории России – ежемесячно уральцы давали по 10-15 концертов. Результатом этих грандиозных гастролей стало выдвижение коллектива на премию «Звезда», как «Лучшей рок-группы года», а сам альбом – на звание «Лучшего». Правда, в итоге команда завоевала совершенно другую премию – «Овация» в категории «Группа года». Летом они уже участвуют в рок-марафоне «Максидром» и завершают год беспрецедентными по звуку и свету сольными концертами в Лужниках, аналогом которым может служить только шоу «Pink Floyd».
Правда, часть фанатов, придерживавшихся принципов чистоты рок-формы, сразу отвернулась. Альбом, за исключением нескольких композиций, пестрел танцевальными красками, а аранжировки были с элементами «техно». Шахрин и особенно Шевчук резко негативно отзываются о группе. Ее реноме в рокерской среде подорвано, зато популярность в народе растёт. 1995-1997 гг., пожалуй, пик их славы.
По итогам же продаж «Опиума», группа получила престижную европейскую премию «World Music Awards» в Монте-Карло как самый «продаваемый» российский исполнитель 1996 года. Альбом «Ураган» (1997) несколько умерил пыл новоявленных поклонников «Агаты». Публичной раскрутке подверглась «Два корабля», а Первый телеканал даже рекламировал «всесоюзную» премьеру клипа (!) коллектива. Песню, правда, там почему-то окрестили «Два капитана». А следующий клип из этого альбома – «Моряк» вообще запретили.
Ну, а вскоре пришло время играть на собственном юбилее.
Он состоялся 21 февраля 1998 года в «Олимпийском». Уникальность его состояла в том, сцена была поставлена гораздо ближе к трибунам, и впервые в этом зале вместо сидячего помпезного «VIP»-партера использовалась система «стоячих» мест. Декорация отсутствовала, а весь визуальный ряд осуществлялся за счет нестандартных световых эффектов. Звук же, по сравнению с «опиумными» концертами, стал более совершенным.
Страсти вокруг «Агаты» поутихли, когда в 1999 году появился новый альбом «Чудеса». Мрачные тексты, вкупе с почти дискотечными, нарочито электронными, аранжировками и отсутствие песен, соответствующих привычному понятию «хит». С группой остались только самые верные поклонники. Альбом «Майн Кайф?» (2000 г.) стал очень сильной работой. Некоторый аскетизм аранжировок при откровенной их мрачности заставляет вспомнить «Маленького Фрица» – первый и последний пока сольный альбом Глеба. Увы, музыка коллектива в последние годы подпадает под определение «неформат». В ротацию попала только песня «Секрет», да и то благодаря включению в саундтрек к «Брату-2». Был снят клип на песню «Выпить море», но его тоже почти никто не видел. По ТВЦ однажды показали «Пирата». Всё!
В 2001 году группу постигла беда: скончался клавишник Александр Козлов. Из жизни группы ушел третий соавтор, не только сочинивший множество ярких мелодий, но и принимавший активное участие в определении музыкальной политики. Сказать, что братья переживали утрату, значило бы не сказать ничего. Это был страшный удар. Только к февралю 2003-го ребята нашли в себе силы и отыграли юбилейную программу, посвящённую своему 15-летию. Уже втроём.
Вероятно, распад все же произошел бы, если бы не родство Самойловых. Братья поссорились, помирились и начали заново притираться друг к другу. Клавишные партии полностью ушли в компьютер, и на первом же концерте с музыкальной точки зрения разница практически не была заметна. Если не смотреть на сцену… И все же подобное потрясение не могло пройти бесследно. Четырехлетняя пауза в выпуске регулярных альбомов говорит сама за себя. Старшего, то и дело уносило на сторону: он организовывал проект «Полуострова», сотрудничал с «Пикником» и впервые более чем за 10 лет снова стал писать тексты. Про Глеба ходили самые невероятные слухи: то он лечился, то женился, то постригался в монахи…
И вдруг «Агата» с невиданным энтузиазмом замелькала в сборных концертных солянках. Сроки выпуска нового альбома назывались и опровергались, начиная с февраля 2003 года. Выход альбома «Триллер, часть 1» (2004) можно считать завершением «смутного времени» в истории группы. Отсутствие Козлова явственно сказалось на аранжировках общей музыкальной палитры. Вместо дискотечных ритмов мелькают элементы блюза, рок-н-ролла и даже metal ballad. Жесткие гитары приближают альбом к формальной рок-традиции, чего не наблюдалось уже много лет. Не может не радовать и заметное «оживление» баса.
Радиосингл «Подвиг» был запущен в ротации на «Нашем Радио», радио «Maximum» и Хит-FM (Беларусь) в январе 2008 года и сразу же занял верхние ряды хит-парадов.
Группа приняла участие в благотворительном проекте совместно с ИД «Пронто-Москва» в январе 2008 года, направленная на оказание помощи нуждающимся детям. В рамках проекта на продажу выставляются уникальные вещи знаменитостей, которые могли приобрести любые желающие (кроме «АК» были «Ногу Свело», «Чиж&Co», «Жуки», Максим Леонидов, диджеи с MTV и МузТВ, резиденты «Comedy Club», команда КВН, врач Андрей Курпатов, женская сборная России по гандболу, футболисты…). Музыканты «Агаты» выставили на аукцион свою гитару (на которой был сочинен и записан альбом «Триллер»). Лот продали за 50 тысяч рублей. Все собранные средства направили на приобретение теплой одежды, детской косметики, игрушек и новогодних подарков малышам из Детского дома №6 г. Санкт-Петербурга.
В конце февраля этого года «Агата Кристи» переиздала все свои CD. А заодно отыграла в Москве и Петербурге. В марте был Екатеринбург, и начиная с 14 апреля – турне по сибирским городам.
В общем, «Агате» явно еще есть что сказать и потенциал у них еще есть. Приходите на их концерт 19 числа — сами увидите.
Сергей БОНДОВ
СОСТАВ:
Вадим Самойлов – гитара, вокал, музыка, тексты
Глеб Самойлов – бас-гитара, гитара, вокал, музыка, тексты
Александр Козлов – клавишные, музыка
Андрей Котов – ударные
ДИСКОГРАФИЯ:
1984 – “Если” (любительский)
1986 – “Голос” (-«-)
1988 – “Свет” (-«-)
1988 – “Второй фронт”
1989 — “Коварство и любовь”
1991 – “Декаданс”
1993 – “Позорная звезда”
1995 – “Опиум”
1996 – “Heroin 0”(remix)
1997 – “Ураган”
1998 – “Чудеса”
1998 – “Легенды русского рока» (сборник)
2000 – “Майн Кайф?”
2004 – “Триллер, часть 1”
СОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ (законченные):
1992 — Г.Самойлов “Маленький Фриц”.