Версия для печати

Скандальная выставка открылась в Красноярске

Сегодня, 17 июля, в Красноярском музейном центре состоялся пресс-показ выставки «Неизвестная страна художников».

Демонстрацию выставки провел ее куратор Сергей Ковалевский, сразу отметивший, что понимает «какая часть выставки интересует журналистов больше всего», имея в виду проект «Родина» пермского галериста Марата Гельмана. Эта часть выставки вызвала споры и протесты некоторых представителей общественности, епархии и казачества, обвинявших ее в антипатриотизме. Забегая вперед, скажем, что ничего крамольного в выставке не было, а наиболее спорные работы будут и вовсе демонстрироваться в закрытом режиме.

Проведя небольшую экскурсию по музею, Ковалевский привел журналистов в зал, где они смогли задать о вопросы ему самому, а также директору Сибирского центра современного искусства Анне Терешковой, которая и привезла «Родину» в Красноярск из Новосибирска.

В Новосибирске проведение выставки вызвало больше всего споров и протестов среди общественности. Прежде чем «Родину» там все-таки провели, ее запрещали не один раз. Но, как отметила Терешкова, для нее было принципиально важно провести эту выставку в Новосибирске. «Если сегодня мы будем реагировать на невежество и необразованность людей, то завтра они придут в театры, послезавтра — в библиотеки и будут говорить, что нужно смотреть, читать и тому подобное. Для нас принципиально было отстоять именно культуру», — рассказала она.

«Эта выставка очень легко считывается, легко объяснима для посетителей, — продолжила Терешкова. — И знакомство с современным искусством очень легко проходить через нее. Здесь представлены практически все авторы, являющиеся на сегодняшний момент звездами современной культуры, которые давно известны зарубежом, но почему-то малоизвестны у нас».

Тем не менее, не все желающие смогут ознакомиться с полным составом работ звезд современной культуры, которые входят в «Родину». Работы, вызвавшие наибольшие протесты как в Новосибирске, так в Красноярске, будут демонстрироваться только для профессиональной аудитории. «Мы предполагаем целую серию мероприятий — коммуникационных и, возможно, экспозиционных, на которых мы постараемся поднять самые острые работы и поговорить с профессионалами и постепенно внедрить терпимость в адрес тех же самых проблемных с чьей-то точки зрения работ», — объяснил Ковалевский.

Разъяснил он и некоторую возникшую среди журналистов путаницу с названием выставки. Изначально выставка, открывающаяся 17 июля, и должна была называться «Родина», но затем этот проект стал частью большой экспозиции «Неизвестная страна художников». По словам Ковалевского, на это было две причины.

«Как правило, человек, вошедший в музей, уже не отличает экспозиции, для него это одна выставка,— сказал он. — Поэтому для нас было очень важно расширить контекст — часть экспозиции мы открыли специально, часть специально строили и поставили в существующую экспозицию. Уже исходя из этих вещей, мы понимали, что контекст пошире немножко и надо было его как-то оформить и назвать».

Свою лепту в решение сделать «Родину» частью большой выставки внесла и протестующая общественность. «Для нас это (проведение «Неизвестной страны художников» — «П-Л».) прекрасная возможность сместить акцент с разговора о работах, вызвавших споры, о самом этом проекте. Для нас важно и показательно — уйти из диалога уличного, площадного, где бьются простые совершенно лозунги с пространством сложностей.

Все эти дискуссии — в Новосибирске, в Краснодаре, у нас в городе — возникают, что определенная чать наших зрителей не научилась еще разделять разные сферы: сферу государственного управления, сферу гражданской активности, где нужно биться за интересы каждого двора, и сферу культуры. Наша задача — сохранить суверенитет художника, правильно подать его зрителю. Поэтому мы предлагаем экспозиционную среду, в которой самое острое высказывание будет иметь право экспонироваться и услышать», — заключил Ковалевский.

К слову, не обошелся сегодняшний пресс-показ и без небольшой провокации. Один из пришедших на мероприятие достал баллон с освежителем воздуха и начал его распылять. По его словам, эта акция была направлена против конкретно одной из работ «Родины», вызывающей «неприятный душок» — «Голубые города», в которой использованы медицинские клизмы. То, что «Голубые города» как раз и будут демонстрироваться в закрытом доступе, мужчину не очень смутило.


Сейчас на главной