Версия для печати

Политическая осень в Красноярске. Эпизод 2 — Партии

Партийная система России прошла очередной этап модернизации. Начнем с количества в разрезе тридцати лет. Советские восьмидесятые — КПСС и точка; девяностые — бесконечность плюс один; нулевые — пальцы двух рук; десятые — пока не ясно, но начинаются с либерализации законодательства и рискуют стать сиквелом бурного финиша предыдущего столетия. Похоже, партий теперь будет много, все они равны, но не все одинаковы. Их структура пирамидальна геометрически, ну а биологически они существа из разных эр.

Итак.

Партийным лидером — динозавром с недосягаемыми результатами — остается «Единая Россия».

Выдержав две атаки субтильных столичных хипстеров, помноженные на энергичный региональный перфоманс, краевые партийцы перетерпели кризис системы. Потом был Новый год, мощный и технологичный удар по белоленточникам в рамках кампании Путина, и все вернулось на круги своя.

Номенклатурный исполин эффективно действует, замены ему нет. И не предвидится. В регионе его позиции устойчивы, а на местных выборах ЕР в крае и вовсе доминирует. Профессионалы от политики там остались.

В то же время ушел (похоже, без возврата) былой престиж пребывания в стане медведей. И хотя репутационный капитал лидеров партии еще очень велик, однако, не безграничен. Былое обаяние, оно такое былое…

А пока в регионе «Единая Россия» занимает господствующее положение еще и по причине слабости оппонентов, о которых речь пойдет ниже.

Далее в пищевой цепочке подгруппа системной оппозиции. Кто-то скажет «класс пресмыкающихся», но мы-то верим в их принципиальную позицию и шанс однажды выйти на первые роли.

Особняком (даже в этой группе) стоят местные КПРФ. Гениальный ход по замене лидера (оставим потомкам выяснять, чья это была задумка) позволил коммунистам (как бы помягче сказать), обновить ряды с «легкой» потерей результата. Обновление идет успешно, завершаться не торопится.

Парадокс. Перспективы КПРФ туманны и четки одновременно. Надо что-то решать. С одной стороны — пенсионеры, ностальгия по СССР и колбасе «за 3 рубля палка», реализация в регионе сверхмасшатбных проектов. С другой стороны — «старение» электората и лидеров, причем не только физическое, естественное, а идеологическое. Хуже горькой редьки надоело уже: ЖКХ, пенсии, коррупция, предатели, и так по кругу уже третий десяток лет. Митинг, покричали, резолюция, по домам.

ЛДПР в крае тоже не постеснялись обновиться, хотя партия и не стара. Либерал-демократы стройными рядами шагают под флагом своего несгибаемого вождя. Жириновскому впору писать книгу «Вечно молодой. Вечно с вами».

Справедливая Россия в Красноярском крае. Слово из четырех букв — «кома». Есть, конечно, единичные яркие личности — экономист Зубов, православный сталинист Пащенко и (по старой памяти) журналист Добровольская — но где партия как объединяющая сила? Она уснула, и, возможно, уже не очнется к следующим крупным выборам.

Системная оппозиция из года в год на муниципальных выборах (можете проверить на сайте избиркома, ежели не верите) все меньше проводит своих кандидатов, а значит сеть системщиков хиреет.

И, наконец, категория «все остальные». И это все в буквальном смысле этого слова. Есть тут (возвращаясь к биологической терминологии) и политические зародыши, и зомби, тупиковые ветви эволюции и мутанты.

Среди этой публики выделяются три структуры, имеющие потенциал. Первая — региональный проект «Гражданской платформы» Прохорова. По понятным причинам, к Михаилу Дмитриевичу и его людям в регионе отношение теплое. Вторая — партия Х (икс, а вы что подумали). И не важно, как она будет называться, важно, что ее поддержит джокер красноярской политики Анатолий Быков. И, наконец, «Союз коммунистов» Юрчика-Селезнева и других раскольников от «красных».

Все остальные будут ждать интересных предложений со стороны наивных кандидатов, которым отказали «крупные рыбы». Бизнес этот рисковый, очень нервный и неблагодарный. Но что тут делать, организовывать его будут те же персоны, что и двадцать лет назад.

Отдельной строки заслуживает партия «рассерженных красноярцев». Декабрьская эйфория, апрельское уныние, сентябрьское отчаяние. Прискорбно, ведь ребята неплохие. Да вот только уже не в тренде революция.

Такой вот партийный заповедник.

Михаил СОХРИН,
для ИА «Пресс-Лайн»

Читайте также: Политическая осень в Красноярске. Эпизод 1 — Горсовет


Сейчас на главной