Как зарегистрироваться на портале госуслуг
Для начала напомним, что государственные услуги, доступные в электронном виде, делятся на три категории: муниципальные, региональные и федеральные. Для того, чтобы заказывать региональные или муниципальные услуги, пользователю достаточно авторизоваться на краевом портале госуслуг. Если же гражданин хочет пользоваться услугами всех категорий, то необходима регистрация на едином портале госуслуг.
Регистрация на краевом портале государственных услуг
На стартовой странице портала госуслуг Красноярского края находим вкладку «Войти в личный кабинет» (в правом верхнем углу экрана) и щелкаем на нее. В открывшейся странице видим два поля: слева — «Авторизация на портале госуслуг Красноярского края», справа — «Авторизация через GOSUSLUGI.RU». Выбираем поле слева и щелкаем на кнопку «Регистрация».
Шаг 1. Выбор пользователя.
На выбор есть три варианта: физическое лицо/индивидуальный предприниматель, юридическое лицо и иностранный гражданин. Соответственно, если вы обычный гражданин, выбираем пункт «физическое лицо/индивидуальный предприниматель» и ставим напротив него метку. Нажимаем «Далее».
Шаг 2. Согласие на обработку личных данных.
Знакомимся с текстом соглашения и нажимаем «Я согласен». Если выбрать «Я не согласен», процесс авторизации будет прекращен.
Шаг 3. Ввод и подтверждение адреса электронной почты и СНИЛС.
Для регистрации на краевом портале госуслуг не требуется никакого иного документа, кроме страхового свидетельства. Вводим номер свидетельства и адрес своей электронной почты в соответствующие поля, вводим проверочный код и нажимаем «Далее». После этого на указанный вами электронный адрес практически мгновенно приходит ссылка. Для продолжения регистрации необходимо перейти по данной ссылке и приступить к завершающему шагу регистрации.
Шаг 4. Ввод личных данных.
На открывшейся по ссылке странице видим несколько полей для заполнения. Причем обязательны для заполнения только те, что отмечены красными звездочками, т.е. имя, фамилия и пароль, под которым вы будете заходить на портал (обратите внимание, что поле «Отчество» также необходимо заполнять, если отчество присутствует в документе, удостоверяющем вашу личность). После ввода данных нажимаем «Зарегистрироваться». Если все было сделано правильно, появится окно с уведомлением об успешной регистрации пользователя на портале.
На этом, собственно, все — вы полноправный пользователь краевого портала госуслуг. После завершения регистрации вновь открывается стартовая страница авторизации, только теперь достаточно ввести в соответствующие поля свой е-mail и пароль и начать пользоваться услугами портала (региональными и муниципальными).
Регистрация на едином портале государственных услуг
Регистрация на едином портале госуслуг во многом повторяет регистрацию на краевом портале госуслуг. Однако начать пользоваться его услугами сразу после авторизации не получится — для этого необходим код активации. Его можно получить в офисе «Ростелекома» либо по почте. Впрочем, обо всем по порядку.
Повторяем процедуру — со стартовой страницы портала госуслуг Красноярского края заходим на страницу «Войти в личный кабинет», но на этот раз идем в поле справа — «Авторизация через GOSUSLUGI.RU». В нем щелкаем на кнопку «Регистрация» и переходим на страницу регистрации.
Шаг 1. Опять выбираем нужную категорию пользователя — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица — и нажимаем «Далее».
Шаг 2. Читаем соглашение на обработку персональных данных, ставим отметку «Подтвердить» и нажимаем «Далее».
Шаг 3. Теперь нужно выбрать способ подтверждения личности. Это необходимо для того, чтобы получить код активации для регистрации на портале. Есть четыре способа подтверждения личности и получения кода активации: через Почту России, в центре обслуживания «Ростелекома», с помощью электронной подписи, с помощью универсальной электронной карты (УЭК). Предположим, что у вас нет электронной подписи и УЭК. Выбираем вариант получения кода в центре обслуживания «Ростелеком» (о способе получения кода по почте — ниже). Нажимаем «Далее».
Шаг 4. На открывшейся странице вводим данные для регистрации: фамилию, имя, отчество, номер СНИЛС, электронный адрес, номер мобильного телефона. Нажимаем «Далее».
Шаг 5. На следующей странице вводим данные авторизации, а именно — пароль. Затем подтверждаем пароль, вводим проверочный код и нажимаем «Далее». (Учтите, что система может попросить вас изменить пароль, если предложенный вами будет слишком простым). После этого на указанный вами электронный адрес и на мобильный телефон придут коды подтверждения.
Шаг 6. Подтверждаем контактные данные — вводим коды подтверждения в соответствующие поля.
Шаг 7. Регистрация закончена. Теперь необходимо проехать в офис обслуживания «Ростелекома» и получить код активации. В Красноярске таких офиса на сегодня два: на ул. Диктатуры Пролетариата, 31 и на ул. Вавилова, 54г.
Получение кода активации по почте
Если пользователь живет не в Красноярске и ему сложно приехать для получения кода активации в офисы «Ростелекома», то код можно заказать по почте. Для этого, выбирая во время регистрации способ получения кода активации (Шаг 3), необходимо отметить пункт «через Почту России», а в регистрационных данных (Шаг 4), помимо вышеперечисленных сведений, указать адресные данные. В остальном процедура регистрации идентична. Код активации для доступа на портал госуслуг придет пользователю по почте в течение двух недель.
Как получать госуслуги с помощью УЭК
Как уже было отмечено выше, универсальная электронная карта дает своему обладателю доступ к пользованию порталом госуслуг. При этом также необходимо быть зарегистрированным пользователем. Помимо этого для входа на портал с помощью УЭК через персональный компьютер, нужен специальный защищенный компактный считыватель (кард-ридер). Его можно подключить к любому компьютеру или мобильному устройству.
Считыватель имеет клавиатуру для набора ПИН-кода и небольшой дисплей для отображения информации о заказываемой услуге. Кроме того, с помощью УЭК можно заходить на портал госуслуг через инфоматы — универсальные терминалы, позволяющие получать услуги в режиме самообслуживания. Сейчас на территории края установлено 466 инфоматов. Подробные сведения об инфоматах, их местонахождении и инструкции по использованию есть на портале краевого министерства информатизации и связи www.24vkurse.ru.
Получить УЭК просто: необходимо подать заявку на оформление карты в одном из специальных пунктов приема заявлений. (При себе надо иметь паспорт, СНИЛС и медицинский полис — при наличии). В настоящее время в Красноярске три таких пункта:
• КГКУ «ЦИТ» — ул. Мечникова, 44А;
• КГБУ «Многофункциональный центр» — ул. 9 Мая, 12;
• КГБУ «Многофункциональный центр» — ул. Попова, 8;
Еще один пункт приема заявлений есть в Норильске — КГБУ «Многофункциональный центр», ул. Нансена, 69, пом. 2.
Более подробно о получении УЭК, а также ответы на самые частые вопросы по ее использованию есть на портале www.24vkurse.ru.
Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru