Версия для печати

Правда поколения

Я трудно живу в этом городе непостижимом,
Пытаясь простить из последних младенческих сил

Геннадий Жуков

Уфа. Городской дворец культуры. Конец декабря 2014 года. Темная сцена. Луч прожектора. На заднем плане мальчик, сидя на велосипеде, поет про семью, про то, что у него ее никогда не было, про то, какой она будет, когда он вырастет… В этот момент, сидящий рядом со мной сурового вида мужчина, начинает ерзать и что-то судорожно искать по карманам. Я присматриваюсь. Ну конечно. Он ищет платок. Находит. Вытирает глаза. Я оглядываюсь по сторонам и замечаю, что он такой не один. Да что там — у меня самого глаза влажные… Спустя полчаса, когда все закончится, мне расскажут, что такую реакцию эта сцена вызывает каждый раз, когда играется спектакль.

pokolenie_maugli01.jpg

«Поколение Маугли» — совместный проект благотворительного фонда Константина Хабенского и компании МТС, стартовавший летом 2014 года. На сегодня он состоит из двух площадок. Первая, онлайновая, представляет собой своеобразные творческие лаборатории, работающие в Интернете. Дети из разных городов России размещают на этой площадке свои творческие работы, а люди, заходящие на сайт, знакомятся с ними и голосуют за, по их мнению, лучшие. На конец 2014 года совокупная интернет аудитория проекта составляла 3 млн человек, из которых 275 тысяч — дети, создавшие творческие работы. Вторая площадка — собственно, театральная…

Обычный российский город. Ничем не выделяющийся ДК. Обычные дети играют спектакль. Совершенно необычный. Не потому, что ставился он творческой группой известных профессионалов театра и сцены под художественным руководством Константина Хабенского. Не потому, что на его техническую часть (свет, звук, декорации) потратили даже больше, чем на аналогичные вещи для среднестатистического спектакля в России (спасибо МТС). Не потому, что он в 2014 году стал лауреатом международной премии Станиславского (это скорее следствие). А потому, что этот спектакль спасает жизни. Правда. Все собранные средства идут в благотворительный фонд Константина Хабенского для помощи детям, больным раком мозга…

Уфа — второй город, в котором поставили «Поколение Маугли». Именно поставили. Силами уфимских детей, педагогов городской школы-студии Константина Хабенского и творческой группы, им собранной. Первым городом была Казань. Вместе с Уфой участие в постановках приняло 170 детей (80 в Казани, 90 в Уфе).

На момент старта уфимских спектаклей проект «Поколение Маугли» уже собрал 4 млн рублей. Плюс к этому, счетчик онлайновой площадки проекта перевалил за 285 тысяч баллов (это лайки и репосты, которыми были отмечены работы детей), которые будут монетизированы компанией МТС, и эти деньги также пойдут в фонд Хабенского.

Маугли — сын заместителя мэра столицы (название города умышленно не называется ни разу, ведь эта историю не привязана к месту), решивший, что он не нужен родителям, поскольку те все время в делах, бегах и прочем подобном. Богатство, комфорт жизни и популярность у сверстников претит ему, поскольку за это приходится платить родительской любовью и вниманием. И он убегает из дома. Для мальчика, выросшего в окружении всевозможных благ цивилизации, улицы становятся городскими джунглями с неизвестными ему законами и правилами. Здесь он встречает «свободных волков» и «бандерлогов».

pokolenie_maugli02.jpg

Первые — уличные художники, вооруженные баллонами с краской, расписывающие стены города граффити. Вторые — помешаны на баскетболе и хип-хопе. По сути, это молодежные течения, субкультуры, которые есть в любом городе. Также Маугли встречает Шерхана и его ребят. Вот это уже типичная уличная банда со свойственной подобным объединениям философией, основанной на культе силы. У всех этих людей свои правды, столь не понятные Маугли, что разобраться в них ему удается лишь к концу спектакля (помните мальчика на велосипеде), да и то не без помощи «учителей» — Акелы, Балу, Каа и Багиры…

pokolenie_maugli03.jpg

Помимо детей в спектакле «Поколение Маугли» играют и взрослые — это артисты местных театров, а также известные российские актеры. В Казани, к примеру, роль Шерхана сыграл Гоша Куценко, а роль Балу — Тимур Родригез. В Уфе на роль Багиры пришла Екатерина Гусева. Да и сам Хабенский нет-нет, да и примерит на себя шкуру Акелы. Правда, «звезды» играют не так часто — плотный график не позволяет им полностью погружаться в спектакль. Даже роли свои они учат и репетируют дома, смотря записи мизансцен. А потом уже, прилетая на несколько дней непосредственно в город, «входят» в уже живущий спектакль. Такое положение дел, однако, не отпугивает знаменитостей. Константин Хабенский вспоминает, как после презентации проекта на вручении премии Станиславского, к нему подходили известные российские актеры и заявляли о своей готовности играть в «Поколении Маугли». Кстати сказать, и местные актеры, и московские «звезды» играют совершенно бесплатно.

pokolenie_maugli04.jpg

Звучат последние аккорды написанной Алексеем Кортневым и Сергеем Чекрыжовым музыки спектакля. Актеры — дети и взрослые (финальная сцена — самая массовая в спектакле) — останавливают последние движения и выдыхают — их роль на сегодня исполнена. Гаснет основной свет сцены. И вверху загорается экран, на котором фотографии трех детей, борющихся со страшной болезнью — раком головного мозга.

— Спасибо вам, что пришли, — звучит голос Константина Хабенского, 3 ваши деньги сегодня спасли жизни трех этих детей…

Каждая сессия спектаклей «Поколение Маугли» собирает средства для лечения трех конкретных детей. И каждый — участник спектакля, работник сцены, зритель в зале — точно знает, кому именно он помог.

Закрывается занавес. Осторожно раздвинув его полы, на авансцену выходит Константин Хабенский. Присаживается и начинает общаться с залом. Оказывается, это еще не премьера, а предпремьерный показ, он же генеральный прогон. А в зале сидят родители, родственники и друзья тех, кто только что играл на сцене. И Хабенский просит, особенно родителей и учителей, на эти пять дней, пока будет идти спектакль, обеспечить максимальный комфорт и покой детей.

pokolenie_maugli05.jpg

— Та нагрузка, которую в эти дни будут испытывать дети, — говорит он, — способна психологически подкосить даже профессионального актера. Поэтому, пожалуйста, помогите им пройти через это. Будьте с ними, помогайте.

Родители кивают в ответ.

— Знаете, — продолжает Хабенский, — сегодня перед началом спектакля я сказал детям: «С момента, как вы выйдете на эту сцену, и на всю жизнь, каждый из вас имеет полное право говорить, что он лично спас, как минимум, три человеческих жизни»…

Меня бьет озноб.

Следующий город, куда приедет «Поколение Маугли», объявят 31 января 2015 года, когда определится победитель «Битвы регионов» на сайте dobroedelo.mts.ru.

И я узнаю, где я буду через 3-4 месяца.

Евгений Волошинский


Сейчас на главной