Злобинский речной порт решили оставить в черте Красноярска
Внести такую поправку в проект генплана Красноярска ранее на заседании профильных комиссий предложил депутат Александр Коропачинский. По его идее, территорию не полностью загруженного сейчас злобинского грузового района следует отдать под жилую застройку. А мощности грузового района распределить между другими участками красноярского порта. Городские и краевые власти в то же время настаивали на том, чтобы оставить порт на прежнем месте, но «наведя там порядок и введя новые стандарты».
На сессии Горсовета присутствовал представитель Енисейского речного пароходства Александр Иванов, который пояснил, что красноярский порт состоит из трех грузовых районов: Злобино, Песчанка и «Енисей».
— Злобино занимает территорию в 20 тысяч квадратных метров, там 21 тысяча складов. В районе Песчанки строительство в советские годы не было закончено, поэтому сейчас там только площадка на 10 га. В районе «Енисея» 970 квадратных метров площадей складов, остальное — площадки, — рассказал Иванов.
По его словам, порт «сейчас обеспечивает не только развитие края, но и экономики страны» в целом:
— Мы работаем на 8000 километров водных путей, доставляем грузы на север, где нет ни железнодорожной дороги, ни аэродромов. Альтернативы порту нет и не будет.
Зато у него, если верить Иванову, есть перспективы. Например, с 2016 года начнется освоение Байкаловского нефтегазоконденсатного месторождения, которое по масштабам станет «новым Ванкором» с инвестициями в четыре миллиарда долларов. Кроме того, сейчас в России принимается «громадная программа» по освоению Арктики.
— Да, сегодня порт не полностью загружен, но если завтра понадобятся грузы для освоения Арктики и Байкаловского месторождения, то мы что будем делать, если сейчас порт уберем? — обрисовал он перспективы.
Максимальный грузооборот, который согласно последнему техническому паспорту, способен принять злобинский район — четыре миллиона тонн. Однако, как уточнил Александр Иванов, паспорт был получен еще в 1989 году, и с тех пор этот показатель уменьшился. В годы приватизации, по его словам, 15 га территории района отдали под склады и коммерческие предприятия, которые сейчас не используются для нужд порта.
По данным оппонента Иванова Александра Коропачинского, сейчас суммарная мощность всех трех районов красноярского порта не превышает четырех миллионов тонн в год. За последние шесть лет Енисейское речное пароходство ежегодно перевозит в среднем чуть меньше миллиона тонн.
— То есть производственные мощности сегодня превышают в четыре раза существующие потребности, — сказал Коропачинский. — Максимальное значение было, когда строился Ванкор, — 1,6 миллиона тонн, но сейчас-то Ванкор кончился. Да, нам говорят про Арктику, Байкаловское месторождение и так далее. Но вы через единственную правобережную магистраль на проспекте Красноярский рабочий хотите построить на Севере рай?! Через центр Красноярска хотите запустить весь грузопоток?! Оставить железную дорогу через Красраб? Ну тогда же порт точно надо выносить за черту города.
Злобинский район был построен в 1942 году и, если его оставлять в черте города, ему необходима реконструкция. При этом у пароходства стратегии реконструкции порта нет, признался сам Александр Иванов, а есть лишь «планы ремонта сооружений складского хозяйства и площадок».
Коропачинский заметил, что при переводе земли в жилую зону она по-прежнему будет принадлежать пароходству, но стоимость ее повысится.
— Изменяя статус земли на жилую зону, то есть самую дорогую, мы повышаем стоимость актива, и у пароходства будут деньги на вынос этого порта. Причальная стенка в Злобино — это деревянные рубленые ряжи, а что с ними могло произойти за 70 лет? В грузовом районе «Енисей» стенка металлическая, на Песчанке — бетонные блоки. То есть у вас два современных порта по причальной стенке, а вы держитесь за деревянные ряжи? — обратился депутат к Иванову.
После обсуждения депутаты приступили к голосованию, по итогам которого поправку отклонили — то есть злобинский порт останется в черте города.