Детки в порядке

Рост числа жалоб на нарушения прав детей не подтверждается ростом числа этих нарушений.

Чем больше, тем лучше

Основной закон, защищающий права ребенка в России был принят еще в 1998 году. Этим законом предусматривалось создание специальных служб уполномоченных по правам ребенка во всех регионах страны. Коснулось это и Красноярского края. Но, вопреки ожиданиям, в тот момент закон не нашел достаточного отклика в сердцах красноярцев — жалобы были единичны и чаще не обоснованы. Однако со временем ситуация менялась — дети и взрослые все больше узнавали о своих (и своих чад) правах и стремились их отстаивать. В итоге только за 2014 год число жалоб о нарушении прав детей в Красноярском крае возросло сразу на 20 процентов и составило 781 обращение.

— Обращений поступает все больше, но я не рассматриваю это как негативный момент, — говорит уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Ирина Мирошникова. — Не так уж и плохо, что граждане знают о своих правах и чаще заявляют об их нарушении, либо сомневаются в том, правильно ли поступают с ними. Такие обращения можно рассматривать как один из способов получить бесплатную юридическую помощь и независимую оценку.

По словам Мирошниковой, самый главный критерий — это даже не число жалоб, а процент выявленных в результате нарушений. А их гораздо меньше — в текущем объеме жалоб права детей действительно были нарушены лишь в 17 процентах случаев.

stopka_bumaga.jpg

Несмотря на рост жалоб, выделить какое-то одно направление, по которому пошел вал обращений, практически невозможно. При этом специалисты четко видят три позиции, по которым их стало меньше: это обеспечение местами в дошкольных образовательных учреждениях, работа органов опеки и реабилитация детей инвалидов.

— Можно сделать вывод, что учреждения и ведомства действительно работают над недочетами, — заключает уполномоченный по правам ребенка.

Как показывает практика, муниципальным организациям все же есть куда стремиться: за прошлый год число жалоб на нарушение жилищных прав выросло сразу на 40 процентов. К примеру, к уполномоченному все чаще стали обращаться многодетные семьи, которым предоставляли землю под строительство.

— Многих граждан не устраивают полученные участки, — рассказала Мирошникова. — Они жалуются на некачественный грунт или неудобный рельеф, на котором невозможно ничего построить, отсутствие инфраструктуры, электричества и коммуникаций. Чем больше участков выдают, тем стремительнее растет число таких обращений.

Также намного возросло число жалоб на выселение семей из жилья. Такие ситуации часто связаны с задолженностью по ипотеке и ЖКХ или с «черными риэлторами».

Дети против взрослых

Новой тенденцией, сформировавшейся только в прошлом году, стало поступление шести жалоб от самих детей. Теперь они смело высказывают свое мнение и требуют, чтобы с ними считались.

Чаще всего дети обращаются за помощью, чтобы разъяснить конфликтную ситуацию дома.

— В ссоре между родителями и детьми практически невозможно определить правоту одной из сторон, — говорит Ирина Мирошникова, — в таких случаях к решению проблемы мы подключаем школьных педагогов, социальных работников, психологов и даже службу примирения.

Не редки стали случаи обращений старшеклассников по вопросам нарушения их прав в образовательных организациях.

— К нам поступила жалоба от школьников Сухобузимского района, — рассказывает Мирошникова. — На пробном сочинении организаторы выдали им недействительные бланки и в результате написанные сочинения не были зачтены.

Всего в 2014 году доля жалоб на нарушения прав детей в образовательных организациях составила семь процентов от общего числа обращений (порядка 60 штук).

— Раньше часто жаловались на нарушения в вопросах организации питания, ремонта или строительства, — говорит Мирошникова, — сегодня же на первый план выходит непрофессионализм педагогических работников.

Однако самым острым остается вопрос травли учеников.

Альт

— Часто, видя издевательство одних детей над другими, учитель предпочитает не вмешиваться в ситуацию, — рассказывает уполномоченный по правам ребенка, — а это нарушение прав детей. К тому же нередки случаи, когда нарушаются права ребенка в сфере инклюзивного образования — совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Сами ученики легко принимают таких ребят, но этого нельзя сказать о родителях, а что самое ужасное — и об учителях.

По мнению экспертов, количество жалоб на нарушение прав ребенка продолжит увеличиваться. И дело не только в росте осведомленности людей в этом вопросе — сама система контроля за соблюдением прав (как детей, так и взрослых) является реактивной, то есть вступает в действие тогда, когда права уже нарушены. Эффективных же инструментов, которые позволили бы предотвращать эти нарушения, в системе нет.

Елизавета Колесова