Экскурсия по ночному Готэму

Начало Начало истории создания нолановской трилогии о Бэтмене следует искать еще в середине 90-х. Окрыленные успехом посттимбертонского «Бэтмена навсегда» Джоэля Шумахера продюсеры уже во время съемок следующей части («Бэтмен и Робин») заявляют, что полным ходом идет написание сценария и к пятой главе кинофраншизы. Однако безоговорочный (и, надо сказать, абсолютно заслуженный) провал «Бэтмена и Робина», сделанного тем же Шумахером спустя два года, заставил кинобоссов «Уорнер Бразерс» задуматься, что Бэтмен, может быть, вовсе «и не навсегда».

Как от зрителей, так и от профессиональных кинообозревателей досталось, пожалуй, всем: и фактически похоронившему франшизу Джоэлю Шумахеру; и Бэтмену Джорджа Клуни, своей извечной иронической искоркой в глазах разрушившему трагический образ Человека-летучей мыши, созданный Китоном и Килмером до него; больше всего издевательской критики получил, пожалуй, новый костюм супергероя, которому кто-то догадался приделать соски. «Бэтмен и Робин», по итогам стоившие студии 185 миллионов, в американском прокате едва набирают 100.

Соски на костюме БэтменаПресловутые соски, таким образом, отправили на полку уже имеющиеся сценарные наработки продолжения истории о Бэтмене, а продюсеров вынудили искать новую концепцию франшизы. В фанатской среде вовсю обсуждались появившиеся на уровне слухов различные варианты развития событий: прямое продолжение четырех серий Бертона и Шумахера, приквел на основе комикса «Год первый» Фрэнка Миллера, киноадаптация мультсериала «Бэтмен будущего» и совместная картина о Бэтмене и Супермене.

Те же слухи, которые с этих пор начали появляться регулярно, прочат роль Бэтмена Леонардо Ди Каприо, Курту Расселу, Брэду Питту, Бену Аффлеку, Мелу Гибсону, Джорджу Клуни, Джошу Харнетту, Джуду Лоу, Кристиану Бэйлу, Клинту Иствуду и кому только не; а режиссерское кресло — снова Тиму Бертону и Джоэлу Шумахеру, Даррену Ароноффски, Кевину Смиту и многим другим.

Кристофер НоланВ итоге в 2003 году студия назначает режиссером англичанина Кристофера Нолана, известного по малобюджетным независимым триллерам «Преследование» и Memento и детективом «Бессонница» с Аль Пачино. Нолан сразу зарабатывает благосклонность бэтфанатов тем, что ему удается убедить продюсеров не брать на роль супергероя любимца девочек-подростков Эштона Катчера. Взамен он предлагает еще одного англичанина, в то время не звездного Кристиана Бэйла, предпочитающего играть в основном в некрупных проектах типа триллера «Машинист» и экранизации «Американского психопата» (имя героя психопата — Патрика Бэйтмена, которого играл Бэйл, естественно, дало повод для нескольких каламбуров).

Кристиан Бэйл

Картина получает название «Бэтмен: начало». За основу берется имеющийся сценарий, который повествует о становлении Бэтмена как героя, существенно, впрочем, Ноланом переделанный. Режиссер пытается придать «сугубый реализм» истории о супергерое. Главными врагами Бэтмена становятся не задействованные в прежних экранизациях Пугало (Киллиан Мерфи) и бессмертный Раш Аль Гул (Лайам Ниссон). Дворецкого Альфреда играет еще один британец сэр Майкл Кейн, девушку Бэтмена — Кэти Холмс.

Мировые кассовые сборы

Трилогия «Властелин колец»:
Братство кольца (2001) — $871 млн
Две крепости (2002) — $926 млн
Возвращение короля (2003) — $1,1 млрд
Итог = $3,9 млрд

Трилогия «Спайдермен» Сэма Рэйми:
Человек-паук (2002) — $822 млн
Человек-паук 2 (2004) — $784 млн
Человек-паук 3: Враг в отражении (2007) — $891 млн
Итог = $2,497 млрд

«Люди ИКС»:
Люди Икс (2000) — $296 млн
Люди Икс 2 (2003) — $408 млн
Люди Икс: Последняя битва (2006) — $459 млн
Итог = $1,163 млрд

Тетралогия Бертона-Шумахера:
Бэтмен (1989) — $411 млн
Бэтмен возвращается (1992) — $267 млн
Бэтмен навсегда (1995) — $337 млн
Бэтмен и Робин (1997) — $238 млн
Итог = $1,253 млрд

Бэтмен Нолана:
Бэтмен: Начало (2005) — $372 млн
Темный рыцарь (2008) — $1 млрд
Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012) — на данный момент 286 млн (мировая премьера состоялась 19 июля)
Промежуточный итог = $1,658 млрд

Большая часть съемок проходит в Англии, лишь некоторые сцены снимают в Исландии и Чикаго. Использование компьютерных спецэффектов Нолан свел к минимуму, так что на съемочной площадке строят огромные декорации города Готэма. Премьера назначена на лето 2005 года, съемки и рекламная капания обходятся студии в 150 миллионов долларов.

В итоге за первый уикенд лента собирает в США 47 миллионов долларов, за все время проката — 205 миллионов и еще 372 миллиона по всему миру. Новая франшиза, можно сказать, рождена.

Темный рыцарь

Хотя по «Началу», в общем-то, нельзя было предсказать тот успех, который ожидал франшизу с выходом второй ее части — «Темный рыцарь». Впрочем, известность эту ленту ждала немного раньше, чем она вышла на экран. 22 января 2008 года, за полгода до премьеры «Темного рыцаря», в своей квартире был найден мертвым актер Хит Леджер, исполнитель роли Джокера, главного врага Бэтмена.

С этого момента большинство новостей, касающихся фильма, так или иначе было связано с именем Хита Леджера. Появились, к примеру, слухи, сразу, впрочем, опровергнутые режиссером Кристофером Ноланом, что не все сцены с участием Джокера были сняты и, возможно, их придется переснимать с новым актером. Молодой, обаятельный и талантливый австралиец Леджер до «Темного рыцаря» не успел, к сожалению, сняться в какой-либо знаковой для себя роли (хотя и имея в актерском арсенале работы в «Горбатой горе» и «Меня там нет») и по сути лишь выходил на пик карьеры. Такой знаковой для него и стала роль Джокера в «Темном рыцаре», за которую он посмертно получил ряд кинонаград, включая Оскар, и сравнения с также погибшими в раннем возрасте культовыми актерами Джеймсом Дином и Ривером Фениксом.

Смерть Леджера невольно стала, конечно, лучшей пиар-кампанией для фильма. За первые шесть дней проката «Темный рыцарь» собирает больше, чем предыдущая часть за все время, по итогам сборов фильм становится четвертым, сумевшим набрать более миллиарда долларов в мировом кинопрокате.

Хит Леджер — Джокер

Естественно, с такими кассовыми показателями и практически всеобщим обожанием фильма вопрос о третьей части не стоял. Сам Нолан, впрочем, о своем участии во франшизе говорил неуверенно и осторожно, утверждая, что вернется к ней, если сможет придумать что-то, способное перекрыть успех «Темного рыцаря». Но позже, отвлекшись на время на съемки фантастического боевика «Начало», Нолан возвращается к истории о Рыцаре ночи.

Возрождение легенды

Если «Темного рыцаря» сопровождала смерть Хита Леджера, то спутницей третьей части, в России вышедшей под названием «Возрождение легенды», стала трагедия еще большего масштаба. В США в пригороде Денвера на премьере фильма 19 июля студент Джеймс Холмс устроил бойню прямо в кинотеатре. В результате 12 человек погибли, 58 получили ранения. При этом, как позже выяснилось, свои волосы Холмс выкрасил в красный цвет, а себя называл Джокером. В Штатах был объявлен пятидневный траур, в некоторых российских кинотеатрах пообещали усилить на премьере охрану.

За премьерный уикенд фильм собрал более 160 миллионов долларов, что стало одним из лучших результатов за историю проката вообще. Тем не менее, местные эксперты сходятся во мнении, что не случись трагедии, сборы у «Возрождения…» были бы лучше. Хотя в России случай со студентом Холмсом, наверное, лишь повысит зрительский интерес.

Чего же стоит ждать зрителям от третьей части нолановского Бэтмена? По сюжету со времен событий предыдущего фильма прошло восемь лет, главный герой, взявший на себя вину за смерть Харви Двуликого, стал изгоем. Однако с появлением опасного террориста Бэйна Готэму вновь требуется помощь Темного рыцаря. Так вкратце выглядит синопсис картины (ну и нельзя не упомянуть, конечно, появление Женщины-кошки в исполнении Энн Хэттуэй).

Кто такой этот Бэйн, для российского зрителя точно не самый известный персонаж вселенной Бэтмена? Между тем, в оригинальном комиксе это один из его опаснейших врагов, которому, к примеру, благодаря своей сверхсиле, в одной из схваток удалось сломать герою позвоночник и вывести его из игры на длительное время. Свою силу Бэйн черпает из экспериментального наркотика, к которому у него выработалась зависимость. При этом он вовсе не тупая гор мышц, а равный Бэтмену по интеллекту соперник — ему одному из немногих удается вычислить настоящую личность Рыцаря ночи. Вот с таким примерно персонажем, которого на экране воплотил актер Том Харди, придется иметь дело Человеку-летучей мыши. Согласно вестям со съемочной площадки экранный Бэйн будет чем-то средним между революционером и диктатором.

Бэйн

Возможность увидеть, удалось ли поставить Нолану жирную точку в своей истории о Бэтмене, у российских зрителей уже появилась: «Возрождение…» уже началось в кинозалах страны.

Другие экранизации Бэтмена, достойные внимания

Бэтмен\Дракула (1964)

Связь между Человеком-летучей мышью и клыкастым графом Дракулой, в общем-то, напрашивается сама собой. И, как выясняется, не безосновательно: один из авторов Бэтмена Бой Кейн при создании своего героя вдохновлялся образом, воплощенном на киноэкране актером Белой Лугоши в фильме «Дракула» 1931 года.

Первым вместе их свел отец поп-арта Энди Уорхол. Никаких прав ни у DC Comics, ни у студии Universal Уорхол не приобретал, потому и свой мэш-ап-фильм показывал только на художественных выставках. Лента носила откровенно несерьезный характер и сейчас считается утерянной. Хотя в интернете можно отыскать вот такие видеофрагменты, из которых, впрочем, непонятно, тот ли это фильм Уорхола (откровенно говоря, из них вообще ничего непонятно).

Бэтмен, сериал (1966-1968)

Культовейший (простите) в Соединенных Штатах Америки комедийный сериал середины 60-х, при этом далеко не первый о Рыцаре Ночи. Бэтмен на пару с Робином сражается с Джокером, Ядовитым плющом, Ридлером и Пингвином. Как и фильм Уорхола, сделан в несерьезной, даже откровенно пародийной манере: глупые шутки, чередующиеся с тонким юмором, бодрый серф-саундтрек за кадром и появляющиеся на экране фирменные комиксоидные надписи вроде POW! или CRASH! во время сцен драк и погонь. Другое дело, что к третьему сезону шутки приелись, проект, по сути, топтался на месте, так что в 1968-ом, когда зрительский интерес к сериалу угас, его прикрыли. Тем не менее, у него до сих пор остается множество поклонников: к примеру, мэра Куахога из мультсериала «Гриффины» зовут Адам Уэст в честь исполнителя роли Бэтмена.

Сериал, кстати, примечателен еще тем, что вывел в элиту пантеона суперзлодеев города Готэма Ридлера (Человека-вопроса), который в комиксах был на третьестепенных ролях; и породил полнометражный фильм, вышедший в том же 1966-ом.

Бэтмен (1989) и Бэтмен возвращается (1992)

Первая серьезная попытка переложить приключения Человека-летучей мыши на большой экран оказалась удачной. Странноватый и в то время малоизвестный режиссер-визионер Тим Бертон использует в экранизации свою фирменную (и теперь уже давно приевшуюся) «готическую» мрачность, крайне подходящую саге о Темном рыцаре. Режиссеру удалось отстоять у продюсеров на роль Бэтмена совсем не звездного и на первый взгляд неочевидного Майкла Китона, который сегодня, наряду с Уэстом и Бэйлом, смотрится одним из лучших исполнителей этой роли. «Незвездность» Китона компенсировали Джеком Николсоном и его эталонной игрой Джокера.

Спустя три года в рождественском «Бэтмен возвращается» Бертон доводит свои приемы до совершенства, а число одновременного пребывания готэмских фриков на экране увеличивается до трех: наряду с Бэтменом в фильме появляются Пингвин (Денни ДеВито) и Женщина-кошка (Мишель Пфайффер).

Что начиналось за здравие, кончилось, тем не менее, за упокой. Если «Бэтмен Навсегда» Джоэля Шумахера, сменившего Бертона на посту режиссера, еще более-менее смотрибелен, то последовавший за ним «Бэтмен и Робин» (чудовищный) фактически похоронил франшизу. В «Бэтмене и Робине», кстати, в эпизодах есть и главный злодей «Возрождения легенды» Бэйн, который тут, впрочем, похож на объевшегося наркотиками сбежавшего со сцены рестлера-имбецила.

Бэтмен: Маска Фантазма (1993)

Выросший из мультсериала о Бэтмене начала 90-х (который, в свою очередь, появился благодаря успеху фильмов Тима Бертона) полнометражный нуар-мультфильм, флэшбеками рассказывающий о происхождении Бэтмена и (немножко) Джокера. Впрочем, главным соперником Рыцаря Ночи тут становится не психованный клоун, а еще один супергерой Фантазм, который преступников, в отличие от Бэтмена, предпочитает убивать. Несмотря на свое мультпроисхождение, картина в целом довольно мрачная. Имеется также продолжение с Мистером Фризом, в целом тоже неплохое, но на порядок хуже.

Бэтмен будущего: Возвращение Джокера (2000)

Еще один переросший сериал мультфильм, на этот раз киберпанковский. Миллионер Брюс Уэйн давно отошел от дел и сидит на пенсии, «курируя» нового Бэтмена — случайно узнавшего о былом альтер-эго Уэйна тинейджера (привет Питеру Паркеру) и напросившегося стать новым ночным мстителем. Работу дуэта паренька и супергероя упрощает, а иногда и усложняет, инновационный костюм Бэтмена.

Главной проблемой сериала было отсутствие ярких, харизматичных суперзлодеев, чем всегда славилась вселенная Готэма. Помучившись немного в первых сериях с топ-менеджером транскорпорации, получившим сверхсилу от радиационных отходов, новый Бэтмен все больше вынужден сражаться со всякой мелочью типа разгуливающих в джокерских масках головорезов (впрочем, однажды врагом Бэтмена здесь становится сам Супермен, чьим разумом временно управляет некий инопланетный паразит).

«Возвращение Джокера» и должно было эту проблему решить, и из названия мультфильма вполне очевидно, каким именно способом. На экраны здесь молодым и полным сил действительно возвращается главный враг Человека-летучей мыши, погибший по сериалу много лет назад. Как ему это удается, рассказывается, естественно, в самом финале.

Александр Ибрагимов
Кадры: kinopoisk.ru