Кино в Москве закончилось!
Награду вышел вручать новый министр культуры РФ Владимир Мединский. Однако после торжественной речи со сцены в адрес актрисы он так и спустился в зал с призом в руках, забыв отдать его победительнице. Тем не менее, так и не получившая свою статуэтку Катрин Денев объявила 34-й Московский официально закрытым.
Основные же призы распределяло жюри под председательством бразильца Эктора Бабенко. В его состав входили также итальянский продюсер Адриана Кьеза ди Пальма, режиссеры Жан-Марк Барр (Франция), Явор Гырдев (Болгария) и наш Сергей Лобан, обладатель спецприза ММКФ-2011 за «Шапито-шоу». И…
Гран-при, «Золотой Георгий», достался британской ленте «Отбросы» (Junkhearts) режиссера-дебютанта Тинджа Кришнана. Главный герой этой ленты — отставной солдат, страдающий алкоголизмом и посттравматическим стрессовым расстройством. Чтобы скрасить свое одиночество, он впускает в дом бездомную девушку-подростка, которая меняет его жизнь… но, увы, не в лучшую сторону… Так что редко, но еще снимаются фильмы без «хэппи-энда».
Также в Англию и за этот же фильм уехало серебро за лучшую мужскую роль: его получил Эдди Марсан, сыгравший главную роль.
Российская историческо-мистическая драма «Орда» про монгольское государство XIV века, где жестокая ханша Тайдула слепнет от необъяснимого недуга, и поэтому в Орду срочно вызывают владыку Алексия, которого монголы считают «великим колдуном»… была отмечена «Серебряным Георгием» за лучшую режиссерскую работу Андрея Прошкина. Такую же статуэтку получила и театральная актриса Роза Хайруллина, исполнившая в этой ленте роль ханши Тайдулы, став лучшей актрисой ММКФ-2012.
Конкурс дебютов и экспериментального кино «Перспективы», выиграла еще одна работа из Англии — мелодрама «Разрушители» (The wreckers) Диктинны Худ. А спецприз Большого жюри «Серебряный Георгий» перешел к мексиканскому фильму «Срок годности» (Fecha de caducidad) режиссера Кении Маркес.
Большая часть второстепенных, но отнюдь не второсортных призов досталась двум хорошим итальянским картинам «Присутствие великолепия» (Magnifica Presenza), режиссера Ферзана Озпетека (главный герой приезжает в Рим и селится в «нехорошей квартире», где его начинают одолевать живущие там… актеры из прошлого!) и «Все копы — ублюдки» (A.C.A.B.) Стефано Соллимы. Первый получил премию киноклубов России с формулировкой «за неповторимость кинематографического великолепия» и приз зрительских симпатий, включающий в себя сертификат на проведение рекламной кампании. А история о трех бойцах итальянского ОМОНа, погруженных в будничное насилие, была вообще принята на «ура», что неудивительно, так как за последние полгода в связи с нескончаемыми выборами эта тема стала очень актуальной. Кто кого: полиция демонстрантов или наоборот! Соответственно, сразу три награды: Международной кинокритики (FIPRESCI) за лучший фильм основного конкурса, федерации киноклубов России и российской кинокритики «за беспристрастный взгляд на бескомпромиссные идеи».
«Широко известный в узких кругах» новый фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» (сюр про трех женщин любовь и смерть: где экзальтированную медсестру с «простой» фамилией Неубивко, играет сама Литвинова, а роль ее пьющей (!!!) коллеги исполнила Татьяна Друбич, которая уже лет как 10 практически нигде не снимается, а работает себе на радость врачом-эндокринологом) с музыкой Земфиры было бы просто нечестно оставить уж совсем без ничего. Поэтому он получил «Приз газеты «Коммерсант Weekend».
Ну и почетный приз «За вклад в мировой кинематограф» еще на открытии фестиваля получил Тим Бертон.
И немного «мыслей». По общему мнению кинематографического сообщества, 34-й ММКФ окончательно утвердил наметившуюся еще в прошлом году тенденцию: самые интересные фильмы в программе — документальные. Во-первых, уровень документального конкурса оказался, и это очевидно, куда выше основного, где зачастую собирают то, что не попало на более престижные мировые фестивали. Во-вторых, курируемая Григорием Либергалом «Свободная мысль» представляет действительно репрезентативную подборку документалок, уже отмеченных международными наградами. Наконец даже плохое неигровое кино лучше «старшего брата», потому что увидеть фрагмент новой реальности, пусть и неудачно смонтированной, имеет больше смысла, нежели экранизированные фантазии посредственного режиссера. Пока эта тенденция, увы, не отражается на зрителе — народ все же предпочитает игровое кино. Но, возможно, со временем…
А в следующем году мы ждем юбилейный, 35 ММКФ. Надеюсь, интересный!
С.Бондов.
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/articles/kino-v-moskve-zakonchilos