Миры Михаила Сашко

МИР ПЕРВЫЙ — РАБОТА И ОБЩЕСТВО

Как журналист, я часто бываю в кабинетах различных директоров и чиновников. Что удивляет в кабинете технического директора ОАО «Научно-технический прогресс» Михаила Сашко? Дверь нараспашку и отсутствие компьютера. По его словам, последний мешает работать, да и нужен больше в приёмной, чем у него в кабинете.

Он с удовольствием рассказывает об успехах своей профессиональной деятельности: за 15 лет сделал организацию узнаваемой на строительном рынке Красноярья. В компанию часто обращаются при возникновении нестандартной ситуации или предаварийного состояния зданий.

«Я выстроил то, о чем мечтал. Заканчиваю структуру, в которой будет все: от инженерных изысканий и проектирования до ввода объектов в эксплуатацию. Мы уже аттестовали три лаборатории и разработали систему менеджмента качества, чем гордимся немыслимо», — заявляет Михаил Петрович.

Технический директор компании добавляет, что создание саморегулируемых обществ (СРО) изменило ситуацию на рынке. Для того, чтобы выжить в этих условиях, пришлось заплатить немало средств и вступить во все СРО, какие существуют в отрасли.

«На мой взгляд, сейчас тот переломный момент, когда звучит призыв: давайте работать по правилам и с профессионалами. Вот за рубежом выбирают не по тому, что предлагаешь мало денег, как у нас по федеральному закону. А по тому, что есть опыт работы в данной деятельности. Только при таком подходе не будет парадоксов в строительной сфере», — рассуждает Сашко.

И заключает, что знания добавляют грусти: «Я смотрю, кто приходит к руководству крупными отраслями, в исполнительную власть, какие идут взаимные претензии у них друг к другу — тоскливо становится. Не понимаю, почему все больше непрофессионалов приходит заниматься узкой профессиональной деятельностью. Допустим, человек имеет образование в торговой сфере, годы проработал в турбизнесе и вдруг — возглавил крупнейший металлургический комплекс. Парадокс. Чем больше узнаешь о том, что есть в нашем обществе, тем больше возникает вопросов: в связи с чем так происходит?».

И еще Михаила Петровича волнуют процессы становления гражданского общества. Не как формального объединения в некие союзы, а как факта существования страны.

«Почему-то у нас понятие Родины и гражданина постепенно отходит на второй план. Как-то по работе пришел в одно ведомство и сказал, что обращаюсь как гражданин города. И получил резкий ответ: «Брось эти слова». Для меня фраза прозвучала оскорбительно и достаточно странно».

Вот такие рассуждение на тему, которую мы когда-то описывали в школьных сочинения по произведениям классиков Некрасова и Маяковского: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

МИР ВТОРОЙ — ВЫПУСКНИКИ И ГОРОД

Я уже говорила, что Сашко некогда возглавлял строительный факультет Политехнического института, преобразованного в дальнейшем в академию строительства и архитектуры, а ныне вошедшего в состав Сибирского федерального университета.

Кстати, его идея организовать выезд факультета на природу на майские праздники перерос в популярный сегодня туристический фестиваль — «Сухая Мана».

Выпускники. Говоря о них, Михаил Петрович вспоминает не тех, кто обучался при нем в вузе (среди них немало известных личностей: Сергей Шойгу, Разим Абасов и т.д.), а тех, у кого он был руководителем.

«Иногда звонят: «Как ваши дела, что нового?». Приятно. У них в голове остаются какие-то ассоциативные вещи. Значит, правильно где-то «вкрутил какие-то лампочки» и они помнят то, о чем я с ними говорил», — смеется он.

Он преподает и сегодня. Гордится многими своими выпускниками, в числе которых руководитель архитектурной мастерской «Тектоника» Евгений Зыков. И грустит, когда подчеркнуто заявляют, что преподаватель им многое дал, но они его «далеко превзошли».

«В этом году было немало объектов с ошибками, которые делали мои выпускники. Некоторые прошли экспертизу, некоторые нет. Огорчает, когда не только я, но и специалисты им объясняли: по этому проекту строить нельзя, это затянет строительство, этот проект очень дорогой. Не прислушались», — сетует он.

А еще Михаил Петрович тяжело переживает предательство, которых на его жизненном пути было три: «Очень долго чувствую себя дискомфортно. Ведь эти люди всем говорят, что они ученики Сашко. И совершенно не понимаю логики, когда они вступают в СРО, где я являюсь председателем контрольной комиссии. Видимо, потерялись какие-то моральные ориентиры».

Он очень любит родной город. Его волнуют все, что с ним связано. И не может понять, почему вокруг столько парадоксов: выделенные деньги на ремонт зданий по системе ЖКХ идут лишь на обновление фасадов; объявляют конкурс на поставку бордюрных камней и выбирают самый дешевый вариант из цемента, а через два года конкурс повторяют.

«Не радует глаз точечная застройка — уродующая общую архитектуру города. С каждым годом становится все меньше зеленых зон — мы давно отошли от всех нормативов в этой области. И весьма печально, что в Красноярске много ветхого и аварийного жилья. Даже в центре города немало бараков с уличными туалетами», — говорит Сашко.

Он может об архитектуре и строительстве рассказывать часами, а относительно лучшего жилья заявляет, что самое-самое «это БЛАС — блок личной архитектурной среды: рюкзак и палатка».

МИР ТРЕТИЙ — СЕМЬЯ И УВЛЕЧЕНИЯ

Тут у Сашко «все как у всех»: жена, дети, внуки. Всегда рад гостям. Ходит с подросшими внуками на Столбы, два раза в месяц приводит их во Дворец экстремальных видов спорта, чтобы они там «крутились-вертелись».

По-прежнему с удовольствием ездит в свою любимую баню, на дачу. Где нередко отмечают День туриста.

Конечно, не забывает о своем клубе любителей закаливания и зимнего плавания «Креофил». Благодаря его неугомонной деятельности в этом году была создана Федерация холодового плавания Красноярска и теперь наши «моржи» могут принимать участие в соревнования за пределами края и России. Уже есть успехи — команда активно выступила в заплывах не только в Благовещенске, но и весьма удачно в Китае.

«Увлечения мои интересны тем, что дают мне стимул к жизни. Мало того — они позволяют «обнулять матрицу», когда я ухожу в спортивные походы. То есть, я стираю из памяти весь негатив и вновь восстанавливаю свои ощущения», — рассказывает Михаил Петрович.

Свои походы с друзьями он всегда планирует. С воодушевлением рассказывает о том, как несколько лет назад «наблюдал потрясающие виды» во время похода на Кинзелюкский водопад Восточного Саяна.

«В этом году у меня был четко расписан план действий. Я его оформил в виде календаря, раздал друзьям и знакомым. И выполнил с одним изменением — мы не попали в Ергаки, но сходили в пещеру Партизанскую. Там обнаружили и зафиксировали на пленке неопознанный летающий объект — spaisfish — или что-то в этом роде. Это чудовище летает со скорость 10 тыс. км в час. Его активно изучают в чилийских пещерах. Для нас это было настоящим открытием года, которое будоражит до сих пор», — вспоминает он.

И с грустью говорит о походе на гору Сивуху (1807 метров) Канского Белогорья. Был расстроен тем, что встречалось много квадрациклов, и не было «единения с природой». Огорчило и то, что в озерах исчезла рыба. Не то ее выловили, не потравили.

А еще он выставлял свои фотоработы в Доме учителя и раздавал пришедшим купоны, на которые по окончании выставки обменивал снимки. То есть, дарил их друзьям и знакомым.

Планов на 2011 год тоже немало. В мае Михаил Петрович собирается побывать в Саянском заповеднике — посетить Тафаларию: «Мы едем туда не на охоту или рыбалку, там это запрещено. А поработать на благо заповедника: разносить соль по кормушкам, подкармливать животных, фотографировать. Вот такой экологический туризм».

И это только один эпизод из ожидаемых событий будущего года. Он мечтает поездить по краю, побывать на Сундуках в Хакасии.

«Я пришел к выводу, что моя работа требует обязательного отключения от контактов с людьми. Думаю, следует отдыхать от общения», — заключает Сашко.

О мирах Михаила Петровича говорить можно долго. Каждый из них — это целая жизнь. Просто удивительно, как ему удается добиваться во всем успехов. Видимо, он не может по-другому. И это замечательно!