«МузЭнергоТур» в Красноярске: четыре часа, которые потрясли «Сибирь»
29 июля в Красноярске в очередной, уже третий по счету раз, прошел концерт странствующего фестиваля «МузЭнергоТур», объединивший на одной сцене два десятка музыкантов из разных стран Европы и США.
«МузЭнергоТур» — фестиваль необычный не только по музыкальному содержанию, но и по организационной форме: музыканты едут через всю Россию в автобусе, ежедневно делая остановки и выступая с концертами. В Красноярск автобус прибыл 27 июля, и следующие три дня участники фестиваля провели в нашем городе, сделав из него вылазки в Железногорск и Енисейск.
Юрий Льноградский, основатель и продюсер «МузЭнергоТура» охарактеризовал предыдущую инкарнацию фестиваля следующим образом: «Мы садимся в автобус, едем в Улан-Удэ, по пути показывая людям, которые этого совершенно не ожидают, то, чего мы сами пугаемся, и в процессе все достигают своего странного счастья».
Водитель фестивального автобуса Александр — человек воистину героический: он в одно лицо ведет автобус от подмосковной Дубны до Владивостока (с учетом всех особенностей маршрута расстояние переваливает за 20 тысяч километров) и обратно, а по пути еще ухитряется ремонтировать вышедшие из строя музыкальные инструменты (помогает инженерное образование и умелые руки).
Красноярский эпизод «МузЭнергоТура» проходил в концертном зале «Гранд Холл Сибирь». Это один из самых больших залов среди всех, в которых пришлось и еще придется в этом году выступить участникам фестиваля.
Испанский гитарист Анхель Онтальва (слева) и его французский коллега Ален Блесин — самые опытные участники «МузЭнергоТура»: Анхель проезжает всю дистанцию уже во второй раз, а Ален — в третий.
Однажды участники тура решили подсчитать разложенные на сцене «примочки», и выяснили, что на 17 музыкантов приходится 52 педали. Немудрено, что их подключение и настройка является важной и ответственной частью саундчека.
Когда куратор «МузЭнергоТура» в Красноярском крае Борис Бородушкин не был занят решением организационных вопросов на месте, он писал о грядущем концерте в соцсетях.
В отличие от музыкантов, выходящих на сцену по очереди, звукооператор Георгий Жолудь каждый день отрабатывает полноценную восьмичасовую смену: около четырех часов длится концерт и еще примерно столько же занимает саундчек перед ним.
И музыканты, конечно, понимают, что Георгий здесь главный, и правильно реагируют на его команды.
Экспрессивный американский саксофонист Джон Дайкман не мог спокойно стоять перед микрофоном даже на саундчеке.
Саундчек закончен, сцена готовится к концерту.
Дуэт гусляра Максима Анухина («Гудимир») и швейцарского кларнетиста Саймона Вирша сформировался уже во время турне. Программа их выступления рождается в прямом смысле слова на ходу, и музыканты не перестают обсуждать ее, даже когда до концерта остаются уже буквально считанные минуты.
Красноярск — один из важнейших пунктов на пути «МузЭнергоТура». Именно здесь участники фестиваля два года назад впервые попробовали выступить в большом концертном зале, и в этом году успешно продолжили данную традицию.
Последние мгновения перед началом.
Первыми в Красноярске свою программу (с барабанами, экстравагантным вокалом и неожиданнми перемещениями по сцене) представили девушки из швейцарского дуэта Eclecta Forever.
Создатель «МузЭнергоТура» Юрий Льноградский заполнял паузы между выступлениями рассказами об артистах и их приключениях на пути от Дубны до Красноярска. Впрочем, «заполнял» — не вполне верный термин: его выходы были полноценной составной частью концерта, и публика встречала их с ничуть не меньшим энтузиазмом, чем музыкальные номера.
Пока остальные музыканты отдыхали перед выходом на сцену или слушали из зала выступления коллег, Саймон Вирш с поистине швейцарской добросовестностью репетировал в коридорах за сценой.
Швейцарско-итальянский квинтет Galeone 5 больше всех остальных участников концерта походил на нормальный джазовый коллектив. Также у них у единственных был контрабас и выделенный вокалист (который, правда, пел без слов).
Удивительно, но самым экзотическим участником «МузЭнергоТура» оказался российский музыкант Максим «Гудимир» Анухин, играющий на исконно русском инструменте — гуслях. Публика встретила его с большим энтузиазмом, в котором, пожалуй, все-таки преобладало любопытство, однако в аплодисментах, которыми провожали дуэт Гудимира и Саймона Вирша, был слышен уже самый настоящий восторг.
Квартет с необычным названием «Октябрьский конь» (October Equus) порадовал собравшихся энергичным прог-роком с зажигательными соло на саксофоне.
Дуэт гитариста Алена Блесина и флейтистки Клоди Буко исполняет медитативную музыку на этнической основе (в сопровождении компьютера Apple, который выступает, лежа на столе).
Случайно или нет, но финальная треть фестивального концерта оказалась самой энергичной. Открыло ее голландско-латвийское трио Plastik Soldiers, в музыке которого джаз смешивается с электроникой, роком и еще неизвестно какими стилями и жанрами.
Нидерландское трио Henosis наполнило зал звуками космоса. (Или чего-то другого — по этому поводу высказывались разные мнения.) Зрителям стало страшно, и они массово побежали из зала. Хотя не исключено, что они просто решили воспользоваться последней возможностью добраться до дома на общественном транспорте — концерт продолжался уже четвертый час.
Последним выступил голландско-американский состав Cactus Truck, состоящий из барабанщика Онно Говарта (который до этого выступал с Henosis), гитариста Яспера Стадхаудерса и человека с железными легкими Джона Дайкмана, непрерывно выдувавшего из саксофона на максимальной громкости нечто энергичное и довольно хаотичное.
В завершение концерта на сцену снова вышел Гудимир, к прощальной марийской песне которого один за другим присоединились все остальные участники концерта.
Развитие темы было прекращено волевым усилием Юрия Льноградского, который поблагодарил собравшихся и людей, без которых «МузЭнергоТур» не смог бы состояться (водителя, звукооператора и красноярского куратора фестиваля), вручил Борису Бородушкину символические пассатижи (на самом деле, вполне реальные, но явно что-то символизирующие) и пригласил всех желающих присоединиться к будничному ужину артистов в столовой «Съем слона».
А наутро автобус отправился дальше на восток.
Полный фотоотчет о концерте смотрите на нашей странице в социальной сети ВКонтакте.
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/articles/muze-nergotur-v-krasnoyarske-chety-re-chasa-kotory-e-potryasli-sibir