Нон-стоп: Белоснежки и все, все, все…
У проклятых капиталистов, как известно, все не как у людей. В кино — тем более! Крупных студий (ну, очень крупных) — с десяток, а сюжетов (приличных) с каждым годом, увы… Споры о том, сколько их существует в литературе, ведутся до сих пор. Предлагаются разные варианты: например, у Борхеса их всего 4, у известного литературоведа Кристофера Букера — 7, у французского драматурга Польти — 36 и так далее. В принципе каждый человек может найти свои варианты.
Заимствование сюжетов и создание на их основе новых произведений — дело обычное и даже естественное в мировой литературе, поскольку вся она вышла из устных преданий, мифов, легенд и сказок, сюжеты которых повторяются у разных народов мира. Классический пример — как раз великие западноевропейские сказочники: братья Гримм, Шарль Перро, Андерсен, которые черпали вдохновение в устном народном творчестве.
Голливуд тоже черпает… откуда может. Роджер Корман еще в 60-е украл нашу «Планету бурь». Перемонтировал, обозвал Георгия Жженова Куртом Боденом и выпустил свое «Путешествие на доисторическую планету». Но это, как говорится, из ряда вон. Обычно делают проще. Берут оригинальную идею у французов в «Тотальной слежке» и снимают «Правдивую ложь». Вместо «Никиты» появляется «Возврата нет», а «Высокий блондин в черном ботинке» превращается в «Человека в одном красном ботинке».
А можно вообще взять оригинального, например, японского, режиссера и переснять про злую девочку из колодца один в один.
Тем не менее, потом, посмотрев все эти «безобразия», можно хотя бы сравнить: где и что лучше или хуже. Другое дело — эпические битвы киностудий за саму идею. И, когда «никто не хотел уступать», получались бооольшие курьезы.
Первый нашумевший случай датируется 1992 годом. Если кто не знает «открыл Колумб Америку — для нас страну чужую» в 1492 году. Поэтому к юбилею, понятное дело, надо было выпустить какой-нибудь блокбастерчик. «Но, лучше б он открыл на нашей улице пивную», поскольку хотели как лучше, а получилось…
В 1990 году сценаристка Розелин Бош попыталась найти денег под свой проект «1492» у французов. Увы! Тогда она пошла к Ридли Скотту, и по крохам миллионов 30 насобирали. Скотт принялся снимать эпическое полотно с размахом: в Англии, Испании, Коста-Рике и Доминикане. Половину отснял, а потом узнал (отснял-узнал — бывает!), что продюсеры братья Залкинды втихую снимают своего «Христофора Колумба», обещая его выпустить в те же сроки — к юбилею!
Вот тут-то все и забегали… Давай торопиться снимать, подгонять актеров и массовку, переносить даты премьер. Закончилось тем, что провалились оба фильма. Несмотря на то, что у Скотта были Депардье и Сигурни Уивер, а у конкурентов сам Марлон Брандо и малоизвестные тогда, некто Б. Дель Торо и К. Зета-Джонс.
Казалось бы, все поняли, что так дела не делаются, но история «исторических» (тонко, да?) фильмов Голливуд ничему не научила. В следующем году конкуренция продолжилась в исконно американском жанре.
Ставший после «Телохранителя» суперзвездой Кевин Костнер всегда любил вестерны. Он и предложил своему другу, режиссеру Лоуренсу Каздану, сделать эпик об одном из главных героев американской истории — шерифе Уайате Эрпе. В общем, сели ребята писать и накропали «что-то этакое» аж на 6 часов. Решили сделать мини-сериал. Потом опять кино, потом… В общем, пока они там «расписывались», Джордж Пан Косматос (режиссер, кстати, «Рэмбо-2») тоже втихую (опять втихую!) быстренько снял вполне профессиональный, но без всяких философских экивоков «Тумбстоун» с Куртом Расселом в главной роли. Выпущенный в декабре 1993, он собрал вполне приличную кассу. Через полгода появился вариант Костнера, который грандиозно провалился и сильно подмочил его репутацию.
В следующем году у всех на устах был вирус Эбола. Ну как тут пройти мимо! Тем более, вышла книга Ричарда Престона «Горячая зона», которую тут же купили и переделали в сценарий. Который написали под Джоди Фостер. А на мужскую роль взяли Роберта Редфорда. И немножко переписали под него. А потом опять под Фостер, а потом… Дальше вы знаете: втихую(!!!), даже без готового сценария, начала сниматься «Эпидемия» с Дастином Хоффманом. Пока «Горячую зону» «утрясали», новый вариант про Эболу уже сняли. Поняв, что тут уже кассу не снимешь, первый проект закрыли, а Редфорду и Фостер заплатили неустойки… с шестью нулями.
В общем, знающий народ уже начал заключать пари, за какую тему будет «драчка» в следующем году…
В 1996 это оказались пришельцы. Конкурировали «День независимости» и «Марс атакует». Несмотря на то, что во втором из этих фильмов была целая россыпь звезд (Николсон, Броснан, Портман, Клоуз, Де Вито и даже певец Том Джонс), тогда как в первом — только Джефф Голдблюм и молодой (но подающий надежды!) актер Уилл Смит, «День независимости» собрал тааакую кассу (аж 817 миллионов с копейками), что и теперь находится на 31 месте за всю историю кино.
«Марс атакует» же простой американский зритель не понял, так как известный мастер «фильмов с выкрутасами» Тим Бертон из простой истории с пришельцами сделал какую-то сатирическую «агитку».
Потом настал черед земных недр. Проектов было аж 4, но обвинения в интеллектуальном пиратстве посыпались с такой силой, что «нервные» просто сошли с дистанции. На финишной прямой остались «Вулкан» и «Пик Данте». Вот лично мне второй кажется затянутым и скучным, но это мне. «Пик» вышел весной 1997 на две недели раньше и собрал кассу побольше. Кинобоссы «прозрели» — так, вот, в чем «секрет»!
В 1998 году самыми популярными киногероями стали «небесные пришельцы». В мае выходит «Столкновение с бездной» — Морган Фриман, Элайжа Вуд, Роберт Дювалл и даже Александр Балуев! Ура! Картина имеет небывалый успех. В июле выходит «Армагеддон», отрывки из которого освистали за два месяца до этого на Каннском фестивале. А когда Брюс Уиллис произносил свой предсмертный монолог, зал вообще катался от смеха. Фильм выходит и… становится самым кассовым фильмом года, собрав на 70 миллионов больше «Столкновения».
Кинобоссы опять призадумались… А уже наступил 2000 год, в котором соперниками стали «Миссия на Марс» и «Красная планета». Проект первой картины с Тимом Роббинсом и Гэри Синизом у студии Disney был уже готов, но тут оказалось, что Warner Bros. запускает свой «Марс» с Вэлом Килмером. Disney решил договориться, но каждый «тянул одеяло» на себя, считая, что успеет снять первым. У «Красной планеты» Warner Bros. (которая изначально называлась «Марс») было довольно большое преимущество за счет и формата фильма, и более простых съемок (почти без спецэффектов), но Брайан Де Пальма (режиссер «Миссии на Марс») привел на проект своего постоянного монтажера Пола Хирша, который знаменит тем, что монтирует сцены сразу после съемок. В итоге «Миссия на Марс» вышла даже раньше намеченного и, соответственно, сняла все пенки с проката. «Марс» переименовали в «Красную планету», но и это не помогло. Был гррррандиозный провал.
После пары лет затишья все вдруг кинулись разрабатывать тему пеплумов. После суперуспешного «Гладиатора» в запуск пошли и «Огненные ворота» (о 300 спартанцах), и фильм о Ганнибале, которого должен был играть Вин Дизель. И конечно, проекты о самом великом — об Александре Македонском. Ну, и где эти все проекты (кроме «Трои»)?
«Александр» Оливера Стоуна, вышедший 16 ноября 2004 года и стоивший 155 миллионов официально и под двести неофициально, считается еще большим провалом, чем печально известная «Клеопатра». Картина Стоуна собрала всего (ха-ха!) 34,3 миллиона и почти загубила карьеру Колина Фаррела. После этого ни о какой версии База Лурмана с Ди Каприо и Николь Кидман, никто даже и не заикался. Просто втихую все прикрыли.
После этого ничего подобного несколько лет не наблюдалось. Крупнейшие студии решили «разруливать» дела по-мирному. Тем более, все стали мыслить не идеями, а трилогиями, а там и мировой кризис подоспел. Но…
Свято место пусто не бывает. Какой там еще жанр мы «окучить» не успели? Детский? Ну, это же прекрасно!!! Молодая компания Relavity Media в июне 2009 приобрела сценарий «Братья Гримм: Белоснежка» и немедленно запустила его в производство. Но три месяца спустя голливудский тяжеловес Universal Studio купила похожий сценарий под названием «Белоснежка и охотник». Фишка тут в том, что эти две компании — партнеры: занимаются совместным продюсированием. И почему «Юниверсал» решила вдруг вступить в конкуренцию со своим компаньоном — боооольшая загадка. Причем, они объявили, что по-любому выпустят ленту раньше.
В «Релэвити» удивились. Во-первых, они уже кое-что отсняли, во-вторых, у них был неплохой актерский состав: Шон Бин в роли короля, красивая Лили Коллинз (дочь Фила Коллинза, засветившаяся в «Пастыре») и красавец Арми Хаммер из «Социальной сети» в роли принца. Плюс два «козыря»: Джулия Робертс в роли королевы и Тарсем Сингх как режиссер. Который после всей этой «катавасии», заявил, что либо он будет первым, либо не будет вообще.
Снимать быстро Сингх умеет. Что он и продемонстрировал, закончив фильм даже с опережением графика. Конечно, от автора безупречно-визионерской «Клетки» ждали каких-то страшилок и выкрутасов, но жестокий индиец снял действительно детскую сказочку. Которую, еще к тому же и переименовали в Mirror, Mirror («Зеркальце, зеркальце») — видать, чтобы не путали с «Белоснежкой-2». Мало того, это еще вроде как и комедия (прямо поражаешься после выматывания кишок из живого человека в «Клетке»). Но в общем-то, все как в сказке: у Злой королевы после того, как она уморила папу, единственное желание — и Белоснежку на тот свет спровадить. К тому же, красавец принц Валенсийский безумно любит Белоснежку, а королеву не очень. Ату Белоснежку! В ближайший лес и…
Ну, а там, понимаешь, банда злобных гномов, которых вообще никто не любит (гномы, потому как). Ну, Белоснежка добрая душа, конечно, втирается к ним в доверие, и вот они уже теперь грабят исключительно прихвостней Злой королевы. Та призывает на помощь кукол-убийц… Страшно, аж жуть! Особенно, если учесть, что все время ловишь себя на мысли, что сидишь, скажем, в театре Пушкина на детском утреннике. Полспектакля — королевские покои, остальная половина — лесная поляна. И в этих декорациях бегают актеры в красивой одежде. Джулия Робертс при этом переигрывает, конечно, всех, включая Белоснежку (что значит опыт!).
Я вам еще много бы чего рассказал и про «Белоснежку и охотника», выходящих в июне, но надо ж оставить хоть пару секретов «на потом». Кстати, там тоже много красивых девушек претендовало на главную роль: Сирша Ронан, Дакота Фэннинг… А потом пришла Кристен Стюарт… Но вот что самое интересное: год назад Лили Коллинз (Белоснежка в Mirror, Mirror) снималась с Тейлором Лотнером в «Погоне» и после съемок стала его подругой. А ведь товарищ, если кто не знает, играет одного из двух претендентов на сердце Стюарт в «Сумерках». Прошлой весной во время съемок последней части этой саги, Коллинз приехала к любимому в гости, и тот перезнакомил ее со всей «молодежной» частью киногруппы. Вот интересно, о чем девочки болтали, зная, что они обе — Белоснежки? О принце?
Вот пока и все! Об остальном — в следующий раз!
Засим, Ваш С.Бондов.
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/articles/non-stop-belosnezhki-i-vse-vse-vse