Нон-стоп: Если завтра война… или враг не дремлет!
Им каждый шаг продумать надо,
Чтоб скрыть от вражеских ушей
То, что шпионам знать отрада.
Советские шпионские фильмы 1930-х были построены по двум стереотипным сюжетным схемам. Либо шпионы охотятся за нашими новыми военными секретами, например, картами полезных месторождений («Частный случай», «Высокая награда», «Ошибка инженера Кочина»), вербуя для этих целей морально-неустойчивых советских граждан. Либо диверсанты нелегально переходят нашу границу, но их ловят доблестные пограничники, которым активно помогает местное население («Застава у Чертова брода», «Граница на замке», «Дочь Родины», «Ущелье Аламасов»). Шпионы лихо маскировались под добропорядочных СССР-ских граждан, что, в принципе, было нетрудно: еще в начале 30-х главными врагами в таких фильмах были кулаки, вредители из «бывших», басмачи, да «недобитые» белогвардейцы. Во второй половине 1930-х их по большей части вытеснили зарубежные шпионы. Это легко проследить и статистически: с 1930 по 1935 шпионы (в той или иной ипостаси) появлялись в 8-ми игровых фильмах, а с 1936 по 1939 уже в 20-ти. В общем, «враг не спит»! Шпионы среди нас, а значит ими может быть каждый, включая твоего соседа, подругу и друга. Поэтому, главное — вовремя проявить бдительность и сообщить «органам» о своих подозрениях или поймать самому…
Хорошо все же, что есть канал «Культура». Это раньше на каждое 7 ноября показывали по первой программе (а других и не было) и «Ленин в Октябре», и «Депутат Балтики», и «Чапаев», и «Мы из Кронштадта»… В общем, много чего показывали. И, кстати, если убрать за скобки абсолютную идеологизацию этих фильмов, то окажется, что по степени выразительности, по художественным приемам они дадут фору большинству сегодняшних «пустышек». Да чего там говорить, раскрасьте тех же «Мы из Кронштадта» — тааакой боевик получится, не хуже, чем нынешние похождения всех десантников вместе взятых. Теперь это только там и можно увидеть (да и то, изредка). В общем, я сильно обрадовался, когда на этой неделе «Культура» стала показывать «классику» шпионских фильмов сталинского периода. Конечно, например, «Дело №306» и «Тайну двух океанов» частенько крутят, да и «Высокую награду» во времена «застоя» крутили, но вот показ «Гостя»… Снятый в конце 1939 года, он, несмотря на всю свою «правильную направленность», на экраны так и не вышел, став своеобразным «заложником» акта Молотова-Риббентропа. Его к тому времени уже заключили, и в связи с этим решили «не накалять». Фильм-то о некоем шпионе, который через тундру идет к «большой реке», а когда его разоблачают, он оказывается майором некоей армии и на всю вселенную начинает вопить: «все равно здесь пройдут наши армии… мы вас всех растопчем…» и т.д. и т.п. На что ему отважный пограничник отвечает в духе «фиг тебе». Это мы вас всех… ибо за нами товарищ Сталин.
Короче, очень хорошую подборку нам показали. Конечно, было бы еще лучше, если бы показали такие вершины жанра, как «Ошибка инженера Кочина» или «Пограничники», но и так неплохо…
Ну а теперь будет с чем сравнить. Все на «Шпиона»! Это первый российский проект, сделанный в популярном сегодня жанре комиксов. Автором-исполнителем этой задумки стал ученик Владимира Хотиненко, режиссер Алексей Андрианов. Фильм снят по книге Бориса Акунина «Шпионский роман». Главного героя тут зовут Егор Дорин, и он дальний родственник самого знаменитого акунинского героя. Не читавшим Акунина зрителям стоит иметь в виду, что главные герои романа не имеют реальных исторических прототипов, зато находятся в литературном родстве с самым известным героем «акунианы» Эрастом Фандориным. Так, немецкий шпион Вассер принадлежит к семье фон Теофельсов, к которой принадлежит и род Фандориных. Малая родина советского разведчика Егора Дорина — деревня Дорино, некогда принадлежала фон Дорнам. Что же касается шефа Дорина — Октябрьского, до революции он носил фамилию Романов (о чем он вскользь упоминает в фильме), пересекался с Эрастом Петровичем в период Гражданской войны и, возможно, даже был причастен к его смерти.
Картинка альтернативной Москвы, конечно, шикарная. Глядишь и думаешь: вот вдруг бы все ж взяли и построили… Алексей Андрианов рассказал, что у него не было задачи «сделать историческое кино. Отсюда и Дворец Советов, и Москва, воплощенная в стилистике по сталинскому генплану реконструкции столицы 36-го года — чтобы показать, что события в нашем фильме не реальны, что это некий параллельный мир 41-го года». Отсюда, например, на месте храма Христа Спасителя стоит 400-метровый Дворец Советов со статуей Ленина на верхушке. Настоящий проект этого здания, которое в 1941 году уже активно строили, при всей величественности выглядит несколько инфернально — просто в силу того, что оставил бы от центра старой Москвы рожки да ножки. Если будете на Гоголевском бульваре или Красной площади, попробуйте посмотреть в сторону Храма Христа Спасителя, поднять голову очень сильно вверх и представить в небе Ленина на самом знаменитом, уже утвержденном чертеже Дворца он был стометровым. Причем, «альтернативщина» видна не только в архитектуре Москвы, но и в мелких деталях, что очень важно для передачи «духа эпохи». В уже упоминаемом мною «Госте», на всю тундру одна юрта — героев фильма, но в ней в парадном углу — портрет дорогого вождя. Или рассказ про то, что когда потерялись отважные советские летчицы, Сталин все ночи напролет сидел у радиоприемника, слушал новости о поисках, потом сам руководил ими. Примерно так, в каждом советском фильме 30-х. Это и называется «приметой времени».
Здесь мы видим общение через Skype посредством лампового телевизора, раздвижная дверь с гигантской красной звездой, инфракрасные бинокли в ретро-стиле, «сыворотка правды» с эффектом ЛСД, скрытое видеонаблюдение при помощи 16-миллиметровых кинокамер. За это — твердая пятерка создателям фильма, так как как раз эти мелочи и подчеркивают нереальность происходящего, вкупе с надуманной версией о причине начала Великой Отечественной войны, которую предлагает Акунин. Как известно, создатель Фандорина изначально предлагает нам игру в жанр, используя в «Шпионском романе» кучу знакомых типажей и ситуаций. Плюс — отсылки, то к Аркадию Адамову, то к братьям Тур… В фильме Бондарчук танцует шикарное танго с выдуманной актрисой 40-х Любовью Серовой (причем, играющая ее Екатерина Мельник не похожа ни на Любовь Орлову, ни на Валентину Серову) — оччень похоже на танго Шварца в «Правдивой лжи» (тоже, фильме, кстати, про шпионов). В общем, кругом одни аллюзии. Бондарчук с Козловским вообще та еще парочка. Что-то вроде Холмса с Ватсоном и Жеглова с Шараповым в «одном флаконе». Или раздвоившийся Шульга из «Гиперболоида инженера Гарина».
В итоге, неплохое кино, очень близкое к первоисточнику с хорошей визуализацией, сценарными провисаниями и замечательными актерскими работами второго состава (особенно Сергей Газаров в роли Наркома-Берии). Возможно, телевизионная 4-хсерийная версия будет более цельной и ровной, но это еще, в лучшем случае, к осени. А пока «первый блин», и в общем-то не комом. Тем, кто Акунина читал, будет интересно посмотреть на экранное воплощение романа, тем. Кто не читал — просто на хороший детектив, да еще в Альтернативном СССР.
Вышел «Титаник» в 3D. Ну, что сказат, шикарное зрелище. Для чего и как — Кэмерон подробно объяснил у Познера на первом канале в прошлый понедельник. Найдите и посмотрите. Очень интересная была беседа. Вкратце, режиссер не надеется на большие барыши и говорит, что будет вполне счастлив, если удастся отбить хотя бы 18 миллионов, потраченных на конвертацию. Главная же его цель — донести свою ленту до молодого поколения, которое могло видеть фильм только по телику. Для Кэмерона это важно, потому что малый экран, по его мнению, «уродует фильмы и убивает всю киномагию». О том, чтобы стереоскопировать свою ленту, он задумался еще в середине «нулевых», но сделать это получилось только сейчас, когда 3D-кинозалы перестали быть экзотикой. Ре-релиз «Титаника» приурочен к столетию описанной в ленте катастрофы, которая произошла 15 апреля 1912-го года.
И, наконец, любимый жанр для тех, кому нравится кино попроще — американская комедия. За последние лет 10-15 они все похожи, как близнецы, и минут через 15 уже знаешь, что будет дальше. Симпатичный мальчик/девочка, немного секса, немного сортирного юмора, чуточку приключений… Готово!
Через 13 лет после окончания школы герои «Американского пирога» съезжаются в родной город на вечер встречи выпускников. Выпивают, предаются воспоминаниям, выпивают, встречают старых знакомых, выпивают, просыпаются со старыми знакомыми, выпивают, попадают в участок, выпивают, решают семейные проблемы (прямо на столе в актовом зале), наконец, выпивают на посошок и разъезжаются, пообещав встретиться на следующий год. За все это время Оз, Кевин, Стиффлер и Финч ничуть не состарились и ничуть не поумнели. Конечно, кому-то и интересно посмотреть на всех основных героев оригинальной трилогии (потому что потом «пироги» «стряпались» с ужасающей скоростью: вышло аж семь фильмов, а героями были уже все ближайшие родственники: от троюродных братьев до четвероюродных сестер). Но, увы, с 1999-го (когда вышел первый фильм) прошло время, и их шуточки и проделки, казавшиеся тогда американским зрителям верхом непристойности, а критикам «новым словом» в американской молодежной комедии, малость себя поисчерпали. Изменились не только времена, но и сам кинематограф. Например, раньше там «обнаженкой» и не пахло, теперь, вроде, как и неприлично снимать комедию про ушедшую молодость, ни разу не показав главный орган.
В общем-то, через полчаса этого «выпускного вечера» герои понимают, что уже повидались и хватит — лучше пойти напиться. А зрители понимают, что встреча с повзрослевшим ушедшим у американцев и у нас, в принципе, ничем не отличаются. Посмотрели на себя постаревших и… Правда, в фильме есть еще избыток обнаженных старшеклассниц, которыми авторы, видимо, пытаются замаскировать дефицит удачных шуток и тягомотину всего действа. Да! Еще в фильме появляется и постаревшая Мена Сувари: для нее 1999 год, когда помимо «Пирога» вышла и «Красота по-американски», так и остался самым звездным.
Ну а в финале звучит предложение «встречаться почаще»… Ой, не надо! Все уже действительно сказано, все уже повидались, повалялись, понакурились… Но, видимо, это как-то прошло мимо авторов «пирогов». А значит ждите скоро «Американский пирог-27: зрелые годы» и «Американский пирог-142: все на пенсии». И, возможно, «Американские пироги: столько не живут»…
Идите в кино!
С.Бондов
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/articles/non-stop-esli-zavtra-voyna-ili-vrag-ne-dremlet