Огнеопасная ситуация
Нищий магнат
В конце января арбитражный суд принял иск Сбербанка о банкротстве одной из крупнейших красноярских автозаправочных сетей «Магнат РД», которая принадлежит предпринимателю и депутату Законодательного собрания края Александру Дьякову. Поводом для искового заявления стал миллиардный кредитный долг заправщиков перед банком. Судебное заседание назначено на 16 февраля.
«Магнат РД», в свою очередь, подал ответный иск о защите деловой репутации. В компании говорят, что в октябре 2015 года банк заявил в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (то есть в открытом для всех источнике) о своем намерении подать иск с требованием признать банкротом сеть АЗС. При этом, по заявлению «Магнат РД», компания на тот момент якобы полностью рассчиталась по долгу. Ущерб своей деловой репутации заправщики оценили ни много ни мало в 2,6 млрд рублей.
Осенью прошлого года конфликт банка и автозаправочной сети действительно оказался в публичном пространстве. В ноябре Сбербанк подавал в арбитраж два иска о взыскании долга на общую сумму в миллиард рублей с «Магната». Гендиректор сети Александр Дьяков тогда был настроен оптимистично, заверяя, что задолженность перед Сбербанком компания будет погашать, а сами иски назвал лишь «всплеском эмоций». Однако дела с тех пор лишь ухудшились — простые иски о взыскании долга переросли в иск о банкротстве сети АЗС.
На часть имущества должника суд еще осенью наложил арест. Как выяснил банк, за месяц до подачи первого иска «Магнат РД» продал неким лицам находившиеся в залоге у Сбербанка три заправки и участки под ними. В кредитной организации полагают, что заправочная сеть таким образом выводила имущество из собственности, пытаясь сохранить его за собой.
Заместитель руководителя УФАС по Красноярскому краю Олег Харченко одной из причин, приведших «Магнат РД» к текущему положению дел, называет слишком рискованную политику, проводимую компанией. По мнению Харченко, Александр Дьяков как депутат Заксобрания пытался создать в регионе «альтернативную» или «социальную» сеть АЗС, открывая заправки в труднодоступных местах края.
— Создание заправок в некоторых отдаленных районах края представляет собой благотворительную акцию, — рассказывает антимонопольщик. — Традиционно этим у нас занимается государственный «Красноярскнефтепродукт», принимая на себя большую часть убытков на не емком рынке, но таким же путем пошел и «Магнат». К экономике это имеет мало отношения, и делается больше для избирателей на территориях.
Кредитная история
Однако основным источником нынешних проблем «Магната» и его возможного приближающегося краха стала чрезмерная «закредитованность» компании. Руководитель Союза владельцев независимых АЗС Красноярского края Михаил Кичайкин поясняет, что «Магнат РД» в свое время «без разбора» брал большие кредиты на покупку АЗС.
— В плане развития на рынке сеть шагала очень широко, покупала заправки, не глядя на цену, — вспоминает он. — Все это были кредитные деньги, а сейчас с ними стало гораздо сложнее.
Олег Харченко сравнивает ситуацию «Магнат РД» с положением, в котором несколько лет назад оказался производитель алкогольных напитков «Шушенская марка». Компания в свое время также активно брала кредиты у Сбербанка — в 2009–2012 годы их сумма составила почти 600 млн рублей.
— Сбербанк выдавал огромные кредиты, но затем решил не «перекредитовывать» «Шушенскую марку», а забрать свое, — поясняет Олег Харченко.
В итоге летом 2013 года одного из лидеров по производству алкоголя в Красноярском крае признали банкротом.
Источники в двух автозаправочных сетях Красноярска утверждают, что большинство независимых местных игроков в городе традиционно работали в кредит: занимали деньги на топливо у банков, продавали, возвращали старые кредиты с части выручки и затем брали новые.
В последнее время, однако, продажи бензина в местных сетях сократились. Выручка того же «Магнат РД», например, в 2015 году снизилась на 137 млн рублей (на 17%), чистая прибыль — на 868 тысяч (51%). Таким образом, гарантий, что купленный в кредит бензин будет продан в объемах, достаточных для возврата займа, у заправщиков нет. То есть красноярским игрокам бензинового рынка нечем отдавать имеющиеся кредиты и в то же время нет возможности брать новые, на покупку топлива.
Лицом к фортуне
На спад продаж, по словам Михаила Кичайкина, повлияла неблагоприятная экономическая ситуация в стране, из-за чего люди в целом стали меньше заправляться, снижение предложения на оптовом рынке топлива в 2014–2015 годы, а также усилившееся давление на красноярский рынок федерального игрока — компании «Газпромнефть».
«Газпромнефть» в последнее время действительно завоевывает Красноярск и значительно расширяет свою розничную сеть в городе. В конце прошлого года компания арендовала 14 станций еще одной проблемной местной сети — «Фортуна Плюс»: 12 в Красноярске и две в пригороде. До этого, в июле 2015 года, «Газпромнефть» арендовала пять АЗС той же «Фортуны», а еще раньше — три заправки сети «Кедр». Экспансия красноярского рынка налицо.
Потенциально «Газпромнефть» и вовсе готова забрать себе большинство сетей в городе, но пока действует более аккуратно, говорит Олег Харченко. По его сведениям, на коммерческих переговорах с федералами «Фортуна Плюс» сразу предлагала «Газпромнефти» радикальное решение — купить всю сеть.
— Дескать, зачем по частям хвост кошке рубить? Но ценник, который предложила «Фортуна», федералов не впечатлил, и они пошли другим путем, — знает Харченко.
После сделки с «Фортуной Плюс» «Газпромнефть» вошла в тройку лидеров по количеству заправок в городе, присоединившись к сетям «25 часов» и «Красноярскнефтепродукт».
При этом число заправок на самом деле не говорит о реальном распределении сил на рынке, объясняет руководитель красноярского Союза владельцев независимых АЗС Михаил Кичайкин:
— Если считать не число заправок, а объемы продаж, то у «Газпромнефти» в городе и так было лидирующее положение. А с добавлением заправок «Фортуны Плюс», думаю, их доля превысила 50%.
Объясняется популярность сети более низкими, чем у конкурентов, ценами на бензин — «Газпромнефть» не только розничный, но и оптовый игрок, сам себе поставляющий топливо.
— Реализация на красноярском рынке у «Газпромнефти» идет практически по отпускной цене завода, — поясняет Олег Харченко. Ценники у федеральной сети ниже, чем у конкурентов, в среднем по городу на 0,5-1 рубль, а где-то и на 2,5-3 рубля.
— Со стороны все это похоже на банальный демпинг с целью последующей монополизации рынка, — описывает ситуацию Харченко, приводя в пример Иркутскую область, где федералы таким образом вытеснили из игры местных продавцов бензина.
Для потребителя сейчас это, конечно, выглядит таким аттракционом неслыханной щедрости, предупреждает замруководителя УФАС, но ситуация чревата тем, что, убрав всех основных конкурентов, монополист сможет устанавливать цены на любом удобном для себя уровне.
Сами представители традиционных красноярских сетей опасаются, что в 2016 году давление на них только усилится, поэтому Союз владельцев независимых АЗС обратился в антимонопольную службу с просьбой принять меры. УФАС на просьбу красноярских бизнесменов откликнулось и, по словам Олега Харченко, организовало проверку, попросив «Газпромнефть» объяснить, почему их торговые точки сети в Красноярске оказались «в столь привилегированном положении».
Рассмотрение дела, заведенного антимонопольной службой на «Газпромнефть», началось на прошлой неделе, но было отложено. Новую дату назначат в ближайшее время.
Александр Ибрагимов
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/articles/ogneopasnaya-situatsiya