Окаменевшая власть и гражданское общество

Спрашивал совета, что для этого нужно сделать. Восприняв сие послание первоначально как забавную шутку, потом всерьез задумался: а может ли сегодня неглупый человек с амбициями (но без связей, без энного количества дензнаков и без членского партбилета) реально претендовать на попадание даже в муниципальную власть? Ответ в подавляющем большинстве случаев однозначно отрицательный! В отличие от мутно-веселых 1990-х, когда достаточно было иметь буйный политический темперамент, талант популиста или харизму клоуна, чтобы вытащить счастливый депутатский билет. Нынче Система кристаллизовалась, так случайным людям хода туда нет.

Казалось, что кризис может привести к существенной перетряске в кабинетах начальников, но катаклизмы оказались не настолько суровы, и сквозняк не надул перемен в коридоры власти. Накануне премьер РФ Владимир Путин, выступая перед депутатами Госдумы, торжественно объявил, что кризис «приказал долго жить». Чиновники и прочие винтики Системы могут вздохнуть с облегчением: чистки отменяются, все остаются при своих интересах! Довольны практически все, кроме маргиналов. Стабильность нужна двум главным политическим авторам современной России: бюрократии (чтобы управлять и удовлетворять свои экономические аппетиты) и «путинскому большинству» (которое пусть и не жирует, но и с протянутой рукой не ходит). Вопрос только в одном — способна ли пресловутая стабильность заставить всех нас всерьез, а не понарошку, заняться модернизацией и обновлением страны? Подозреваю, что ответ в этом случае будет отрицательный.

Пока экспертное сообщество с подачи Кремля ломает копья в дискуссиях о модернизации, все остальные занимаются своими делами, которые никак не связаны с лозунгом «Россия, вперед!». Не мной замечено, что в нашей стране всегда была острая необходимость в петухе, который должен был клюнуть в известное всем место, дабы «процессы пошли». Кризис поначалу как раз и казался таким «петухом», но в результате обернулся очередным призраком-обманкой.

Проблема же состоит в том, что стабильность весьма обманчивая штука, особенно в России. Протестное движение, начавшее набирать в последние месяцы силу в ряде регионов страны — от Калининграда до Владивостока — говорит о том, что в нашем царстве-государстве не все благополучно. Что-то там, внизу, тлеет и развивается. И пусть власть окаменела, но в обществе идут некие подспудные процессы, которые могут пойти по сценариям, не предусмотренным концепцией «управляемой демократии». Чтобы не случился «бессмысленный и беспощадный» бунт, нужна прокладка — в западных странах именуемая «гражданским обществом». Многие мои друзья терпеть не могут это навязшее в зубах словосочетание, однако автору этих строк достойных эквивалентов найти не удалось. Как ни странно, но стихийно это самое гражданское общество у нас понемногу начинает складываться. Причем, и сверху, и снизу.

ludik-1ВЕСЕННЕЕ НАСТУПЛЕНИЕ УФАС

Даже в самой власти находятся явные диссиденты, которых не устраивает нынешняя ситуация. В Красноярском крае такой структурой себя уже давно зарекомендовало Управление федеральной антимонопольной службы. В апреле антимонопольщики по количеству «наездов» на сильных мира сего превзошли сами себя.

Самый громкий скандал был связан с краевым агентством госзаказа. Это ведомство в декабре 2009 года провело открытый конкурс на выполнение санитарных мероприятий в ложе водохранилища Богучанской ГЭС. Кусок разыгрывался лакомый — победитель конкурса получал заказ на сумму более 300 миллионов рублей. Проигравшая компания ЗАО «Спецэнергосистема» подала в УФАС жалобу на действия агентства. Антимонопольщики поддержали ЗАО. Было установлено, что в документации конкурса не были прописаны правила оценки заявок по обязательному критерию «квалификация участников», что создало возможность для принятия конкурсной комиссией решений, основанных исключительно на субъективных оценках и выводах членов комиссии. Арбитражный суд поддержал решение УФАС. Любимчик красноярских журналистов — заместитель руководителя красноярского УФАС Олег Харченко не побоялся в комментарии этого дела одному из телеканалов публично поднять неприятную для власти тему «откатов».

В апреле также в списке «трофеев» УФАС оказался начальник муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения администрации» Эвенкийского района Красноярского края Андрей Савин, оштрафованный на рекордные 2,8 миллиона рублей за перерасход бюджетных средств. Досталось и законодательной власти. Антимонопольщики вынесли депутату ЗС Василию Моргуну предостережение за «продвижение пищевых товаров, произведенных на территории края, в ущерб прочим». Ну и, конечно, не обошлось без СФУ, которого наши борцы с монополиями любят особо «нежной» любовью. УФАС уличил одного из проректоров в подделке подписи.

Неудивительно, что красноярские начальники всех мастей не стесняются в выражении своего недовольства деятельностью УФАС. Их также раздражает ее широкое сотрудничество со СМИ. По мнению оных, антимонопольщики «выносят сор из избы», не имея на это никаких полномочий. Однако, возмущаются они в основном в кулуарах, поскольку в большинстве случаев тяжбы в судах заканчиваются в пользу УФАС.

«Не только красноярские антимонопольщики вынуждены вытаскивать грязное белье власти на всеобщее обозрение. Тактика постоянного обращения к общественности стало привычной для многих региональных УФАС, — полагает политолог Сергей Комарицын. — Это вполне объяснимо — государство наделило структуру не слишком большими полномочиями в отличие от аналогичных органов в Европе и США. Недостаток этих полномочий отечественные антимонопольщики компенсируют активной работой со СМИ. Сложилась парадоксальная ситуация — государственная структура сейчас выполняет важнейшую функцию СМИ в демократических странах, которая предусматривает информирование населения о том, что происходит за кулисами власти. Тем самым УФАС в Красноярском крае становится составной частью гражданского общества».

tssgМИНУСИНСКАЯ КРЕПОСТЬ

На прошлой неделе мне довелось познакомиться с поразительным примером того, как обыкновенные люди, махнув на власть, сами начинают успешно защищать свои права. Есть в городе Минусинске ТСЖ с весьма символичным названием «Крепость». Это товарищество состоит всего из одной обыкновенной пятиэтажки. Год назад жильцы дома по улице Ванеева дом 6 во главе с пенсионеркой Тамарой Петровной Пургиной приняли решение выйти из управляющей компании и создали свое ТСЖ. Несмотря на сопротивление больших и маленьких начальников, смогли это сделать. Хотя с ними не хотели заключать договора ресурсосберегающие компании.

«Крепость» начала с того, что опротестовала формулу, по которой местные энергетики рассчитывали тарифы для жильцов дома. Оказывается, что монополисты необоснованно завышали тарифы на 25-30%. Но чтобы доказать это, «Крепости» пришлось пройти около 50 судов. 12 апреля их правоту подтвердил Высший арбитражный суд РФ в Иркутске.

Дальше — больше. «Крепость» смогла опровергнуть устойчивый миф, согласно которому отдельно стоящему дому не под силу провести модернизацию хозяйства. Оказывается — можно! Всего за год здесь поставили пластиковые витражи в подъездах. Установили в доме дорогостоящие общедомовые счетчики, сумев буквально за ночь подготовить документы для открытия финансирования по федеральной программе реформирования ЖКХ. Этот пример ярко показывает, что заблуждаются те, кто полагает, что народное самоуправление в нашей стране обречено на провал. Подспудно преодолевая сопротивление и давление, в обществе растет понимание очевидного факта, что свои проблемы надо решать самим — не уповая на милость начальников. Хочется верить, что подобные «Крепости» станут в скором времени не поводом для удивления, а вполне прозаическим явлением.