Плата за электричество: кому и за что мы платим на самом деле
Последний пункт представил для журналистов наибольший интерес, так как поднимал насущные вопросы сегодняшнего потребителя: как сэкономить на электроэнергии; как избежать отключения электричества; кто виноват в периодических отключениях света; куда уходят средства, полученные энергосбытовыми компаниями от населения и предприятий; кто и как формирует тарифы на электроэнергию и многое другое.
В частности, заместитель директора по реализации ОАО «Красноярскэнергосбыт» Юлия Смирнова опровергла один из главных мифов сегодняшнего времени о том, что цена на электроэнергию значительно выросла со времен Советского Союза.
Не стоит забывать, что в оплате за электроэнергию заложены две составляющие. Во-первых, увеличение цены, и, во-вторых, объем потребления. А за последние 40 лет потребление человечеством электроэнергии выросло колоссально. В 1973 году средний абонент потреблял 60 кВт в час. В 2013 году средний абонент потребляет 200 кВт*ч электроэнергии в месяц. Если продолжить сравнение, то в 1973 году цена электроэнергии равнялась 2 коп. за киловатт. Сейчас киловатт для жителей без учета соцнормы стоит 1,8 руб. Средняя зарплата в 1973 году — 136 рублей. Соответственно стоимость одного киловатта энергии составляло 0,014% от зарплаты. В этом году средняя заработная плата в Красноярском крае, если статистика не врет, равна 28 тыс. рублей. Соответственно, стоимость одного кВт*ч энергии составляет всего 0,006% от заработной платы.
«Этот пример наглядно показывает, что сейчас электричество дешевле, чем сорок лет назад, поэтому, если потребитель хочет сэкономить, ему всего лишь надо сократить использование электротехники», — отметила Смирнова.
Ситуация с ростом потребления электричества понятна, и действительно мало кто из современного поколения представляет свою жизнь без того комфорта, который обеспечивает нам бытовая техника и электронные гаджеты. А вот проблема определения цены, проблема ее «непонятности» в электроэнергии была всегда. Не случайно в решении городского Совета Красноярска от 1913 года, только через год после появления первой электростанции, депутаты писали: «К сожалению, тариф во многих случаях непонятен и приводит к недоразумениям».
Как рассказала Юлия Смирнова, конечный тариф действительно рассчитывается сложнейшими для рядового обывателя формулами, а для юридических лиц в настоящее время применяется 16 разных формул ценообразования исходя из статуса объекта. Однако основы тарифообразования в электроэнергии не так уж сложны: 55% — это стоимость электроэнергии, то есть деньги, которые сбытовая компания обязана вернуть генераторам, 39,9% из конечного тарифа возвращаются сетевым организациям, 4,4% средств остаются у «Красноярскэнергосбыта», оставшиеся 0,2% — стоимость инфраструктуры рынка, которая помогает проводить расчеты между сбытовиками и генераторами. Другими словами, львиные доли наших платежей уходят в копилку электростанций и владельцам ЛЭП. Именно они в большей степени влияют на тот тариф, который ежегодно с 1 июля растет в наших платежках.
При этом «Красноярскэнергосбыт» берет на себя самую трудоемкую обязанность — просветительскую деятельность и фактическую работу с населением. В задачу сбытовиков входит как информирование населения об основных изменениях в энергопотреблении (такие сведения всегда можно прочитать на оборотной стороне квитанций), так и максимальное упрощение для потребителя процедуры съема показаний счетчиков и внесения оплаты за электроуслуги.
«Каждый из потребителей должен выбрать для себя способ передачи денег. Мы готовы организовать это всеми возможными способами. Естественно, что для большей части юридических лиц — это безналичные переводы через банки. Для бытовых потребителей возможности гораздо шире: кассы на почтах, практически во всех банках, платежные терминалы, карты Visa. В настоящее время мы готовим способ оплаты небольших сумм посредством смс-сервиса. Для потребителей это, само собой, бесплатно, комиссия уже включена в тариф. Сейчас законодательство предусматривает, что мы должны ежедневно получать платежи, ежедневно распределять их и ежедневно корректировать ситуацию с задолженностями. На этом этапе мы сталкиваемся с существенными затруднениями в лице недобросовестных плательщиков», — говорит Смирнова.
Если бы выполнялись все сроки платежей, сбытовики могли бы вовремя расплачиваться с генерирующими и сетевыми организациями. Однако, как правило, 30% юридических лиц в Красноярском крае нарушают сроки оплаты. Злостных нарушителей среди бытовых абонентов насчитывается всего 3%, но и особо ответственных не так уж и много — в основном это пенсионеры. Люди среднего возраста в нашем регионе, как показывает практика, дисциплиной не отличаются и платят по системе броуновского движения: то за два месяца вперед, то на три месяца позже.
«Соответственно, чтобы рассчитаться в текущем месяце с генерацией и сетями, мы платим из сумм потребителей, которые рассчитались вперед и привлекаем собственный оборотный капитал», — объяснила Смирнова.
В исключительных случаях гарантирующий поставщик может привлечь кредит на покрытие кассовых разрывов. Но, как известно, бесплатных кредитов не бывает. Есть кредит — есть процент, поэтому за заемные деньги будут расплачиваться все, включая добросовестных плательщиков, пенсионеров — все те, кто в этом никак не заинтересован. Проценты по кредиту включаются в стоимость электроэнергии, в сбытовую надбавку на следующий год и «размазываются» равномерно между всеми плательщиками и неплательщиками.
В 2013 году «Красноярскэнергосбыт» уже несколько раз вынужден был прибегнуть к кредиту, потому что платежная дисциплина жителей края заметно ухудшилась. В 2013 году планируемая сумма процентов за привлечение денежных средств составляет 24,1 млн рублей при ставке 8,5%. Это значит, что в 2013 году красноярцы заплатят четыре млн чужих процентов по кредиту, который они не брали. Оставшиеся 20 млн чужих процентов выплатят юридические лица.
Евгения Шелковникова
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/articles/plata-za-elektrichestvo-komu-i-za-chto-my-platim-na-samom-dele