Последний подарок Александра Геннадиевича

Как ни странно, в России здравый смысл иногда одерживает победы над корыстью и интриганством. То, что генсовет партии «Единая Россия» решил остановиться на трех кандидатах (каждый из которых с полным правом может претендовать на звание преемника Александра Хлопонина), говорит о многом. В частности, о том, что в Кремле, кажется, осознали: Красноярский край — не поле для сомнительных кадровых экспериментов. Если бы на берега Енисея назначили варяга, то существовала вполне реальная опасность повторения опасного сценария, который несколько лет назад воплотился в Иркутской области. Там смена местного губернатора на представителя федеральной политтусовки привела к расколу элит, социально-экономической нестабильности и недовольству населения. Слава Богу, нам это уже не грозит. Вариант, когда из «президентской табакерки» вдруг появится неизвестный никому чертик, сегодня, кажется, несостоятельным.

И заместитель министра финансов РФ Александр Новак, и временно исполняющий обязанности губернатора края Эдхам Акбулатов, и руководитель ООО «Колмар» Лев Кузнецов в свое время были вторыми номерами в исполнительной ветви региональной власти. Нет сомнений, что кого бы из них Дмитрий Медведев при согласии ЗС не выбрал губернатором Красноярского края, в любом случае регион обойдется без революций и потрясений. Но чтобы состав кандидатской «тройки» оказался именно таким, пришлось выдержать нешуточную борьбу.

В БОРЬБЕ ЗА ПРЕЕМНИКА

akkkuПоследние две недели многие в Красноярском крае пребывали в лихорадочном ожидании. Волновались чиновники краевого и муниципального масштаба, которые не без оснований боялись на своей шкуре ощутить справедливость известного наблюдения про «новую метлу». Тревожились депутаты и политики, близкие к «Единой России». Если бы на место Хлопонина пришел москвич, то наверняка многим из нынешних краевых парламентариев после следующих выборов в ЗС пришлось бы сменить работу. Грустило и население, которое еще не забыло, как в эпоху губернаторства Лебедя «паны дрались, а у холопов чубы трещали». Последние восемь лет научили нас ценить стабильность, расставаться с которой большинству красноярцев совсем не улыбается.

Раздражение (а у некоторых красноярских политиков и бессильную ярость) вызывала ситуация, когда выбор за тебя делают другие. В федеральных СМИ одна за другой возникали фамилии незнакомцев, претендующих на пост губернатора. Появились пугающие своей правдоподобностью слухи о больших чемоданах с «зеленью», которые якобы заносились в кабинеты кремлевских столоначальников представителями могучих ФПГ.

А у нас? Представители оппозиции обвинили местных «единороссов» в том, что они никак не влияют на процесс выбора претендентов на пост руководителя края. Закономерным итогом такого драматичного развития сюжета стало появление открытого письма Президенту РФ Дмитрию Медведеву, подписанное тремя депутатами Законодательного собрания — Олегом Пащенко («Справедливая Россия»), Владиславом Королевым («Правое дело») и Всевовлодом Севастьяновым (КПРФ).

Депутаты-оппозиционеры призвали Кремль учесть мнение сибиряков: «Для красноярцев наступил момент, который во многом определит на ближайшую перспективу и судьбу края, и уровень жизни красноярцев… Всё свелось к публичным рассуждениям журналистов, политологов, социологическим опросам, которые вряд ли будут иметь какие-либо последствия. До двух третей участвующих в этих обсуждениях полагают, что губернатором должен быть красноярец. Плохо то, что реальное обсуждение, скорее всего, проводится только в Москве, не являясь ни прозрачным, ни достаточно легитимным для красноярцев».

Лидеры местных единороссов вынуждены были поднять перчатку. «Тема волнует весь край, и, естественно, депутатский состав, — заявил спикер ЗС Александр Усс. — Многие из наших коллег предпринимают действия, чтобы продвинуть красноярца. Иногда это уместно, иногда нет. (Явный намек на авторов письма Медведеву, — А.Ч.) Александр Хлопонин, общаясь с руководством страны, формулировал свою позицию по этому поводу. Высказывалось мнение о том, что следующим губернатором региона должен быть человек, погруженный в краевые дела. Такое же мнение выражал в администрации президента и я».

nnovЭта дискуссия имеет еще один смысловой нюанс, который в последние недели отошел на задний план. Пересменок краевой исполнительной власти напрямую влияет на результаты мартовских муниципальных выборов в Красноярском крае. Если бы Москва подсунула нам «кота в мешке», то оппозиция могла бы с очень большим политическим эффектом повернуть это против «Единой России». А так победила, по выражению вице-спикера ЗС Алексея Клешко, «партия красноярцев» и потери «медведей» в марте будут сведены к минимуму. Благодарить за это и «Единая Россия», и красноярцы должны, в первую очередь, Александра Геннадиевича. Кандидаты — последний роскошный подарок Красноярскому краю. Он доказал, что его лоббистский потенциал — не миф. Более того, за минувшие две недели существенно возрос.

«В региональной политике появился новый крупный игрок, совершивший в нашем рейтинге один из самых крутых взлетов: вице-премьер, полномочный представитель президента во вновь созданном Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин (35-36-е место в январском рейтинге против 86-го в декабре). Несмотря на то, что он совсем недавно назначен на этот пост, его влияние уже несопоставимо с влиянием министра по региональной политике Виктором Басаргиным (71-е место)», — отмечается в комментарии «Независимой газеты» к рейтингу влиятельности российских политиков.

Тройка претендентов, каждый из которых обязан своему возвышению Хлопонину, это знак того, что тандем Путин — Медведев на самом деле верит в нашего экс-губернатора. И верит в его выбор красноярского преемника.

ХЛОПОНИНСКИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ

Многие представители политической элиты Красноярья в своих комментариях подчеркивали равноценность претендентов на губернаторский пост. Понятно, что местные политики «осторожничают», ведь во многом траектория их политической карьеры будет зависеть от благосклонности будущего главы региона.

На самом деле претенденты, конечно, не братья-близнецы. У каждого из них свои взгляды на экономику, свой лоббистский потенциал и свои (внимание, чиновники!) кадровые предпочтения. Опять же у кандидатов есть друзья, однокурсники… Они, как доказывает современная российская политическая практика, и составляют на самом деле «золотой кадровый резерв» России. Наверное, самый оптимальный вариант для краевого чиновничества — Эдхам Шукреевич. При Акбулатове изменения курса будут минимальны. Если «перст указующий» остановится на Александре Валентиновиче, то уже возможны локальные сюрпризы. Все же работа в Минфине могла повлиять на некие предпочтения Новака.

kuzzСамые интересные метаморфозы в краевой власти ждут нас в случае прихода Льва Владимировича. Неожиданный уход Кузнецова летом 2007 года из администрации Хлопонина помимо разного рода объективных причин свидетельствовал о том, что он начал тяготиться ролью «вечно второго». В этом существенное психологическое отличие кандидата в губернаторы от других. 2,5 года в бизнесе тоже могли существенно расширить кругозор бывшего первого заместителя Хлопонина. Пожалуй, именно его приход потенциально мог бы вызвать разумную дозу необходимых изменений для оздоровления политической системы Красноярья. В том числе и кадровых. Кстати, у него есть неоспоримое преимущество перед другими претендентами — он друг Александра Хлопонина, а это «плюс» во всех смыслах.

Однако подчеркнем, что тень экс-губернатора в любом случае будет витать над новым главой региона. Именно экономический знаменатель объединяет всех кандидатов. Новому губернатору придется доводить до ума стратегические проекты федерального значения. Радует и то, что проекты второго (регионального порядка) наверняка тоже не будут списаны в архив. Мы имеем в виду и студенческие отряды, и ТИМ «Бирюса», и губернаторский бал, и многое другое, что появилось в нашей жизни в последние годы. Не все стоит сбрасывать с «корабля современности».

Так что, виват, преемники!