STATIS.RU — Бензиновые горки
Стоимость автомобильного топлива в Красноярском крае продолжает удивлять своей нестабильностью. За два месяца с начала 2009 года отпускные цены на АИ-92 на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе выросли почти на 62 %. Как сообщает информационное агентство «Кортес», если в начале 2009 года стоимость тонны 92-го составляла 11 150 рублей, то в феврале она равнялась 18 900 рублям. При этом активный рост зарегистрирован в третьей декаде января, когда тонна бензина подорожала более чем на 2000 рублей. Отмечено изменение цен и на другие марки топлива, производимого на Ачинском НПЗ. По данным того же источника, в феврале 95-й бензин подорожал к январю на 22,33 %, АИ-76 — на 47,91 %, стоимость дизельного топлива увеличилась на 31,86 %. При этом в среднем по России цены производителей на АИ-76 за тот же период выросли на 36,85 %, на 92-й — на 56,73 %, на 95-й — на 13,73 %, дизельное топливо подорожало на 23,45 %.
Разумность бизнеса
Эти цифры приводит в своих пресс-выпусках Федеральная антимонопольная служба России, которая последние несколько месяцев активно изучает рынок автомобильного топлива. В феврале ФАС приняла решение о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ряда нефтяных компаний, в частности, в отношении ОАО «НК «Роснефть», в группу которого входит и Ачинский НПЗ.
И совершенно не удивительно, что антимонопольщики заинтересовались топливным рынком, даже несмотря на некоторый ценовой спад, произошедший нынешней зимой. Ведь от топливного рынка во многом зависит стоимость услуг, продовольственных и непродовольственных товаров и вообще благополучие населения.
Рост цен на автомобильное топливо создает реальную угрозу для экономики края, прежде всего в секторах, ориентированных на конечного потребителя — простых граждан. Так считают представители регионального управления Федеральной антимонопольной службы. «Цена оптовика должна быть обоснованной и разумной. И разница между оптом и розницей должна быть 10-20 %. Осенью она достигала 10 рублей — это 40-60 %. По всем фактам повышения цен на ГСМ мы ведем работу. В первой декаде февраля было возбуждено сразу три дела по фигурантам из розницы, в середине месяца занялись рынками сбыта Роснефти и Газпромнефти, — говорит руководитель управления Валерий Захаров. — В тяжелые времена бизнес должен быть разумным. Сколько должен стоить бензин? На этот вопрос должны ответить те, кто работает на рынке. Но ответы должны быть содержательными».
Сегодня, по словам заместителя руководителя управления Олега Харченко, работа с нефтетрейдерами продолжается. «Сейчас руководством красноярского управления ФАС принято решение назначить дополнительное расследование по состоянию рынка на Севере. Это связано с тем, что юридически ответственные лица в Красноярском крае утверждают, что не имеют ни возможности, ни желания без подключения федерального правительства регулировать цены на ГСМ в этом регионе», — сообщил Харченко.
Итальянская забастовка
В качестве одного из вариантов решения проблемы в УФАС видят изменение пошлин на вывоз нефти за рубеж. Антимонопольщики предупреждают, что в случае дальнейшего безудержного роста цен на ГСМ будут вынуждены обратиться в правительство РФ с просьбой об увеличении пошлин. «Предложение на российском рынке сужается, а большие объемы низкооктановых нефтепродуктов — мазут, дизтопливо — отправляются за рубеж», — уточнил Харченко.
В то же время, по словам официального представителя УФАС, нефтетрейдеры продумывают собственные меры по снижению влияния властей на цены. В частности, в качестве противодействия продавцы топлива намереваются провести «итальянскую» забастовку, то есть начать действовать строго по регламентам. Как отметил Харченко, речь идет о техническом регламенте, введенном в России с 1 января. В соответствии с ним в регионе должна работать сертифицированная база по проверке качества дизельного топлива. Сейчас ее нет. «И некоторые участники рынка заявляют, что собираются вообще исключить из ассортимента дизтопливо. Такая итальянская забастовка — действуй строго по регламенту, и посмотрим, что получится. По этому вопросу мы тоже разбираемся: регламент регламентом, а рынок должен работать», — заявил г-н Харченко.
В то же время в правительстве Красноярского края в отношении роста цен на автомобильное топливо по-прежнему лишь разводят руками. По словам регионального министра промышленности и энергетики Дениса Пашкова, рычагов для регулирования стоимости ГСМ нет ни у территориальных, ни у федеральных властей. Цены на топливо рыночные и регулируются только рынком, считает Пашков. Кроме того, министр заявил, что, несмотря на повышение цен поставщиков, с начала года стоимость бензина в рознице не выросла. «Розница пока не реагирует, но до конца месяца стоимость топлива на АЗС также вырастет», — сказал Пашков. По его словам, и в перспективе для покупателя прогноз по стоимости ГСМ неблагоприятный. Он также подтвердил информацию о влиянии снижения экспортных пошлин на повышение цен на внутреннем рынке. «Снижение экспортных пошлин позволило производителям более свободно выбирать рынки сбыта», — сказал Пашков. Это означает, что для российских нефтетрейдеров в приоритете оказался мировой рынок, а предложение в России снижается.
Налог
Летом и осенью 2008 года красноярские автомобилисты и региональные власти пытались делать шаги к государственному регулированию цен на ГСМ. Красноярское региональное общественное движение автовладельцев (КРОДА) совместно с правительством края планировали разработать законопроект с тем, чтобы передать его на рассмотрение федеральным властям. В соответствии с документом предполагалось пересмотреть налоговое бремя для нефтетрейдеров. Решение о необходимости такого закона было принято на краевом уровне после детального анализа структуры розничной цены ГСМ. На сентябрь 2008 года ситуация складывалась таким образом, что доля налогов в стоимости бензина на АЗС составляла 70 %. Кроме того, цена на российском рынке зависит от того, что происходит на мировом. «Мы не должны зависеть от прихотей спекулянтов на Нью-йоркской бирже и тайфунов в Карибском бассейне, почему-то ключевым образом влияющих на цены в Сибири и на Дальнем Востоке. Внутренний рынок России при продаже нефтепродуктов в розницу должен быть ориентирован на российский уровень цен. Иначе получается, что некоторые страны-нефтеимпортеры своим гражданам продают нефтепродукты из нашей нефти дешевле, чем покупаем их мы — граждане России», — заявлял в сентябре глава движения автовладельцев Иван Смолин. Сегодня, по его словам, несмотря на значительное снижение цен по сравнению с осенью прошлого года, ситуация на рынке серьезно не изменилась: цены в России по-прежнему зависят от мировых событий. «Летом до сентября на нефти зарабатывало государство — например, до 75 % от конечной стоимости АИ-92. Затем, с падением мировых цен, максимально возможную маржу стали получать розничники — до 30 %, налоговая доля снизилась в среднем до 55 %, 15 % оставалось у производителей. С середины января нефтяные компании подняли отпускные цены и стали получать до 40 % от конечной стоимости». Но основной проблемой, по мнению Смолина, все же остается несбалансированное налогообложение и, кроме того, нежелание нефтетрейдеров думать о будущем.
Наказание
В конце марта комиссия УФАС по Красноярскому краю по данным соответствующей проверки признала пять крупных красноярских нефтетрейдеров участниками ценового сговора, нарушившими статью 11 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой согласованные действия хозяйствующих субъектов по установлению и поддержанию цен запрещены. Было установлено, что ООО «БРЭСТОН», ЗАО «Октан-2000», ООО «Магнат-РД», ООО «Сибнефть-Красноярскнефтепродукт» и ООО «Фортуна плюс» одновременно повышали и понижали цены на топливо (дизельное, бензин автомобильных марок А-80, АИ-92). «В связи с тем, что указанные организации занимают существенную долю на рынке розничной реализации нефтепродуктов, поддержание одинакового уровня цен устраняет ценовую конкуренцию между ними и наносит существенный ущерб интересам потребителей», — сделали вывод в УФАС. В ходе рассмотрения дела представители ответчиков объяснили одновременное повышение розничных цен на нефтепродукты повышением оптовых цен на топливо. Однако комиссией Красноярского УФАС России не было выявлено общих для компаний факторов, повлиявших на указанное повышение цен: организации закупали топливо у разных поставщиков по разным ценам в разное время, розничный товарооборот компаний также различен.
Как сообщили в управлении, в результате согласованных действий компании получили незаконный доход в сумме около 4 миллионов рублей. («Сибнефть-Красноярскнефтепродукт» — более 1,6 млн руб., «Фортуна плюс» — более 1,1 млн руб., «Брэстон» — более 760 тыс. руб., «Магнат-РД» — более 200 тыс. руб., «Октан-2000» — более 150 тыс. руб.).
УФАС предписала компаниям перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения ФЗ «О защите конкуренции».
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/articles/statisru-benzinovy-e-gorki