У старого дядюшки «Оскара» черно-белое лицо
В общем-то, кто мазохист, тот может посмотреть «это» по телику и в записи. И подумаешь, через два дня! Ничего, раньше этот «звериный оскал капитализма» вообще не показывали! Там ведь вручали не те, не то и не тем! Ну, да…
В общем, кто любит футбол смотреть по принципу: свисток, игра началась… и — спасибо! Матч закончился со счетом… — это для вас.
Но я все-таки расскажу немного…
Сашу Барона Коэна на «Оскара» не позвали. Но это не значит, что его там не было. В белом диктаторско-генеральском мундире, с огромной бородой он появился на красной ковровой дорожке, неся урну с портретом недавно усопшего Ким Чен Ира. И прежде чем Коэна успели вывести из зала, он в прямом эфире осыпал прахом из этой урны очень кстати подвернувшегося телерепортера. Такой вот протест!
Между тем в распределении наград, как выяснилось, никаким, даже мелким, скандалом и не пахло. Нет, я, конечно, не думал, что главного «дядю» дадут, скажем, третьей серии «Трансформеров», но уж слишком предсказуемо все получилось.
Хотя… за 84 года чего там только не было. И вопиющая политкорректность, и невопиющая неполиткорректность. И отказы, и скандалы. Даже битье лица на сцене… Ну, что с них взять… Миллионеры все… а как дети!
В этом году все приготовились тоже побить… но уже какой-нибудь рекорд. Например, легендарный композитор Джон Уильямс был выдвинут на два «Оскара»: за музыку к мультфильму «Приключения Тинтина: Тайна Единорога» и картине «Боевой конь». Таким образом, общее количество его номинаций за все годы достигло 47. Больше только у Уолта Диснея, а на третьем месте Вуди Аллен — 23. Стивен Спилберг и Кэтлин Кеннеди в качестве продюсеров того же «Боевого коня» выдвинуты на приз за лучший фильм года в рекордный седьмой раз, каждый. Кстати, в США именно продюсер, а не режиссер, считается главной фигурой на съемках фильма. Поэтому и получать статуэтки в наиболее престижной категории «Лучший фильм», выходят именно они. У Мэрил Стрип тоже… аж 17 номинаций. Рекорд, который не скоро перекроют, ибо у ближайшего преследователя — Джека Николсона — их всего-то 12.
Американский комедийный актер, мастер разговорного жанра Билли Кристал, известный нам лучше всего по роли психиатра в фильмах про анализирование того и этого будет вести церемонию в девятый раз. Ну и что, подумаешь! В прошлом году киноакадемия чествовала популярнейшего комика и актера Боба Хоупа, который проводил церемонию вручения премий Оскар 18 раз (с 1939 по 1977 годы) — больше, чем кто-либо другой в истории. Так, что Кристалу есть куда стремиться…
Ну а сначала на сцену вышел Морган Фриман, предваряя ролик с пародийной нарезкой из главных номинантов, где в главной роли везде как раз Билли Кристал. Потом вышел Том Хэнкс и представил номинацию «Лучший оператор». Британские киноакадемики хотели дать звание лучшего в этой номинации Гильому Шиффману за «Артиста», а Гильдия кинооператоров США была за Эммануэля Любецки, снявшего «Древо жизни» Теренса Малика (его кто-нибудь досмотрел намедни по телику?). И первый сюрприз — «Оскар» уходит «Хранителю времени» и его оператору Роберту Ричардсону. Причем, у него это уже третий «Оскар» при семи номинациях. Приз художнику-постановщику тоже уходит этому же фильму. И это настораживает… Да! У фильма Скорсезе рекордное количество номинаций — 11, но это не гарантия, что тебе дадут главного «Оскара»…
Впрочем, я думал, что «главные по кинотарелочкам» поступят честно. Если «Лучший фильм» отдадут «Артисту», что, скорее всего, то уж «Лучшего режиссера» — Скорсезе. Могло, конечно, быть и наоборот, но Мишель Хазанавичюс это все ж пока не Мартин Скорсезе.
Лучший фильм на иностранном с забавной шуткой про китайско-немецкий язык представляла Сандра Баллок. Ля-ля… тополя… Наших-то все равно здесь «прокатили». Хотя… если бы выдвинули «Фауста» Сокурова… Но режиссер сказал, что к нему с таким делом не обращались. А жаль! И победил… Ну, тут тоже не было особой интриги — иранский фильм «Развод Надера и Симин», обогнавший и «Мсье Лазара» (Канада), и «Примечание» (Израиль), и «В темноте» (Польша), и «Быкоголового» (Бельгия). Кстати, тоже знаменательное событие и войдет в анналы — это первая в истории картина, чей сценарий, написанный на фарси, был выдвинут на премию.
Лучший мультик! Нет, чтобы устроить всеобщее голосование североамериканских детишек! Ну как могут взрослые дяди сами «мерить» «Кота в сапогах», «Ранго», «Кунг-фу панду-2», «Кота в Париже»! Оч-чень ровный состав! И Крис Рок объявляет победителем… «Ранго»! Это потому, что его с Джонни Деппа срисовали?
Технические номинации обойдем стороной, поговорим о рекордах.
Мелисса Лео вручила «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана… Кому? Кеннет Брана и Джона Хилл — «молодые ищо», а Макс фон Сюдов, увы, не понравился. Гильдия киноактеров, «Золотой глобус» и британцы — все на стороне Кристофера Пламмера из «Начинающих». Он и получает. Все встают — есть рекорд! 82 года, и он самый старый актер, когда-либо получавший «Оскар». В своей речи он прекрасно сыронизировал насчет того, что они с главным призом почти ровесники. Эх! Три месяца не дожил до этого триумфа русский голос Пламмера, 85-летний «король дубляжа» Артем Карапетян. Какая озвучка была в «Воображариуме доктора Парнасса»…!!!
За лучшую второстепенную женскую роль «Оскара» получила Октавия Спенсер из «Прислуги». Стилизованный под «старый, добрый Голливуд» фильм в прошлом году получил «Премию кинокритиков» за «Лучший актерский ансамбль». Поскольку на «Оскаре» это дело не прокатит, то исполнителей главных ролей «разбили»: Виолу Дэвис отправили бороться за главный женский приз, а Октавия Спенсер соревновалась с Джессикой Честейн. Ну и понятно… Если в этом году все статуэтки забирают «Артист» и «Хранитель времени», где с нег… простите, афроамериканцами напряг, то никакая Джессика — хоть Честейн, хоть Альба — ничего не выиграет, если претендует милая и пухлая «шоколадка» Спенсер. Что-что, а политкорректность там еще никто не отменял.
А вот Джону Уильямсу как раз за приз саундтрек не дали. Прокатили классика киномузыки. Пенелопа Крус и Оуэн Уилсон развернули конвертик, а там… у кого и были все симпатии — у новичка Людовика Бурсе («Артист»).
А вот Вуди Аллен — получил. За лучший оригинальный сценарий — «Полночь в Париже». Тут он всех обставил: и «Надира с Симин», и «Артиста»… Даже «Девичник в Вегасе». Кстати, за сценарии Вуди последний раз получал «Оскара» аж в 1987 (за «Ханну и ее сестер»). Ну, надо же порадовать старичка четвертой железякой. Получите! Вручать, впрочем, некому — Аллен на оскаровские церемонии, сами понимаете, не ходит. Еще один сценарный «Оскар» (за лучший адаптированный сценарий) был вручен Анджелиной Джоли Александру Пэйну за драму «Потомки» с Джорджем Клуни — в фильме его герой трагически теряет супругу и должен самостоятельно воспитывать двух дочерей. Причем, Клуни проиграл дважды (и очень жалко!). Сначала, как сценарист (вместе с Грантом Хесловым и Бью Уиллимоном он номинировался за «Мартовские иды» — очень сильная вещь, по мнению всех, но Пэйн тоже ведь уже получил, и «Выбор критиков» и «Золотой глобус». (Так что, опять — не удивляемся!), а потом, как актер.
Приз за лучшую мужскую роль из рук Натали Портман получил… конечно же, «Артист» и человек Жан Дюжарден. Который, прежде чем говорить речь, помчался в зал всех целовать. Как сказал бы Андрей Миронов: «Французы, экспрессивная нация…» Спасьибо, Америка! Спасьибо, Академийа! Ура! Ура!
За женскую роль? Ну, кто бы сомневался, что если будет мало-мальски интересная картина, то после 17и номинаций… Мэрил Стрип и получила, сыграв саму Маргарет Тэтчер — кстати, немного, но в жизни — похожи! Руни Мара в «Девушке с татуировкой дракона», конечно выложилась вся, но… Как говорится, «у нее еще все впереди». И это правильно — актриса-то она талантливая — будет у нее и своя «Железная леди», как у Стрип. Притом, мне кажется, что Нооми Рапас в шведском варианте все равно лучше сыграла. Вот ей бы «Оскара»! Впрочем, американцы свой вариант все равно без внимания не оставили — из 5 номинаций, хоть одну, но дали (за лучший монтаж).
Майкл Дуглас оглашает, что Мишель Хазанавичюс обыграл Мартина Скорсезе и стал лучшим режиссером. Для меня — сюрприз. Потому как я уже не сомневаюсь, что и «Артист» будет «лучшим фильмом». Так и есть! И об этом говорит Том Круз (кто бы мог подумать — очень нешаблонно!) Но я склонен считать, что при всех достоинствах, дали все ж больше за «идею». Как фильм, он, конечно, выше «Хранителя времени», но просто в этом году он ненамного, но выше всех номинированных. Сюда бы скажем, «Король говорит» или «Старикам тут не место», да даже «Миллионер из трущоб» или «Чикаго» — и я не уверен, что немая черно-белая лента выиграла бы этот забег. Но, увы, «средневесы» были, а «тяжеловес» в этом году один.
Итог: два главных борца за статуэтки сыграли 5:5! «Хранитель времени» — две статуэтки за звук, визуальные эффекты, художник-постановщик и оператор. «Артист» — костюмы, саундтрек, главная мужская роль, режиссура, лучший фильм. Повесомее, будет, однако! Притом, «Артист» получил 5 из 10, а не из 11, как конкурент.
Кроме них, единственным фильмом с более чем одной наградой оказалась «Железная леди» — за грим и главную женскую роль. Главными же проигравшими этого киносезона становятся «Боевой конь» (Спилберг проиграл!) и «Человек, который изменил все» (Moneyball) с Брэдом Питтом (а уж как хвалили по выходу) — из шести номинаций оба фильма не получили НИЧЕГО!
Вот, пожалуй, и все! Если кто чего не понял — к телевизору!
Всегда ваш, С.Бондов
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/articles/u-starogo-dyadyushki-oskara-cherno-beloe-lico