Утоли мою печать

Кризис подтолкнет печатные издания к уходу в Интернет

В первый рабочий день 2015 года, аккурат накануне Дня печати, замглавы Минкомсвязи РФ Алексей Волин спрогнозировал, что в этом году без работы рискуют остаться десятки тысяч журналистов — по крайне мере, тех, что трудятся в печатных СМИ. Причины, в общем-то, очевидны: о смерти бумажной прессы толкуют уже не первый год, а падение рубля этот процесс только ускорило.

По прогнозам Волина, цены на производство печатных изданий вырастут на 30–50 процентов, на столько же сократятся объемы рекламы. Таким образом, к концу года Россия может недосчитаться половины существующих сейчас средств массовой информации.

Дорогая редакция

Буквально через пару дней после выступления Волина, его предсказания начали сбываться в регионах. Красноярская редакция журнала «Деловой квартал», который выходил в городе с 2004 года, объявила, что декабрьский номер издания — последний, и теперь оно полностью уходит в интернет. Красноярск оказался не единственным, где «ДК» прекратил выпуск печатной версии — из семи городов сети, под сокращение попали еще две редакции — в Новосибирске и Ростове-на-Дону.

Директор красноярского «Делового квартала» Юлия Какушина раскрывать финансовые показатели почившего журнала не стала, отметив только, что чтобы продолжать выпускать качественную продукцию, необходимы были бы дополнительные вложения.

— Но зачем вкладываться в то, что бесперспективно? Закрытие журнала было вопросом времени. Поэтому мы решили полностью сосредоточиться на нашем более перспективном интернет-проекте, — сказала она.

Вместе с закрытием журнала под сокращение попала и часть его сотрудников, «функционал которых будет не актуален». Некоторым из них предложили продолжить работу в тех городах, где выпуск бумажного «ДК» пока продолжается.

Сокращать издержки и персонал в декабре минувшего года начали также в издательском доме «Петроград» (проекты «Собака.ru», ProAuto и Wellary). Шеф-редактор красноярской «Собаки» Мария Юферова, опять же не называя конкретных сумм, рассказала, что за последние три года бюджет издания стабильно рос. Причем до конца прошлого года, по словам Юферовой, для этого были только положительные причины.

— До декабря 2014 года рост был связан исключительно с расширением контента журнала, который повлек за собой увеличение количества размещаемой рекламы и, соответственно, численности полос и производственных затрат, — раскрыла тайны она.

Такая динамика радовала издание до тех пор, пока не произошел скачок евро и доллара в конце минувшего года.

— «Собака.ru» издается в Красноярске по франшизе, журнал печатается в Финляндии, и к курсу валюты мы привязаны очень жестко. Поэтому нам пришлось сокращать расходы на производство, в первую очередь, за счет сокращения штата и усушивания контента. Качество печати и тираж при этом мы не меняем, — говорит Мария Юферова.

Шеф-редактор «Собаки» заверила, что журнал «однозначно не работает в минус, иначе делать его было бы просто бессмысленно».

rozpechat_open.jpg

Более охотно об экономике производства бумажного издания поведал Даниил Юсьма, в прошлом — главный редактор делового журнала «Сфера влияния», закрывшегося по экономическим причинам в середине 2014 года. По его словам, затраты на создание журнала к моменту закрытия составляли порядка 1,2 миллиона в месяц, включая собственно производство, гонорары и прочие расходы. Рентабельность «в хорошие времена» доходила до 20–30 процентов.

— Экономика печатного издания сильно завязана на цену краски, типографские услуги и так далее. А цены на них сейчас растут галопирующим темпом, и сами типографии не готовы сказать, что цена, установленная сейчас, — конечная. По имеющейся у меня информации, рост на печатные услуги уже составил около 60 процентов по сравнению с предыдущим годом. Это несовместимо с жизнью для большинства печатных изданий, — говорит Даниил Юсьма.

В компании «Ситалл», на мощностях которой печатается порядка 10 периодических изданий Красноярска, рост стоимости печати на 20-30 процентов подтвердили. Заметив, что пока речи о повальном закрытии печатных проектов не идет.

— Издания пока пытаются удешевить производство через поиск новых типографий с меньшими ценами, — рассказывает руководитель отдела продаж коммерческой печати компании «Ситалл» Наталья Шабалина. — Пока накопленных ресурсов прочности им хватает, но через пару-тройку месяцев может начаться массовое закрытие печатных проектов.

Реклама вне фокуса

Относительно спокойно, по мнению Данилы Юсьма, пережить «печатный кризис» смогут только рекламно-информационные справочники типа «Выбирай» и «Шанса», у которых иная модель существования:

— Реклама в изданиях типа «Сферы» или «Делового квартала» по большему счету не товарная, а имиджевая, либо товарная, но направленная на узкий сегмент рынка. «Выбирай» и «Шанс» имеют более широкую читательскую аудиторию. Соответственно стоимость контракта там гораздо ниже для рекламодателя. С этой стороны их эффективность выше, они интереснее рекламодателям.

Деловые же СМИ, а за ними и «глянец», постепенно уйдут в интернет, прогнозирует Юсьма. При этом планы на завоевание сети были и у команды, издававшей «Сферу влияния». Незадолго до закрытия журнала редакция приобрела портал krasnoyarsk.biz и начала его развивать.

— Но тут мы просто не успели. Мы добились определенных результатов, но посещаемость все же была не на том уровне, чтобы можно было разговаривать с крупными рекламодателями, — вспоминает Даниил Юсьма. — Если бы основной продукт — «Сфера влияния» — по-прежнему показывал бы прибыль, которую можно инвестировать в интернет, то сайт можно было бы продолжать развивать. Но экономическая ситуация не позволила этого сделать. А рекламу на сайте при прежних расходах мы бы продавать не смогли.

К слову, отношения с рекламодателями, которые еще сами не перестроились на новую модель поведения, — это одна из основных трудностей, с которыми придется столкнуться издателям сайтов.

— Рекламодатель охотно верил и верит печатным изданиям — то есть чему-то, что можно подержать в руках, — объясняет бывший главный редактор «Сферы». — Они охотнее вкладывались в прессу, чем в интернет, несмотря на то, что аудитория у сайтов могла быть больше. Это достаточно олдскульная модель поведения, и она со временем поменяется в пользу веры в статистику сайтов, но пока ситуация такая.

Поддерживает эту позицию и директор интернет-газеты Newslab Александр Назаров, по словам которого многим рекламодателям до сих пор приходится объяснять, «что такое интернет и как все в нем устроено». Притом что сам читатель сделал выбор в пользу сети еще несколько лет назад:

— Бумажные «простыни», которые так удобно было читать, скажем, сидя в кофейне в ожидании деловой встречи, заменили сначала ноутбуки, а позже — планшеты и смартфоны, — говорит Назаров.

newspapers.jpg

Приоритет на сжатие

— Резкий всплеск роста интернет-аудитории пришелся на 2008–2009 год и был связан с появлением у провайдеров доступных безлимитных тарифов, — вспоминает Александр Назаров, — сейчас аудитория в сети прирастает с каждым годом все медленнее, но все большая часть аудитории входит в сеть, используя мобильные устройства.

Для сравнения, доля мобильного трафика на портале «ДЕЛА.ru» за последние три года выросла более чем в 20 раз и сегодня достигает до 25 процентов от общей посещаемости — такие данные привел руководитель интернет-проектов «Медиа-группы «ДЕЛА»» Александр Долиденок.

Журналам, которые из оффлайна решат перейти в онлайн, придется учитывать предпочтения интернет-читателей и отказываться от больших статейных материалов в пользу краткого, «мультимедийного» контента.

— У меня вообще есть сомнения, что эти так называемые «большие материалы» в печатных СМИ в последнее время кто-либо массово читал, — признался Долиденок. — Идет глобальный тренд на фундаментальное изменение форм потребляемой человеком информации. Уже многими исследованиями доказано, что многокилобайтовые тексты отпугивают рядового пользователя, независимо от уровня его образования, интеллекта и прочих факторов. В современном динамичном мире мысли надо уметь упихать в «немного буков», больше показывать, чем описывать, даже видео должно быть ярким и коротким. Конечно, есть еще люди, что называется, старой закалки и привычки, но с каждым годом их доля все меньше. В нашем издании она пока остается неизменной.

Раскрывать рентабельность бизнеса ни Назаров, ни Долиденок не стали, отметив, что производство и содержание сайта существенно ниже, чем печатной продукции.

— В принципе, если в Красноярске уже много лет существует несколько интернет-СМИ, то вот вам и ответ о рентабельности, — сказал Александр Долиденок.

Александр Ибрагимов