Виктор Толоконский: Экономики должно быть больше

9 сентября прошлого года Виктор Толоконский был назначен полномочным представителем президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. О том, как прошел год в новой должности, и о многом другом, полпред рассказал на встрече с победителями VI конкурса журналистского мастерства «Сибирь. ПРО» — корреспондентами из республик Бурятия и Хакасия, Красноярского, Алтайского и Забайкальского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской, Томской и Кемеровской областей.

Разговор начался с поздравлений. И первый вопрос от красноярских журналистов непосредственно касался итогов рабочего года. Толоконский рассказал: «Я родился в Новосибирске, никогда не уезжал отсюда. Вся моя жизнь прошла в Сибири, тем не менее, я не очень хорошо был знаком с регионами СФО. Мне было интересно за этот год увидеть все 12 субъектов, почувствовать их специфику, познакомиться со многими интересными людьми. Еще раз убедился, что части этого макрорегиона имеют много общего. И в то же время врядли возможно для них всех выстраивать единую экономическую, социальную политику, стратегию инфраструктурного развития. Все-таки регионы очень разные: как по естественным, природным, географическим, историческим условиям развития, так и по состоянию экономического потенциала, социального, человеческого. Поэтому в работе я стараюсь более точно, максимально конкретно адаптировать нашу общую стратегию развития макрорегиона к специфике каждого из 12 субъектов».

Виктор Толоконский рассказал и о нюансах своей работы в качестве полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. По его словам, эта должность во многом отличается от того, чем он занимался раньше, изменились подходы в решении определенных задач.

«На сегодняшний день я помогаю преодолевать принципиально важные проблемы в развитии всех сибирских территорий. Управленец во мне преобладает над политиком и тем, кто осуществляет контрольные функции. Иногда это вызывает некое удивление у губернаторов. Например, я звоню и выясняю, как идут работы по устранению аварии, либо, прилетев, провожу совещания по подготовке к зиме, а не какую-то политическую ситуацию рассматриваю. Думаю, что это надо делать, потому что любой внешний импульс для повышения качества управления принципиально важен. Очень благодарен руководителям регионов, которые правильно понимают это мое стремление и прислушиваются к моим рекомендациям и советам. Я много пишу о своем видении, как решать те или иные задачи, провожу совещания, видеоконференции, работаю со всеми членами правительства, во всех регионах веду открытые приемы граждан. Конечно, есть и непростые противоречия, которые я в себе должен преодолевать. Безусловно, многолетний опыт работы руководителем дает о себе знать. Раньше я не только разъяснял и рекомендовал, но и сам быстро принимал решения. Теперь я должен больше убеждать, быть последовательным в своих аргументах, более тонким в выборе управленческих подходов», — поделился с журналистами полпред.

По словам полномочного представителя президента, в своей работе он пытается помочь властям регионов концентрировать внимание на ключевых проблемах, активизировать свою политику, в первую очередь, инвестиционную. «В Сибири мало еще экономики, — подчеркнул Толоконский. — Экономики должно быть больше, инфраструктуры должно быть больше, качественных рабочих мест должно быть больше. Все это появляется в процессе инвестиционного развития, а инвестициями мы занимаемся еще не очень эффективно. Также необычайно важен человеческий потенциал. Необходимо не только иметь эффективную политику сегодня, но и видеть ясную картину будущего. Мы должны укрепить веру граждан, живущих сегодня здесь, в силу своей земли, своего региона, чтобы они связывали свое будущее, будущее своих детей с Сибирью, чтобы регионы не теряли кадровый потенциал, а максимально его развивали».

«Главным ключом развития экономики и социальной сферы является инфраструктура. Нам не хватает транспортных коммуникаций, по-прежнему многие регионы серьезно оторваны от основных линий. Это снижает инвестиционную и социальную привлекательность таких субъектов. В ряде территорий нам не хватает энергетической инфраструктуры, а без энергетики невозможно развивать многие отрасли экономики. Также мы несколько отстаем в развитии социальных структур. А для того, чтобы люди оставались здесь, мы должны им предоставить хорошие школы, качественное здравоохранение, возможности для занятия спортом, обновляющийся жилищный фонд, современное коммунальное обустройство. Причем качество должно быть в несколько раз выше, чем по России, потому что у нас очень суровые условия жизни».

Не обошлось и без вопроса о журналистике. Корреспонденты из различных регионов интересовались оценкой сибирских СМИ, их интеграцией и другими перспективами развития отрасли. Полпред признался, что сам всю жизнь мечтал стать журналистом и очень интересуется этой профессией. Поэтому по его инициативе и был учрежден конкурс «Сибирь.ПРО», выявляющий талантливых пишущих людей, объединяющий их, дающий возможность взаимодействия.

«Я хотел бы видеть больше авторской журналистики, — объяснил Толоконский, — чтобы чаще появлялись материалы, где проявляется творческая и гражданская позиция журналиста, его собственные переживания. Важно это чувство, когда человек не может спать спокойно, пока проблема существует, пока он не высказался. Пусть я не смогу переделать мир и переломить ситуацию, но я должен об этом громко, ясно, убедительно сказать».

«Думаю, что не помешала бы для развития Сибири большая интеграция СМИ. Нам в решение любых задач — экономических, социальных и так далее — очень важно укрепление духовности и нравственности. И информационные структуры помогают формировать эти образы в мыслях наших граждан. Нельзя быть эффективным в профессии, если нет силы духа, нет нравственного потенциала. Нельзя просто развивать экономику или совершенствовать инфраструктуру, если мы при этом не объединены какой-то духовной идеей, чувством ответственности за настоящее и будущее».

Этим чувством ответственности, по мнению полпреда, должны обладать и сами журналисты, и власть, и все общество: «Я не очень понимаю настроения граждан, когда они недовольны телевидением, журналистикой. На самом деле общество должно на себя обратить внимание, а не на то отражение, которое появляется на телеэкранах. И я не понимаю органы власти, которые пытаются навязывать средствам массовой информации свою позицию. Убежден, что профессия журналиста должна предполагать максимальную свободу, прежде всего, свободу внутреннюю. Только свободная журналистика может решать задачи, о которых мы только что говорили».

Варвара ЮШМАНОВА
Фото автора