ЖУТЬ ВЫПОЛЗАЕТ В ПОЛНОЧЬ (городские легенды)

Тишина на Троицком кладбище,
Голубые туманы плывут…
И покойнички в беленьких тапочках
На ночную прогулку идут…
Призрак «черного спелеолога», барабашка, кошка-призрак и прочая нечисть, о которой складывались городские легенды, постепенно забываются и уходят в прошлое. В канун Хэллоуина, который, если верить надоевшим всем байкам о календаре Майя, может стать последним для человечества, вспомним, о чем друзьям рассказывали с горящими глазами, смакуя детали, жители Красноярска. Все истории, упомянутые ниже, — только слухи, то есть информация непроверенная и неподтвержденная, да и как ее проверить?

Итак, жуть выползает в полночь… Хотя выползает жуть, может, и не в полночь, но уж точно не днем. Правда, это относится ко всяческой нечисти. А если на улице зима, а в квартире батареи холодные, и ответственные товарищи божатся, что тепло дали, то куда ж оно делось и как это называется? Наверное, коварные инопланетяне своими синхрогипермодулятронными лучами его свистнули по дороге от ТЭЦ до моей батареи. Братьям по разуму тоже холодно! И тогда это явление нормальное или аномальное… Или все же ненормальное…

Ну да ладно, бог с ними, с батареями. У нас в городе такие дела подчас творятся. Ух! И не только накануне Хэллоуина…

Кстати, заморский же праздник. Нет, чтобы свой придумать, на ту же тему. Например, день бабушки Яги (все пекут пирожки, преимущественно из товарищей с именем Ваня) или День Соловья-разбойника (красочные баталии по художественному свисту). А еще есть Кощей Бессмертный (люди, худейте!), Змей Горыныч (ура отважным пожарным!) и много еще другой отечественной нечисти. К сожалению, вышеназванных товарищей в Красноярске никто не видел, но и без них на наших улицах иногда чёрти чё творится. А уж в крае…

Например, еще в 1936 году в Елизаветино приехала партия геологов, которая, понятно, ушла на маршрут. Вернувшись через два дня, они увидели полностью вымершую деревню! Вещи в домах остались нетронутыми, на главной деревенской улочке лежали два велосипеда (!!!). Ну, ясное дело, сообщили в НКВД. Те оперативненько явились. Пошукали, пошукали… и ничего не нашукали. Как сказал бы Крамаров в «Неуловимых мстителях»: и тишина…

А уж чего недавно в Старцево было… Проклятый полтергейст так разбушевался, что говорят не только вконец затерроризировал живущую в доме семью, но даже ранил пришедшего участкового. Правда, никто так и не сообщил — чем и куда. Зато об остальном рассказали на всю Россию.

А вот про мою маму не рассказали: наверное, потому, что полтергейст (или, как она думает, барабашка) оказался просто мелким хулиганом: из красивейшего китайского сервиза он все мелкие и средние тарелки из стеклянного шкафа выбросил на середину комнаты и превратил в осколки. Мама подумала, что товарища лучше не злить, тем более большие-то он ей оставил. Я бы, конечно, мог объяснить это каким-нибудь временным «накренением» полок, но как-то не «сходится»: с двух посуду сбросил, с двух нет. Да и каким это макаром она не упала возле стенки, а прилетела на середину комнаты…???!!! Но, это, так сказать, частный случай, чуть ли не в каждой семье такой вспомнится.

А еще в каждой местности есть «сумеречные зоны», пользующиеся дурной славой у жителей. Особенно в деревнях! Но там их попросту обходят стороной и ничего не строят. В городе же на это… (мягко говоря!) не обращают внимания. И напрасно! Ведь и вы наверняка знаете, что один из символов Красноярска — Часовня Параскевы Пятницы, что на вершине Караульной горы — стоит на месте древнего языческого капища татар-качинцев. В те времена звалась она Кум-тэгей — Черная сопка. И просто так погулять там никто и думать не смел. А сейчас ничего, все нормально…

Кстати, во все времена среди мальчишек и девчонок особым шиком считалось сходить на кладбище ночью или вообще там «прокантоваться» до утра. Вот, теперь и получите… «ничто на земле не проходит бесследно…». По некоторым сведениям, наш город, просто-таки, простор для эниологов (эниология — наука, изучающая паранормальные явления). Особенно неупокоенными душами кишит историческая часть Красноярска в районе Стрелки. А что вы хотели?

Не все позабыли, что одна из городских школ построена на бывшем лобном месте, за которым был древний могильник. Вот и бродят привидения кругом. Души-то к телам тянет: не все ж, однако, были похоронены и отпеты, были и такие лютые смерти… И это уж точно не байки! Куча народа была свидетелями, когда при строительстве нового дома экскаваторщики чуть не скелеты целиком из земли поднимали. Хорошо хоть это не мой дом был, а напротив. Но, помню, столько археологов сразу набежало… Кроме скелетов и утварь какую-то нашли, останки фауны. Ну так «тогда» в могилу клали всё, что могло пригодиться в загробной жизни! Впрочем, у людей, которые живут там же, пусть и в ранее построенных домах, тоже… жизнь не сахар: в их квартирах происходят странные вещи. Сам по себе включается и выключается свет, искрит электропроводка, в домах слышат голоса и звук шагов… В общем, не тревожьте мертвых! А то они вас так потревожат…

Как именно: недавно показало НТВ. Как оказалось, наши столичные коллеги просто уверены, что Красноярск — город неупокоенных душ. «Городские легенды» Красноярска превратились в натуральный фильм ужасов. В число мест, где «резвятся привидения», вошли «Столбы», КИЦ, заброшенное здание крайкома КПСС… Кстати, подобный сюжет съемочная группа этой же программы уже снимала в крае. Но тогда героями фильма стали не призраки, а духи-людоеды. И поверили же люди, что пропавший народ стал заложником магии духов. Ну а гости из столицы, видимо, хорошо проштудировали известную серию книг (уже штук семь, по-моему) тандема Андрей Буровский — Александр Бушков (первые книги писали вместе, последние пишет один Буровский). Набор всевозможных слухов, бабушкиных сказок и детских страшилок, разбавленных краеведческими и этнографическими фактами. Получается ужас как правдоподобно!

На «Столбах» бродят туристы-призраки… Ну, это вообще не ново. Везде, где есть скалы или горы, столбистские истории сводятся к нескольким нехитрым сюжетам: сказки об огоньках (варьируется лишь цвет), блуждающих по ночам; истории о… привидениях погибших или давно умерших столбистов, которые подсаживаются к костру или появляются в избах. То есть о «Черном альпинисте» (скалолазе). Есть две версии того, как он появился. По одной версии однажды альпинист заблудился в горах и умер от голода. По другой — его бросили другие члены отряда, чтобы не делиться едой. Во всяком случае, этот товарищ теперь появляется перед альпинистами из плоти и крови и проверяет их на соответствие необходимым качествам. Есть много историй, но все заканчиваются одинаково: справедливость торжествует, «плохие» наказаны, «хорошие» спасены. Но, есть еще кое-что! Во-первых, в «черного альпиниста» верят серьезно. О нем говорят иначе, чем о деревянных идолах, которые гоняются за новичками, и даже оставляют еду. Во-вторых, есть куча народа его встречавших: ведь он — вполне обычный человек, разве что с темным лицом и тяжелым запахом (хотя побродите-ка в горах недельку, еще не так запахнете, а лицо потемнеет от солнечного ультрафиолета). Тем не менее, встретите на «Столбах» незнакомца, отнеситесь к нему… по-человечески. Мало ли что!

Это то, что на виду. А не на виду… У спелеологов Красноярского края тоже есть своя «фишка» — «Черный спелеолог». Вот у кого фольклор так фольклор! По богатству и обилию тем он во много раз превосходит фольклор столбистов. В пещерах человек находится в особом и очень неблагоприятном для него мире. Без специального снаряжения, без огня и без еды там можно продержаться от силы дня два. Нарушаются биоритмы, утрачивается чувство времени, отказывает инстинкт самосохранения, развиваются странные мании. «Черный спелеолог» (иногда «белый») во многом аналог «черного альпиниста», который погибает примерно так же: заблудившись в пещере, от голода и холода. К фольклорным же деталям относится такая: «белый спелеолог» считает «хорошими» и правильно себя ведущими тех, кто соблюдает в пещерах чистоту и все черты экологического поведения, например, убирает в пещерах всяческий мусор, оставленный туристами. Среди красноярских спелеологов было хорошим тоном собирать все это в целлофановые мешки, выносить и выбрасывать из пещеры. Понятно, что «товарищу» это очень понравилось. Так что он даже стал к новичкам благоволить: особо не пугает, учит правильно ориентироваться и выводит в нужном направлении.

Ну, вышеописанные ребята — призраки известные, А знаете ли вы про «Черного военного»? Уже лет пять, как его наблюдают пациенты военного госпиталя, что рядом с Центральным парком. Каждую ночь, ровно в полночь, в здании слышат тяжелые шаги и стоны. Местные врачи считают, что это бродит дух военного, который тут умер.

Другие призраки Красноярска, как и положено, заселились в старые дома! Мрачное, кирпичное здание на улице Партизана Железняка, одним своим боком упирающееся в задворки рынка на Взлетке. Воронье часто кружит над ним. Хотите проверить наличие «неупокоенных»? Рискните! Несмотря на то, что дом устроен так, что спрятаться в нем довольно сложно (просвечивает насквозь), все кто уже «рискнули» постоянно слышали какие-то шаги и звуки. Плюс — неприятное ощущение, что за тобой кто-то ходит по пятам! Кстати говорят (но проверять я бы не советовал), что он соединен подземным ходом со зданием недостроенного планетария, в котором (говорят) есть какие-то секретные подземные этажи. Так там призраки как раз кишмя кишат, причем нового типа — «рукотворные». То бишь, наделенные разумом. Причем людьми с сильной биоэнергетикой. Они «работают» на «хозяина» открывая ему знания, недоступные обычным способом. Вот только питаться им тоже надо, и едят они энергию. Естественно, тех, кто забредает в здание. Вывод — любопытство наказуемо!

Наконец, призрак «КАТЭК НИИ уголь»! Стометровый долгострой на Стрелке так и манит к себе различных любителей приключений. Одно время считалось, что кроме бомжей и влюбленных парочек там никого и быть не может. Но с некоторых пор обе эти категории там появляться перестали. Говорят, всё началось еще в 95-ом, когда мимо одних таких влюбленных на втором этаже что-то пролетело и шмякнулось на входе. Те спустились, но никого не нашли! Среди народа поползли какие-то слухи про «монтера Петрова» — монтажника-высотника, который и правда погиб, сорвавшись с самой верхушки стройки. Мол, в свое время эту историю скрыли, чтобы у дома не появилось плохой репутации, и вывезли труп только ночью… Но «черный монтер» вернулся… и, видимо, поселился там!!!!! Ах да, после этого его «шмяки» видели-слышали еще несколько влюбленных пар, и у каждой потом случались крупные неприятности. Слухи в нашем маленьком городе распространяются не так уж и быстро, но целоваться там уже скоро никто не хотел, ни за какие коврижки!

С любителями же попьянствовать и другими асоциальными личностями разборки чинил другой персонаж — «сторож Иванов». Факт, что некий сторож, охранявший строительные материалы, там действительно был когда-то убит — место имел, но дело не в нем, а в том, что подходит к компании некий товарищ и начинает «бренчать» про то, что здесь вам, дескать, не пивнушка, а ответственная стройка… Понятно, приходится ему налить. Незнакомец «квасит» наравне со всеми, но с двенадцатым ударом часов вдруг растворяется в воздухе. Конечно, кому-то неприятно, что одним хорошим собутыльником стало меньше, но дело еще и в том, что после 12 появляется другой «сторож Иванов» — зеленый, трупный и распухший, который с хрипом и уханьем тут же бежит к тебе. Непонятно, правда, за водкой, либо за закуской (в виде распивающих). Проверять никто не стал — разбегались все!

Менее известны «27 мертвых биофизиков». Они обитают на биостанции нашего университета. Которая, как оказалась, расположена на месте, где проводились эксперименты по запуску боевых ракет. Существует легенда, что в этом месте эти челы и погибли — то ли от излучения, то ли хлебнув по ошибке ядовитого ракетного топлива. В итоге, по одной версии в каждое полнолуние, по другой — только на Ивана Купалу, можно видеть скорбную процессию: 27 мертвых биофизиков выходят через бетонную плиту и уходят через лес. Они никого не замечают, ни на что не реагируют и, к счастью, никого не трогают. Но подходить к ним не рекомендуют!

Вообще с универом и окрестностями много чего мистического связано. До сих пор очертания Николаевской сопки хранят классическую форму вулкана, каким он и был во времена динозавров. Еще в 19 веке Николаевское кладбище лежало за границами не только Красноярска, но и самой Николаевки, располагаясь на склонах горы, ведущей к Николаевской сопке. Но… Красноярск рос. В 1960-е годы стали строить Студенческий и Академгородок. С этим-то районом и связана история про знаменитую кошку-призрак. Первое упоминание о ней относится к середине 1970-х, когда «кошка» (или то, что было в её образе) объявилась на одной из дач на остановке «Сады». Там ужинала обычная семья: мама, папа, две дочки… Вдруг откуда ни возьмись вылезает темно-серая полосатая кошка. На возгласы она не реагировала, на предложенную еду — тоже. Она сидела и внимательно смотрела на людей… казалось, изучала их. Потом… ушла. Никто из соседей, понятное дело, понятия не имел что это за кошка и откуда взялась. В 80-е ее видели гуляющие между дач дети: она пристально «изучала» и их. А в «лихие 90-е» приехала на Николаевское кладбище братва проведать покойного сотоварища. И вдруг в дверь могильной ограды входит… Некоторые участники этого дела потом уверяли, что у кошки были странные глаза с необыкновенным, ниточным, зрачком. В общем, странная такая кошка. Придет раз в 10 лет, посмотрит на нас, грешных, и привет… Правда, чего-то уже лет 15 её не видно. Узнала про нас все, что хотела?

Ну и конечно, если есть в городе призраки, хоть людей, хоть кошек, то обязательно должны быть (как в кино) — «нехорошие дома». Один такой — на улице Лебедевой. Там жил один купец с семьей во времена Великой Октябрьской, а сын у него погиб на фронте. И как-то заехали к нему двое офицеров, однополчане погибшего сына. Их оставили ночевать, дом все равно большой. А под утро сунулись в дом не то грабители, не то товарищи с мандатами — время смутное, поди, отличи одного от другого. Офицеры встали на защиту приютившего их дома и всех (человек семь) и положили. А потом уехали. Один, правда, свой портрет оставил. И проходит лет этак… ну, почти уже наше время. Внук того самого купца идет мимо этого же дома. Почти Рождество, градусов под 40, пурга… вдруг видит — человек в шинели со старинными погонами. И лицо знакомое. Ну, поздоровался. А человек усмехнулся, честь отдал. И… исчез. А внук вспомнил — так это ж офицер с портрета. Потом до самой смерти он так и ходил под Рождество на это место и пару раз видел человека в шинели. Да только подойти боялся.

А еще, как оказалось, в Красноярске в старинной форме ходят не только призраки-мужчины, но и более юные особы. Мальчика в такой форме, стоящего в углу, видело много людей, хотя и в разное время, и, кажется, даже в разных зданиях. Больше всего он «являлся» в «суриковской гимназии» на Благовещенской улице (ныне — Ленина), 79. Там, где учился великий Василий Суриков в 1856-61 годах. Почему именно там, никто не знает. Но то, что он всегда появлялся в одном и том же восточном углу, совершенно точно. И, кстати, не ночью или вечером, а в любое время дня. Такое вот «оригинальное» привидение! Призрак исчез лишь после того, как в середине 1970-х вместо общеобразовательной школы разместили в том же здании музыкальное училище. Впрочем, некоторые относят появление «мальчика» к совершенно другому зданию: к зданию мужской гимназии на Ленина, 70.

Другое интересное место — знаменитая школа № 10. Там училось много замечательных людей, а руководил ей долгое время вообще уникальный педагог и человек Яков Моисеевич Ша. Как ни странно, я тоже учился в этой школе и часто был вызываем к директору, который пытался, как мог, наставить меня на «путь истинный» (и наставил-таки!). Он знал множество интересных историй и вкупе с совсем неназидательными нравоучениями рассказывал иногда и их. Если кто не знает, то, если от школы идти к кинотеатру «Луч», там (между Мира и Ленина) есть сквер Дзержинского с бронзовым «Железным Феликсом». Вот он мне как-то и рассказал, что по ночам «сам» приходит в школу. Проверяет, как растет молодое поколение, как выполняются заветы… Вот почему по всей школе висят плакаты с призывами служить в Советской армии, любить Родину и так далее… Надо ж показать человеку, что мы достойны… Я, честно говоря, не поверил, но впечатлился… «Впечатлялся» я до 9-го класса, пока ни с того ни сего на меня на уроке физики не упал здоровенный кусок потолка. Ни до меня, ни после такого не наблюдалось. Может Феликс Эдмундович таким образом дал мне понять, что я неправильно воплощаю в жизнь идеи партии и комсомола…

Ну и конечно, как обойти вниманием наш краеведческий музей. «Ночь в музее» с Беном Стиллером смотрели? Игрушки! У нас, говорят, мамонт по ночам ходит, коч плавает, и творятся тааакие безобразия… Но это опять же слухи. А вот то, что известный норвежский ученый Макс Моор встретил в архиве призрак Фритьофа Нансена, изучая его бумаги по посещению края, — факт. Об этом даже писали (и не только у нас). Нансен, дескать, по-человечески (но на чистом норвежском) попросил ученого «не лезть, куда его не просят». С тех пор Моор в Красноярск не ездок.

Вы скажете: «Э! Так это ж давно было…». Может быть, может быть…! Но вот еще в прошлом году некоторые автомобилисты стали замечать, что в нескольких километрах от Парашютной, в песчаных карьерах, автомобили ездят сами. Народ ломанулся «проверять». Проверяли и на «коробке», и на «автомате». Едут на тормозе и всё тут. И, скорее всего, из за сильного магнитного поля, а это уже аномально.

Кстати, многие аномалии у нас — из-за так называемых геопатогенных зон (зоны, неблагоприятные для человека, связанные с геологической неоднородностью территории). По оценке экспертов, на сегодняшний день они занимают процентов 15 всего Красноярска. Из-за них, говорят, и призраков видят, и метро перестали строить! Наш город стоит на разломах, которые излучают радон, серу, метан и ртуть. Самый большой разлом (а следовательно и геопатогенная зона) — Енисей. А одна из самых больших проходит от начала проспекта Свободный через железнодорожный мост по правобережью до новых Черемушек. К неблагоприятным зонам относятся и старые русла Качи и Енисея: одно из которых — долина от Мелькомбината до часовни, другое — под Академгородком. Они сильно «фонят». Отсюда в геопатогенных зонах появляются необъяснимые явления: полтергейст или нарушение биологических полей.

В общем, накануне Хэллоуина у нас хватает и своих привидений. А праздник, который для древних кельтских племен был религиозной традицией с жертвоприношением, сейчас просто праздник.

Счастливо и весело побояться!
С.Бондов