Леонид Исакович: «Норильский никель» уделит больше внимания региональным спортивным проектам»
О том, почему было принято такое решение, рассказал генеральный директор УП «Спортивные проекты» Леонид ИСАКОВИЧ.
- Леонид Григорьевич, давайте еще раз поговорим о футбольном клубе «Москва». Несмотря на проведенную пресс-конференцию и ваши многочисленные комментарии СМИ, вопросы еще остаются.
- Мы изначально приняли решение быть максимально открытыми. Для этого и созвали пресс-конференцию 5 февраля. Реакция на нее была жесткая, даже гневная. В принципе, мы этого ожидали и были готовы. Но за 10 дней, прошедшие после объявления о реорганизации ФК «Москва», в печатных СМИ, на радио и, особенно, в Интернете распространилось огромное количество нелепых, ничем не подтвержденных слухов, в некоторых случаях откровенных выдумок. Мне кажется, это происходит от недопонимания, и я готов еще раз, в спокойной обстановке рассказать о том, что заставило «Норильский никель» и УК «Спортивные проекты» принять такое решение, о том, что уже сделано, и что будет делаться дальше.
- Объясните, что понимается под словом «реорганизация»? Многие считают его эвфемизмом, прикрывающим ликвидацию клуба.
- Нет, это не эвфемизм и не лицемерие. Это — юридический термин. Да, клуб снимается с участия в премьер-лиге, игроков и персонал мы уведомили о расторжении их трудовых договоров. Будем продавать игроков, помогать в дальнейшем трудоустройстве. Но ФК «Москва» — это общество с ограниченной ответственностью, и как юридическое лицо оно продолжит существовать.
- Почему все-таки было принято решение реорганизовать клуб?
- Здесь комплекс причин. Начнем, пожалуй, с самой главной. «Норильский никель» — это горно-металлургическая компания, каждое предприятие которой является градообразующим. Эти предприятия функционируют в условиях Крайнего Севера, очень суровых условиях для жизни и работы. Соответственно, на компании серьезные социальные обязательства, в том числе по поддержке спорта на территориях присутствия. И логично, что компания стремится поддерживать, в первую очередь, своих сотрудников, свои регионы.
- Да, но исторически так сложилось, что "НН" стал финансировать еще четыре профессиональных клуба…
- Да. И во многом это было личной инициативой бывшего генерального директора "НН" Михаила Прохорова и долгое время эти клубы ассоциировались с его именем. Однако финансировал их все это время "НН". Нужно, конечно, признать, что традиция поддержки профессионального спорта крупным бизнесом в нашей стране действительно существует. Без этого, наверно, профессиональный спорт у нас вообще не смог бы функционировать.
- И не странно ли на этом фоне решение реорганизовать ФК «Москва»?
- С точки зрения российского футбола — возможно, хотя это и спорно, на мой взгляд. С точки зрения бизнеса все сложнее. Более года назад в Компании сменился состав акционеров и менеджмент. Затем начался кризис, и отношение ко многим вещам было пересмотрено. В том числе к спорту. Руководство оказалось в ситуации, когда не смогло объяснить сотрудникам, работающим в Заполярье, почему в период экономической нестабильности компания выделяет значительные средства на поддержку столичного спортивного клуба, который никакого отношения к "НН" не имеет. В тот момент приоритеты были расставлены таким образом, чтобы не допустить социальной напряженности на местах. И поэтому на первом месте для компании было сохранение всех своих обязательств перед сотрудниками. На фоне общего сокращения затрат пришлось оптимизировать инвестиции в непрофильные направления, в том числе в спорт. Когда такое решение было принято, мы честно и открыто об этом сказали, подробно объяснив причины таких перемен. Изначально было понятно, что из 4х спортивных клубов менее всего акционеры и сотрудники Компании намерены были поддерживать ФК «Москва». ПБК ЦСКА — безусловный лидер европейского баскетбола, хоккейный ЦСКА — синоним спортивной истории страны, клуб-легенда. МФК «Норильский никель» — социально ориентированный, и от этого даже более важный проект. ФК «Москва» неплохо выступал в российском Чемпионате. Но здесь аргументов «за» у нас было гораздо меньше. Клуб существует только с 1997 года, болельщиков у него в разы меньше, чем у других столичных клубов. Преемником легендарного «Торпедо» он стать так и не смог, на мой взгляд, из-за отсутствия политической воли Правительства «Москвы». Никакой помощи от города, ни финансовой, ни даже организационной мы не получали. Плюс ситуация со стадионом им. Эдуарда Стрельцова, который был выведен из «Норильского никеля» в пользу структур Михаила Прохорова по цене почти в 5 раз меньше, чем компания его покупала (114 млн рублей, против 500 млн рублей).
- Почему вы тогда не предложили правительству или Михаилу Прохорову поучаствовать в судьбе клуба?
- Я уже много раз говорил о том, что мы обращались с такими предложениями. Мэр Москвы Юрий Лужков не проявлял интереса к клубу на протяжении всего 2009 года. Что касается Михаила Прохорова, то он публично объявлял о своем намерении «забрать» ФК «Москва», но когда со стороны "НН" такое предложение поступило, Михаил Дмитриевич отказался. В результате клуб был вынужден арендовать стадион, некогда ему принадлежавший, за $2 млн. Это стало дополнительным отягчающим фактором в сложившейся ситуации.
- Хорошо, позиция компании ясна. Приоритет — основному производству и регионам присутствия. Но все же — неужели нельзя было найти менее радикальный метод урегулирования вопроса? Почему именно реорганизация? Было ли сделано все возможное, чтобы сохранить клуб?
- Да, было сделано все возможное. На протяжении всего 2009 года мы пытались найти покупателей на клуб, вели переговоры с несколькими контрагентами. С кем, я раскрывать не могу — это коммерческая тайна. Вариантов было несколько, но все переговоры не увенчались успехом. Финансирование любого профессионального клуба в России предполагает значительные расходы, которые в условиях экономической нестабильности становятся большой нагрузкой для бюджета компаний. В этой ситуации взять на себя финансирование ФК «Москва» никто не решился. Кстати, все заявления о готовности некоторых компаний купить клуб и якобы ведущихся с нами переговорах являются либо выдумкой, либо попыткой попиариться. Никаких коммерческих предложений, никаких официальных приглашений к переговорам о продаже клуба мы не получали.
- А как же письмо «Конверс Групп»?
- Понимаете, письмо с предложением «обсудить судьбу ФК «Москва» и коммерческое предложение — разные вещи. Серьезного бизнес предложения мы так и не получили.
- Вы имеете в виду, что хотите выручить за ФК «Москва» хоть какие-то деньги? Не думали продать команду, условно говоря, за рубль?
- Это один из наиболее часто задаваемых вопросов… Объясняю — компания не гонится за деньгами в этой ситуации. Но ставить вопрос о том «продать за рубль или нет» — в корне неправильно. Мы были бы рады, если бы нашелся бизнесмен или серьезная компания, которые гарантированно бы обеспечили клубу безоблачное будущее. Но за год переговоров никто на это идти не захотел. Отдавать же клуб за бесценок в сомнительные руки — это, на мой взгляд, гораздо более жестоко, чем реорганизация. Сейчас нас многие обвиняют в том, что мы поступили с клубом нечестно. Не могу согласиться. Считаю, что ни игроки, ни тренер не могут быть на нас в обиде. Мы полностью выполняли и выполняем все обязательства перед ними. У нас нет долгов. Вся процедура реорганизации происходит строго в рамках закона. Переходам игроков в другие клубы мы никогда не препятствовали. Наоборот, всячески помогали и будем помогать им трудоустроиться.
- Да, но если бы вы объявили об этом решении раньше, то у игроков было бы больше времени для трудоустройства…
- Мы объявили об этом решении тогда, когда оно стало окончательным. Когда совершенно ясно акционеры дали понять, что необходима оптимизация спортивных расходов. За счет чего ее проводить, когда у нас даже те спонсоры, которые были, ушли? Соответственно, на кого ложатся дополнительные расходы? На "НН". Поверьте, внутри компании были серьезные дебаты по этому вопросу, многие до сих пор не согласны с принятым решением. Но бизнес есть бизнес, и нередко нужно принимать непопулярные меры в момент расстановки приоритетов…
- То есть. Хотите сказать, что вы до февраля не знали о том, что такое решение будет принято?
- Это было бы лукавством, ведь мы уже больше года открыто говорим о том, что ищем выход из ситуации с ФК «Москва». Несмотря на это, весь год мы выполняли перед клубом все обязательства. Но окончательно ситуация прояснилась лишь в декабре, когда на совете директоров утверждался бюджет "НН" на 2010 год. Стало ясно, что клуб можно или реорганизовать, или продать. Но серьезных и надежных покупателей, которым его можно было бы продать или передать, до сих пор не нашлось. Поэтому было принято такое решение. Мы не объявили о нем раньше февраля потому, что команда находилась в отпуске. Кроме того, я считаю, что полтора месяца до начала чемпионата — достаточный срок, чтобы осуществить переход в другие клубы. Мы всячески будем помогать в этом игрокам.
- Вы хотите что-нибудь сказать болельщикам «Москвы»?
- Я слышал о голодовке. На мой взгляд, это опасная и бессмысленная акция. Это осознают даже сами голодающие. Компания приняла решение, оно окончательное. Поэтому болельщикам нет никакого смысла рисковать своим здоровьем. Я лично за время своей работы в «Спортивных проектах» тоже стал болельщиком этого клуба и прекрасно понимаю чувства фанатов. По человечески мне, конечно, жаль, что так вышло. Поэтому от себя лично хочу поблагодарить всех болельщиков ФК «Москва» и извиниться за то, что мы были вынуждены принять такое решение. До последнего не думали, что других альтернатив не найдется.
- В ФК «Москва» сменилось руководство. Чем теперь будет заниматься Игорь Дмитриев? Почему на должность президента клуба назначен никому не известный в футбольном мире Владислав Плотников?
- Владислав Плотников — юрист, работавший ранее в УК «Спортивные проекты». Мы решили, что именно юрист должен возглавить клуб на период реорганизации, чтобы все было в рамках закона. А Игорь Дмитриев теперь работает в должности заместителя генерального директора УК «Спортивные проекты». Как грамотный менеджер он будет полезен компании на этом посту. Предполагаем, что он займется, в том числе, мини-футбольным клубом «Норильский никель».
- А в регионах, наверное, как раз рады принятому решению по «Москве»…
- Скажем так, в регионах это нашло, мягко говоря, большее понимание, чем в столице.
- Какой спорт вы намерены там поддерживать? О каких региональных проектах идет речь?
- Речь идет, в первую очередь, о проектах в регионах присутствия "НН" — в Норильске и на Кольском полуострове. "НН" поддерживает там местные спортивные команды, финансирует ремонт и строительство спортобъектов. В плане строительства у компании сейчас два больших проекта — строительство стадиона «Заполярник» и спорткомплекса «Арена» в Норильске. На стадионе будет отреставрировано футбольное поле и трибуны, отремонтированы внутренние помещения. Что касается спорткомплекса «Арена-Норильск», то это будет современное сооружение с бассейном, аквапарком, раздвижными трибунами, которые будут трансформироваться в спортивную площадку для волейбола, баскетбола, тенниса, для занятий борьбой или гимнастикой. Работы по этим двум объектам планируется завершить в 2011-2012 годах.
- А какие спортивные мероприятия проводятся для сотрудников компании?
- Начнем с того, что на каждом заводе "НН" есть любительские команды по волейболу, баскетболу, мини-футболу, и для них проводятся корпоративные соревнования. Предмет нашей особой гордости — команда по хоккею с мячом КГМК, которая была воссоздана в 2009 году и сейчас очень успешно выступает уже на областных соревнованиях. Кроме того, "НН" организует много семейных спортивных мероприятий для своих сотрудников. Каждый год в апреле, например, устраивается большой спортивный праздник для норильчан — «Лыжня «Норильского никеля». Кроме того, весь год на предприятиях "НН", и в Норильске, и на Кольской, проводятся отборочные туры спортивных стартов «Мама, папа, я — спортивная семья». Лучшие из лучших потом едут на финал в Сочи в санаторий «Заполярье». Особенно, конечно, любят эти соревнования дети. Детский спорт на территории компании — это вообще отдельный и очень важный аспект нашей работы. Я уже говорил, что МФК «Норильский никель» — не только профессиональный клуб, но и социальный проект. В Норильске он играет важнейшую роль в приобщении детей к спорту. При клубе работает детско-юношеская спортивная школа, в обычных школах мини-футбол стал обязательным уроком. МФК «НН» регулярно проводит в школах тренировки, мастер-классы, устраивает конкурсы, дарит спортивную экипировку. Дети могут бесплатно посещать домашние матчи клуба и, таким образом, почувствовать себя в центре большой спортивной жизни.
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/interview/leonid-isakovich-noril-skij-nikel-udelit-bol-she-vnimaniya-regional-ny