Музыку нужно добыть из небытия, протащить в явный физический мир, и она должна быть честной во всех смыслах
30 сентября и 1 октября в Красноярске пройдут концерты Гудимира (Максима Анухина) — самого известного российского гусляра, в руках которого гусли перестают быть сугубо народным инструментом и начинают звучать то как рояль, то как электрогитара, то как арфа. Гудимир представит красноярцам музыкальный моноспектакль «Ключи от бездны», а также выступит с концертом-презентацией диска Sacred Script, записанного им в этом году в Швейцарии вместе с европейскими джазовыми музыкантами. В преддверии концертов мы поговорили с Гудимиром о его проектах и планах.
— С нашего предыдущего интервью прошел почти год. Что интересного произошло за это время, что изменилось?
— Произошло много событий. Во-первых, записан и издан российско-швейцарский альбом «Сакральная азбука» (Sacred Script). Во-вторых, закончена и даже презентована в Москве вторая часть моноспектакля «Житие Заяньки», которая называется «Ключи от бездны». В-третьих, объездив за 17 лет гастролей весь мир, я наконец выступил на большой сцене в родном Санкт-Петербурге, приняв участие в двух крупных фестивалях.
Ну и, наверное, самое главное событие — это мой первый за восемь лет месячный отпуск в Болгарии. Я очень благодарен моему продюсеру Ирине Пенчевой, которая буквально заставила меня купить билет на самолет и сменить обстановку. Горный воздух напитал меня новыми силами, было время просто проанализировать все, что произошло за последние годы, почитать книги, в преддверии грядущих концертов написать новые ноты моим швейцарским коллегам.
— В Красноярске в этом году будет показан спектакль «Заянька-2: ключи от бездны». Является ли он сюжетно продолжением спектакля «Житие Заяньки или путешествие в Сердце Шакры» и если да, то могут ли его смотреть те, кто не видел первой части?
— Смотреть можно всем, поскольку это не вторая часть истории, а новая история, в которой снова действуют Заянька, Ракушка Фибоначчи, Михрюта, Великий Манух и ряд новых персонажей.
Кстати, у зрителей первой части может возникнуть вопрос, откуда снова взялся Манух, ведь он же погиб? Дело в том, что одна девочка после московского показа год назад плакала со словами: «Максим Викторович, зачем вы убили Великого Мануха, Михрюта не переживет такой потери». На это я обещал ей во второй части вернуть короля тягушастикам. Манух прибудет на суд, который будет смешным и коротким (ровно пять минут от общего времени спектакля). А вот с Михрютой все гораздо сложнее. Он — поэт, тягушастик тонкой душевной организации, и его просветление развернуто во всех подробностях.
Добавлю, что оба «Заяньки» продолжают эволюционировать, от показа к показу набирая силу и новые нюансы внутри сюжета. Например, на московском показе не было многих моментов в диалогах, а красноярская публика увидит уже новую версию, дополненную.
Стоит еще отметить, что «Заянька-2» имеет совершенно иную форму: в «Путешествии в Сердце Шакры» номера следуют поочередно (диалог-музыка, диалог-музыка и т.д.), а «Ключи от бездны» — это монолит, где диалоги и музыка переплетены в сквозном развитии. Да и музыки в этом спектакле больше. В частности, в сюжет вплетены внушительные фрагменты трех индийских раг: Kirwani, Dhani и Bhimpalasi.
— Будет ли спектакль «Заянька-3»
— Скорее всего, нет. Я считаю этот диптих вполне законченным перформансом. Будет еще программа, в которой я коснусь темы рождения Заяньки, но это совсем не продолжение данных моноспектаклей.
Но оба «Заяньки» продолжают развиваться. Они обогащаются нюансами и подробностями, пополняется реквизит (музыкальные инструменты и элементы декораций), происходит также апгрейд видеоряда. Например, в «Заяньку-2» будут добавлены видеоматериалы из пещеры Снежанка, которую я снимал в Болгарии летом; пещере полтора миллиона лет, и эти удивительные видеофрагменты дополнят интерьеры Шакры. На московских показах этих эпизодов еще не было, получается, что красноярцы увидят их первыми.
— Но видеоряд к новому «Заяньке» состоит не только из живых съемок, а также из новых картин Игоря Вишни?
— Да, и Игорь шокировал всех, можно сказать, оторвался на полную катушку, благо сюжет Заяньки это позволяет. Многие не ожидали такого от столь именитого художника и ученого. Я лишь рассказал ему в целом замысел, ну а дальше он вытащил из сюжета такое, о чем я догадывался, но не решался ему сказать. Стопроцентное попадание в цель, а некоторые декорации просто шедевральны. Игорь дал персонажам видимый облик, его картины передают точно состояние и сюжет. Творить вместе с таким мастером — просто счастье.
— Поговорим теперь о российско-швейцарском проекте: Sacred Script — это ведь не первый твой альбом, есть ли в нем какое-нибудь качественное отличие от твоих предыдущих записей?
— Да, далеко не первый альбом, и он в корне отличается от всех предыдущих. Можно даже сказать, что все ансамбли, в которых я играл или был руководителем и аранжировщиком («Оберег», проект Александра Кушнира DEVASEVERA, а также SAMHEY и HVARNA), были своеобразной школой, и за эти 15 лет подготовили меня к встрече с такими музыкантами, как Саймон Вирш и Марк Халбхир.
Мне понадобился весь многолетний опыт, чтобы справиться с поставленными в данном ансамбле задачами, и я оказался к этому готов. О том, как записывался и сводился альбом, можно написать целый роман, и когда-нибудь я это сделаю. Конечно, были и конфликты в период рождения альбома, но касались они исключительно видения музыки без перехода на персоналии. Мы справились со всеми сложностями и очень любим наш альбом-инопланетянин (так мы его называем).
Отношения наши развиваются, уже имеется материал для второго альбома, и он глубже, мощнее первого (даже есть предварительное его название и очередная картина моего друга Игоря Вишни для обложки). Все мы настроены на долгое плодотворное сотрудничество.
Есть такая поговорка, что в музыке поначалу трудно, а дальше — еще труднее. Взаимодействуя в ансамбле со швейцарскими джазменами, я испытал на своей шкуре каково это, когда команда репетирует изо дня в день по восемь часов как единый организм, с одним коротким перерывом на обед. Европейские музыканты воспитаны с пониманием того, что труд — это благо, трудиться они умеют, и я многому у них учусь. И самое первое — это абсолютное отсутствие жалости к себе, когда ты долгие часы работаешь с инструментом. Музыку нужно добыть из небытия, протащить в явный физический мир, и она должна быть честной во всех смыслах.
— А что такое «честная музыка»?
— Этот слоган я перенял у фестиваля «МузЭнерго» Юрия Льноградского. Честная (относительно самого музыканта) — это не та музыка, которую хотят услышать, которую заведомо ждут, которую точно купят. Честная музыка — это музыка, которую ты намерен дать, не оглядываясь на условия рынка, запросы основной массы слушателей, на веяния моды и понятия «рентабельно/нерентабельно». Она может быть сложной, непонятной для многих, может опережать эпоху.
Никого не волнует, как и чем живут музыканты. Точнее, как они выживают в условиях рынка. Так почему тогда музыканта должен волновать этот рынок?
Джон Маклафлин, Трилок Гурту, Джо Завинул и многие подобные им мастера — вот кто меня вдохновляет, под чьи знамена хочется встать. Мой учитель авангарда — композитор и барабанщик Александр Томашев — говорил: «Максим, если ты выбрал путь музыканта, то должен понимать, что музыкант — это человек, живущий на грани порядка и хаоса; музыкант создает из хаоса порядок, и музыка не терпит компромиссов».
— Готовятся ли уже какие-нибудь новые проекты?
— Да, конечно, есть уже наработки и материал на два-три перформанса вперед. А также есть программы, которые были показаны всего один-два раза в Москве и широкой публике неизвестны. Например, музыкально-литературная программа, в которой я читаю эпифании своего любимого поэта Иманта Зиедониса и пою на шести языках. Вся музыка и все песни либо написаны мной, либо подобраны в соответствии с темами эпифаний. К этой программе готовится видеоряд, погружающий зрителя в эпоху 60-х (в частности, это видеохроники старой Москвы из личного архива продюсера проекта Ирины Пенчевой).
Обязательно будет продолжаться работа со швейцарцами: новая музыка уже просится наружу, есть материал для второго альбома. Конечно, хочется играть как можно больше живых концертов с Саймоном и Марком, которые пишут мне, что любят Россию и очень скучают по нашей магии.
Есть еще одна идея, касающаяся перформанса по Лицевому Летописному Своду Ивана Грозного. Мы задумали этот проект вместе с Игорем Вишней, который уже десять лет работает с подлинниками этого документа, расшифровывая миниатюры Свода и анализируя манеры письма художников. А я в свою очередь знаю, как и какой именно музыкой эти картинки оживить, чтобы погрузить слушателей в эпоху XVI века. Согласно манерам письма, мною проработаны манеры гудьбы (игры) на гуслях. Объяснить словами это невозможно. Глубина и метафизика Лицевого Свода требуют тотального погружения в себя, отрешенности от мира и аскетизма. Думаю, это будет элитарный и очень закрытый перформанс… я бы даже сказал — ритуальный. И в Сибири он точно будет показан наравне с Москвой.
— Максим, ты говорил, что спектакли про Заяньку никогда не будут записаны и изданы, и даже когда телевидение хотело сделать репортаж с красноярского представления, пришлось ему отказать. Вот прошел год. Скажи, ты не передумал? Может пришло время показать «Заянек» более широкой аудитории?
— Нет, не передумал. Более того — утвердился в своем намерении. Никогда «Заянька» не будет явлен широким массам. Пока я жив, люди смогут видеть эти спектакли, приходя на них. Это честно по отношению к зрителю. Запись, какая бы она ни была качественная, не заменит живой показ, ведь воспринимается-то все одновременно: и диалоги, и картины в видеоряде с музыкой. Живой диалог со зрителем рождает настоящую Магию, которую никакая запись не воспроизведет. Так что, дорогие мои, умные, требовательные, пытливые слушатели, ищите возможность посетить моноспектакли, что называется, живьем. А я постараюсь, чтобы никто не ушел с пустыми руками!
Выступления Гудимира:
27 сентября – Центр досуга (Железногорск) – музыкальный моноспектакль «Житие Заяньки или путешествие в Сердце Шакры» (начало в 19:30)
30 сентября – Дом кино (Красноярск) – музыкальный моноспектакль «Заянька-2: ключи от бездны» (начало в 19:30)
1 октября – Музейный центр «Площадь Мира» (Красноярск) – концерт «Русские гусли от истоков до авангарда» и презентация диска Sacred Script (начало в 18:00)
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/interview/muzy-ku-nuzhno-doby-t-iz-neby-tiya-protashhit-v-yavny-j-fizicheskij-mir-i-ona-dolzhna-by-t-chestnoj-vo-vseh-smy-slah