Стрит-арта по большому счету в городе нет
— Расскажите про вашу студию. Как образовалась, как создавалась? Как родилось название «Баско бо Гораздо»?
— Когда я закончил институт и вернулся со службы в армии, меня одна моя добрая подруга, Акаси Гачико, затащила на зимний фестиваль архитектурных инсталляций, который регулярно проводится в Иркутске. Отправившись туда, мы с нашими товарищами по команде заняли первое место. Мы и раньше делали арт-объекты для фестивалей, но тогда меня особенно увлек процесс создания арт-объекта. Это такой полный архитектурно-строительный цикл в миниатюре. Вы придумываете идею, отвечающую поставленной задаче, разрабатываете проект, делаете чертежи, выходите на площадку и воплощаете замысел, на ходу разрешая возникающие технологические трудности. Несколько дней — и осязаемый результат труда готов к эксплуатации. К слову, у нас в Красноярске тоже проводится похожий загородный фестиваль «АрхВаренье», его организуют замечательные ребята-архитекторы, и в нем тоже может поучаствовать любой желающий.
И вот, в очередной раз создавая нашей командой объект для Байкальского фестиваля «АрхБухта», я спросил себя, почему мы не делаем это в городе? У себя дома? Почему бы не дать архитектурному паблик-арту возможность служить людям и работать в живой городской среде? Мы восхищаемся гораздыми картинками из европейских журналов, но ничто не мешает нам самим на своих улицах делать баской паблик-арт.
Что касается названия студии, в заголовок просто вынесено первое правило любого труда — «Круто делай — круто будет».
— Кто входит в команду помимо вас? Для вас это хобби или основная работа — может, заняты где-то еще?
— Сейчас основной костяк — это пять человек. Некоторые успешно совмещают несколько функций ввиду безграничности своего таланта — я беру в команду тех, чьим способностям готов лишь позавидовать. Для узкопрофильных задач пока подключаем специалистов со стороны.
Сам я довольно долго был фрилансером, зарабатывал графическим дизайном, архитектурным проектированием, визуализацией, макетированием и иногда — иллюстраторством. Теперь это — «Баско бо Гораздо».
— Как придумали проект «Прочел — Поднялся»? Для вас это больше социальный проект или стрит-арт? Его главная цель — популяризировать чтение, так?
— Идеи для новых объектов и проектов рождаются регулярно. Мы складываем их в стопочку, накапливая «базу готовых решений», чтобы иметь возможность при случае предложить заказчику «быстрый вариант», который не надо разрабатывать с нуля. Если он ему, конечно, подходит.
В этой пачке проектов есть и такие, реализацией которых мы готовы заниматься сами, просто потому, что считаем их очень важными и нужными. Проект «Прочел — Поднялся» — один из них. Это, конечно, социальный проект. А стрит-арт — это что-то вроде инструмента, которым он реализован. Наглядной демонстрацией совершенного эффекта, которого бы мы хотели достичь этим проектом является один из комментариев в соцсетях: «Круто и правильно! Первый раз когда увидел, пришел перечитал «Собачье сердце» :)».
— Если не секрет, какая лестница уже на примете? Как выбираете подходящие? В вашей группе видел тизер-фото с Маяковским — его цитата будет следующей?
— Для проекта «Прочел — поднялся» сейчас на примете есть несколько лестниц — зависит от того, какую быстрее согласуем. Ну а тизер… Наш копирайтер уже вовсю штудирует двенадцатитомник, да.
Цитаты под каждую лестницу мы подбираем индивидуально, исходя из технических параметров и окружающей эту лестницу среды. Нам важно, чтобы текст был идеально вписан в «лист». Это должна быть страница из книги. Кроме того, например, лестница с «Разрухой» перманентно пребывает в этой самой разрухе и по той же причине текст нанесен нарочито небрежно. В наших планах — также использовать не только краску, но и, например, керамику, для создания необходимого эффекта где это нужно.
— Какими работами вдохновляетесь?
— Мы стараемся вдохновляться не работами других художников, иначе легко увлечься копированием, а вещами отвлеченными, яркими красками жизни. И людьми. Их энергией и поступками. Особенно отрадно видеть огонь в людях здесь, рядом. Этот огонь дает надежду. Например, есть такие молодые ребята, «Таежная мануфактура». Когда все привыкли считать, что альбомы, блокноты и тетради с красивым, лаконичным эко-дизайном можно только заказать с «ибэя», они решили взять и начать делать их здесь, в Сибири. И делают. Выдают отличный продукт. Вот что вдохновляет.
— Помимо этого, какие еще проекты реализуете?
— Ориентировочно на этой неделе появится, прямо-таки волшебный стрит-арт-объект, посвященный кинематографу. Еще сейчас полным ходом идут поиски поставщика обогревающих кабелей для труб, который готов инвестировать в зимний рекламный паблик-арт проект. Мы уверены, что у любого хорошего произведения может и должен быть заказчик, и паблик-арт — не исключение. И замечательно, что появился спрос на качественное уличное искусство в Красноярске. Постепенное понимание заказчиком того, что кроме весомого вклада в дело благоустройства родного города, реализация таких проектов приносит непосредственно ему мощный рекламный эффект, дает надежду на формирование современного, яркого и выразительного городского пространства.
— Какие у вас отношения с властью? Поддержит ли администрация ваш «книжный» проект? Вообще должен ли уличный художник дружить с властями?
— Мы ведем переговоры относительно официальной поддержки ряда проектов с целью достижения максимальной их эффективности. Что же касается долга художника. Это, пожалуй, зависит от его целей. Если мы поставили перед собой задачу продвижения и популяризации качественного паблик-арта в городе — мы обязаны искать пути продуктивного взаимодействия с административным ресурсом. Тем более, что ощущается вполне живой и искренний интерес к данной теме со стороны мэрии и администраций районов.
— Развит ли в Красноярске стрит-арт, по вашему мнению? Есть удачные примеры?
— Если подразумевается узкий жанр «рисования на стенах», то найти удачные примеры вполне можно. Как и хороших художников (хотя последние в Красноярске, к сожалению, долго не задерживаются). Если же иметь в виду стрит-арт в широком смысле, то по большому счету, его у нас нет. Единичные случаи — это перформансы гостей биеннале, вроде Татуро Атца и работы отдельных энтузиастов. Каждой попытке создать в городе что-то прекрасное, оригинальное, страстное, хочется только аплодировать. Разукрашенные электрощиты, штукатурные дворники, уличные пианино — в этом всем чувствуется вдохновение. А вдохновение — путь к мастерству. Достойный же пример коммерческого стрит-арта, который мне удается сейчас припомнить, — это вмороженные прошлой зимой «люди» на остановках, работа крутейшего агентства Smart Heart. Вот, кстати, тоже местные ребята, которые своей энергией и талантом вдохновляют.
Фото предоставлены героем интервью.
Беседовал Александр Ибрагимов.
Постоянный адрес страницы:
https://www.press-line.ru/interview/strit-arta-po-bol-shomu-schetu-v-gorode-net