Тува намерена создать медико-биологический кластер

Как сообщили в правительстве республики, исходным проектом задумывается сделать производство фитопрепаратов — лекарств и БАДов из местного растительного сырья. В перспективе же кластеризация должна привести к созданию региональной системы здравоохранения, способной обеспечивать население Тувы если не полным, то максимально расширенным циклом лечения и оказания медицинских услуг нового качества. Сегодня инновационный старт-ап минздрава был представлен научно-техническому совету при председателе правительства Тувы. 

Как сообщил министр здравоохранения Тувы Шолбан Хопуя, проект выпуска биологически активных добавок продвигается различными структурами давно, но до сих пор его не удавалось воплотить, во-первых, из-за отсутствия производственной базы в республике. Сегодня такая возможность появилась: созданный год назад ГУП «Чагытай» благодаря дополнительному оснащению наладил, помимо выпуска водки, переработку местного растительного сырья — таежных дикоросов.

Во-вторых, не было «научной базы по изучению местного лекарственного сырья в плане его применения для производства лекарственных средств». Такие исследования начались лишь летом 2009 года — его по договору с Минздравом РТ проводят специалисты лаборатории биологически активных соединений Московской Медицинской академии им. И.М.Сеченова. Первая экспедиция ученых уже выдала положительное заключение на возможность развертывания цехов по производству БАДов, лекарственных настоев и чая — «с учетом богатейших запасов лекарственных трав в регионе». До конца года Минздрав намерен заключить с лабораторией контракт на углубленное исследование лекарственных трав Тувы, которое позволит определить конкретный ассортимент фитопродукции и запатентовать её.

На начальном этапе намечены мероприятия по разработке промышленной технологии и клиническим испытаниям биологически активных добавок, а также исследованию фармакологических и токсикологических свойств напитков, обогащенных экстрактами лекарственных трав. Как выяснилось, дело это не скорое и довольно дорогое — затраты на подготовительные работы составляют 1 млн. рублей по каждому наименованию фитопродукции, не считая расходов на различные экспертизы, к примеру, санэпиднадзора. Для начала Минздрав собирается подготовить к выпуску всего 3 наименования и отводит на это 3 года.

Организация выпуска и внедрения в медицинскую практику препаратов на основе тувинских трав, если она удастся, может стать своего рода первым ростком и прототипом регионального медико-биологического кластера, считает Шолбан Хопуя. Создаваемые в ходе этого процесса горизонтальные связи между медицинской наукой, лечебными учреждениями и промышленными предприятиями образуют своего рода каркас, на который дальше можно будет наращивать другие кластерные структуры. По сути, схема понемногу начинает действовать уже сейчас. К примеру, параллельно с исследованиями и налаживанием производства фитопродукции Минздрав, начиная с 2010 года, намерен развивать в республике под государственной эгидой сеть центров тибетской и восточной медицины, активно использующей траволечение.

Значительно ускорить создание кластера, по замыслу разработчиков проекта, должно укрепление собственной медицинской науки Тувы. Сегодня, по словам министра, «она находится в критическом состоянии»: в республике действуют всего два исследовательских учреждения — научно-практический медицинский центр Минздрава РТ и Тувинский филиал красноярского НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. Однако их штаты урезаны настолько, что говорить о каких-либо масштабных исследованиях невозможно. В НПМЦ, например, остались директор и его «зам», остальные 10 сотрудников совмещают науку с врачебной практикой. Красноярский НИИ тоже сократил местный филиал до 2 сотрудников.

Если мы хотим, чтобы в здравоохранение пришел бизнес, нужны инновационные разработки высокой степени готовности — вплоть до изготовления конечного продукта в качестве опытного образца и предложения стратегии его продвижения на рынке, убежден Хопуя. «Поэтому мы добиваемся от правительства республики и федеральных властей скорейшего укрепления именно этой составляющей будущего кластера», — сообщил министр. Там, где альянс интересов науки, власти и бизнеса уже состоялся, предпринимательские круги активно интегрируются в здравоохранение. К примеру, по результатам исследования НИИ медицинских проблем Севера «Изучение зобной эндемии в Республике Тыва» была разработана программа внедрения комплекса профилактических мероприятий, поддержанная ЮНИСЕФ, а вскоре запущен минизавод по обогащению добываемой в республике поваренной соли йодом. 

И наоборот — буквально в шаге от коммерциализации остановилась работа томского НИИ курортологии и физиотерапии «Разработка методик лечения больных на холодных радоновых источниках месторождения «Шивилиг» с учетом национально-этнических особенностей и традиций местного населения». Причина проста — научному труду не хватает квалифицированной проработки с точки зрения экономического и организационного воплощения. С другой стороны, и курорты рады бы взяться за освоение популярного в народе водолечения, но у них не хватает денег.  Между тем, бальнеологические источники — один из самых востребованных видов лечения и отдыха. Причем, не только у тувинцев. Многие из них известны далеко за пределами республики, и подлечиться их целебными водами до сих пор приезжают в Туву со всего постсоветского пространства — увы, пока «дикарями».

«Мы со своим биокластером, конечно, не рассчитываем на масштабы и уровень российских и, тем более, мировых кластеров вроде Силиконовой долины. Наши цели скромнее и прагматичнее — как минимум, подтянуть систему здравоохранения, рыночные сегменты которого развиваются сейчас исключительно по инерции обстоятельств, а не под целенаправленным воздействием решений власти. По максимуму проект призван сделать систему и ее элементы жизнеспособными в условиях реформы здравоохранения, не говоря уж о конкурентоспособности. Инновационность не столько в супертехнологиях, сколько в выстраивании комфортной среды для каждого, кто имеет отношение к здравоохранению, а в конечном итоге — для населения: оно должно получить расширенный цикл медицинских услуг нового качества», — так сформулировал идею кластера министр.