Сибиряки готовятся праздновать Росельник – Иванов день

Как отмечают в Государственном центре народного творчества Красноярского края, этот праздник ранее у коренных сибиряков особо не отмечался и назывался скромнее — Иван Росельник или Иванов день.

Напомним, что это название восходит к имени пророка Иоанна Предтечи, чье рождение Православная церковь отмечает в это же время. А «росельник» (росный) день получил за обилие росы и приписываемые ей особые целебные свойства.

Согласно данным краевых фольклорных экспедиций, в Приангарье названия Ивана Купала не знали, а Иван Росельник отмечался по-разному. Старожилы этот день не считали праздником и не устраивали гуляний: не обливались водой, не жгли костров, не гадали по венкам.

Между тем, в губернии отмечался день Аграфены-купальницы (она же Владимирская Божья матерь). В этот день купались в Ангаре и говорили: «Аграфена росу посылает». Брали вечером посуду и шли собирать росу. Во многих населенных пунктах сибиряки собирали травы, так как считалось, что они особенно целебные. Вечером же обязательно шли в баню и парились, привязав к веникам пучки целебных трав.

На ночь с этими травами ворожили на вещий сон. Для жителей Приангарья чудодейственными свойствами обладал не папоротник, а богородская трава, которая защищала от сглаза и порчи. Ее шли рвать в полночь.

Шалостями не занимались. Нынешняя «ночь творилы» в начале XX века была известна только в некоторых новопоселенческих селах.

Все, что сегодня в крае связано с днем Ивана Купалы, в Енисейскую губернию привезли переселенцы с юга и центральной России в начале прошлого века.