Версия для печати

Сообщение ГМК «Норильский никель» по итогам ГОСА-2010

Нередко высказывания отдельных участников этой дискуссии по своему характеру граничат с обвинениями в адрес компании и ее руководства. На наш взгляд, они наносят ущерб деловой репутации ГМК «Норильский никель», являясь в своем большинстве неаргументированными и эмоциональными интерпретациями. В этой связи компания считает необходимым ответить на публичные замечания в свой адрес и четко обозначить позицию по наиболее важным вопросам, связанным как с ГОСА, так и с принципами корпоративного управления в целом.

Поводом к публичной дискуссии стали итоги выборов в Совет директоров компании, в который вошли три независимых директора, три топ-менеджера ГМК «Норильский никель», три представителя ОК РУСАЛ, и четыре представителя ХК Интеррос. (cостав Совета директоров представлен здесь: http://www.nornik.ru/about/governance/directors_board/).

При этом, в состав Совета директоров не вошел номинированный ОК РУСАЛ в качестве независимого директора А.С.Волошин, бессменно возглавлявший Совет ГМК с декабря 2008 года. ОК РУСАЛ в своем заявлении, распространенном сразу после ГОСА, фактически обвинила ГМК «Норильский никель» и ее менеджмент в «манипуляциях акциями ГМК, принадлежащими компании», что, по мнению представителей алюминиевой компании, привело к подобным итогам.

В частности, представители ОК РУСАЛ заявляют, что «менеджмент компании перевел квази-казначейские акции на оффшорные компании» и «провел в Совет директоров менеджеров ГМК, подконтрольных и подотчетных генеральному директору «Норильского никеля». В результате, это повлияло на исход голосования и «нарушение паритета между акционерами «Норильского никеля». (С полной версией заявления можно ознакомиться по ссылке — http://rusal.ru/news_details.aspx?id=6741).

В этой связи считаем важным подчеркнуть, что компания никогда не делала секрета из наличия у ее дочерних структур голосующих акций (более 8% уставного капитала ГМК). История их возникновения хорошо известна рынку: так, половина из них сформировалась по итогам договора с АКБ «Росбанк» о доверительном управлении (см. пресс-релиз от сентября 2008 года — http://nornik.ru/press/news/2325/), а вторая половина — после завершения обратного выкупа акций в феврале 2009 года (см. пресс-релиз от февраля 2009 года — http://nornik.ru/press/news/2369/) и последующем их переводе на «дочки» ГМК в соответствии с решением Совета директоров (см. пресс-релиз от мая 2009 года — http://nornik.ru/press/news/2386/), о чем ОК РУСАЛ, безусловно, известно.

Более того, эти акции уже принимали участие в голосовании, а именно на ГОСА в июне 2009 года, что также является известным фактом. Кроме того, с точки зрения процедуры распределения голосов не имеет значения, на каких именно юридических структурах находятся эти пакеты — от этого их общий размер не меняется, а потому остается непонятным обвинение ОК РУСАЛ в манипуляциях данными акциями.

Наконец, нам кажется странным утверждение ОК РУСАЛ о том, что менеджмент голосовал данными акциями «против Александра Волошина», поскольку кумулятивное голосование позволяет голосовать только «за» кого-либо из кандидатов.

При этом, компания открыто сообщает, что ее дочерние структуры распределили голоса между представителями топ-менеджмента ГМК, что, на наш взгляд, является в сложившейся ситуации важным фактором стабильности и сбалансированности состава Совета директоров. Присутствие в совете исполнительных директоров является распространенной практикой в мировой горно-металлургической отрасли и, по мнению руководства, будет способствовать принятию наиболее взвешенных и эффективных решений.

Таким образом, мы не можем согласиться с обвинениями ОК РУСАЛ и призываем ее представителей к конструктивному и уважительному диалогу, основанному на неоспоримых фактах.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о выборе председателя вновь сформированного Совета директоров. Абстрагируясь от договоренностей между ОК РУСАЛ и ХК Интеррос, на которые ссылаются их представители, нам, безусловно, очень жаль, что Александр Стальевич Волошин не вошел в Совет. Его знания и опыт внесли большой вклад в работу Совета и Компании в целом, и руководство ГМК выражает ему благодарность за это.

На первое заседание Совета директоров, избранного в новом составе, представители ОК РУСАЛ не явились, фактически бойкотировав его. Оставшиеся члены Совета директоров единогласно проголосовали за кандидатуру В.Н. Титова в качестве председателя Совета. На заседании были также утверждены председатели комитетов при Совете директоров. В частности, позиция главы комитета по бюджету была зарезервирована и предложена первому заместителю генерального директора ОК РУСАЛ Владиславу Соловьеву, который позднее дал согласие возглавить этот комитет.

Специального пояснения заслуживает ситуация, возникшая в связи с отказом А.С. Волошина, председательствовавшего на ГОСА, подписать протокол собрания. По мнению Александра Стальевича, на собрании были допущены нарушения, а именно: при объявлении кворума и при голосовании по одной из сделок с заинтересованностью. Остановимся подробнее на этих вопросах.

1) Кворум:

Как пишет в письме А.С. Волошин (письмо на имя Секретаря ГМК «Норильский никель» О.В. Сурикова и Генерального директора ГМК «Норильский никель» В.И. Стржалковского от 02.07.2010 г.), ссылаясь на пункт 20 Положения ГМК об общем собрании акционеров, «кворум на собрании объявляется один раз после проведения регистрации и действует в течение всего собрания».

При этом, по его словам, цифры по кворуму на момент начала и завершения собрания не совпадают: «Когда же в представленных документах дело доходит до результатов голосования по вопросам повестки дня, то выясняется, что участвовавшие в собрании лица обладали примерно 92,85% размещенных голосующих акций общества. Причем присутствовавшие на собрании акционеры не были об этом проинформированы».

Отвечая на это, можно отметить, что, действительно, в соответствии с указанным Положением кворум определяется один раз после окончания регистрации акционеров и, если определен, то не может быть изменен впоследствии. Вместе с тем, согласно п.4.9 Положения «О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» регистрация акционеров оканчивается не ранее завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня ГОСА. Разница в цифрах, о которой пишет А.С. Волошин, объясняется так: регистратор, исполняющий функции счетной комиссии, обязан на момент начала ГОСА объявить текущий кворум, чтобы иметь основание открыть собрание. Если он составит менее 50% голосующих акций, то собрание должно быть перенесено на два часа. К моменту начала ГОСА ГМК (15.00 мск) число зарегистрировавшихся акционеров составило 75,7%, о чем было объявлено, и собрание началось. Соответственно, регистрация участников ГОСА продолжалась все время до его окончания, то есть еще примерно 1,5 часа, и, в итоге, общее число зарегистрировавшихся акционеров составило 92,85%.

При этом по закону ни компания, ни регистратор, ни представители счетной комиссии не обязаны информировать собрание о вновь прибывающих на ГОСА акционерах. Более того, регламент проведения ГОСА, утвержденный единогласно Советом директоров (в том числе его председателем), также этого не предусматривает. Кроме того, как известно, компания не имеет изъятых из оборота акций, а потому каждый акционер, распределяя голоса на ГОСА, должен учитывать возможность 100% кворума. Следовательно, акционеры должны голосовать таким образом, чтобы получить желаемый результат, а не обвинять компанию в том, что кворум не соответствовал их расчетам, как это делает ОК РУСАЛ.

Таким образом, мы считаем, что порядок проведения ГОСА и, в частности, определения кворума, прошел в строгом соответствии с нормами российского права и внутренних документов ГМК «Норильский никель» (Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.95 г., Положение «О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» (утверждено постановлением ФКЦБ от 31.05.2002г. №17/пс); Устав ГМК «Норильский никель» (редакция №6, утвержденная решением годового общего собрания акционеров, протокол от 03.07.09г.); Положение об общем собрании акционеров ГМК «Норильский никель» (утверждено решением общего собрания акционеров, протокол от 12.01.07 г.), и со стороны компании нарушений не было.

2) Голосование по одобрению сделки с ЗАО «Норметимпэкс», в которой имеется заинтересованность:

Второе замечание А.С. Волошина связано с тем, что ОК РУСАЛ была исключена из списка голосования по данному вопросу (номер 13 в повестке дня ГОСА), в то время как компании, входящие в структуру ХК Интеррос, из него исключены не были, что является нарушением принципа незаинтересованности.

ЗАО «Норметимпэкс» — 100% дочерняя компания ГМК «Норильский никель», более 15 лет отвечающая за реализацию продукции ГМК на внутренний рынок и на экспорт через региональные сбытовые структуры. Таким образом, от ее работы зависят продажи и выручка Компании.

Со своей стороны хотим пояснить следующее. Во-первых, действительно, заинтересованными лицами признаются владельцы 20% и более акций юридического лица, являющегося стороной по сделке (ст. 81 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Такие акционеры должны довести до сведения Совета директоров информацию о юридических лицах, в которых они самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами владеют подобным пакетом акций (ст. 82 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Иными словами, акционеры должны самостоятельно накануне ГОСА сообщать о своей заинтересованности компании, которая, в свою очередь, передает эти данные регистратору. На их основании, а также исходя из реестра, регистратор исключает заинтересованных лиц из списка голосования. Исходя из имеющейся информации (по данным реестра акционеров ГМК с учетом раскрытия номинальных держателей по состоянию на 21 мая 2010 года), компания уведомила регистратора о заинтересованности по 13 вопросу повестки дня компании ООО «ОК РУСАЛ Управление инвестициями». Информация юридического характера о других заинтересованных лицах и компаниях у ГМК к дате проведения ГОСА отсутствовала (сообщения СМИ о долях владения тем или иным акционером достаточным юридическим основанием для этого не являются). Соответственно, в данном случае компания также действовала строго в рамках российского законодательства.

Все вышеприведенные аргументы и сведения в расширенном виде были представлены А.С. Волошину, и мы надеемся, что с их учетом он найдет возможность повторно рассмотреть и подписать протокол ГОСА. Если этого не произойдет, у компании может не хватить документов для реализации такого решения, принятого на ГОСА, как выплата дивидендов по итогам 2009 года, так как порядок таких выплат регулируется налоговым законодательством.

Кроме того, на случай, если представленные объяснения окажутся недостаточными, Компания рассматривает возможность обращения в ФСФР с просьбой проверить результаты работы счетной комиссии и дать свою оценку итогам ГОСА.

Помимо всего вышесказанного компания считает необходимым озвучить свою позицию по вопросам, касающимся корпоративного управления в ГМК «Норильский никель»:

1.      Несмотря на резкие высказывания со стороны ОК РУСАЛ, менеджмент намерен, как и прежде, работать в интересах всех без исключения акционеров. Мы трезво отдаем себе отчет в том, что это достигается непросто, и полемика по итогам ГОСА-2010 служит тому подтверждением. Очевидно, что интересы и подходы разных групп акционеров нередко расходятся, и задача менеджмента в подобных ситуациях — способствовать нахождению компромиссного решения, которое также не причинит ущерба компании в целом. При этом важно помнить, что ГМК, являясь частной публичной и одной из наиболее прибыльных компаний отрасли, остается стратегическим для страны предприятием, от работы которого зависит население трех моногородов и одного поселка, бюджеты Красноярского края и Мурманской области, в конце концов, федеральный бюджет. Поэтому менеджмент обязан и впредь будет принимать данный фактор во внимание и призывать к этому акционеров ГМК «Норильский никель». В противном случае основы благополучия компании могут быть подорваны, что вряд ли в интересах кого-либо из акционеров ГМК.

2.      Менеджмент занимал и будет занимать собственную независимую позицию по всем вопросам развития компании. В ситуации очевидной напряженности во взаимоотношениях между крупными акционерами ГМК, мы не намерены поддерживать ни одну из сторон, так как любой конфликт идет компании во вред. В текущих условиях руководство видит наиболее эффективный способ обеспечить компании устойчивость и не допустить эскалации конфликта в том, чтобы создать условия для более активного участия миноритарных акционеров в жизни ГМК. Эта работа уже начата: так, в мае 2010 года менеджмент представил зарубежным инвесторам и акционерам свое видение долгосрочных перспектив развития компании. Затем, в преддверии ГОСА, руководство ГМК провело road show для зарубежных держателей ADR компании, в котором также приняли участие Брэдфорд Миллс и Джерард Холден, рекомендованные независимой службой ISS/RiskMetrics к избранию в качестве независимых кандидатов в Совет директоров. В ходе проведенных встреч стороны обсудили подходы к управлению компанией, менеджмент принял во внимание предложения миноритариев, которые, в свою очередь, получили возможность задать вопросы в личной беседе представителям своих интересов в Совете директоров ГМК. На наш взгляд, итоги голосования на ГОСА свидетельствуют о том, что руководство компании и миноритарные акционеры принципиально сошлись в своем видении путей развития ГМК «Норильский никель». Тот факт, что Б. Миллс и Д. Холден вошли в Совет директоров исключительно благодаря поддержке со стороны миноритариев и набрали большинство голосов по сравнению со всеми кандидатами, является беспрецедентным в истории компании и подтверждает по-настоящему независимый статус этих директоров. Остается надеяться, что два крупных акционера, ХК Интеррос и ОК РУСАЛ, придут к компромиссу и наладят конструктивный диалог, так как в этом заинтересованы все акционеры и менеджмент, который будет способствовать урегулированию ситуации на благо компании.


Сейчас на главной