Православные отметят 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы
Если коляды посвящались зимнему солнцу, масленица и великодни — весеннему, купала — летнему, то в честь осеннего солнца праздновались осенины, которые имеют и другие названия: «оспожинки» и «богач».
В Белоруссии во время празднования «богача» совершался ритуальный обход дворов с полным зерна лукошком и воткнутой в него горящей свечой. Для этих целей свечу готовили специально на общей «вечерей» участников обряда с исполнением обрядовых песен, посвящённых окончанию жатвы.
На Руси Рождество Богородицы отмечалось обычно у воды. В южных губерниях девушки и женщины шли к реке, озеру, ручью «встречать осень», где и устраивали трапезу с обязательными обрядовыми овсяным киселем, хлебом и песнями. В этот день закалывали барана, варили пиво, пекли пироги. С этого времени начинался сбор овощей и хмеля.
Праздник был приурочен к принесению требы Роду и Рожаницам — богиням плодородия — хлебом, творогом и мёдом. В некоторых областях России этот день посвящался богиням Судьбы (сходня с германскими норнами и греческими мойрами). Об этом свидетельствуют обрядовые песни, которые пелись в этот день на Руси.
По свидетельству А.Н. Афанасьева, в народных поверьях Девы Судьбы считаются также духами-хранителями. У белорусов сохраняется предание, что всякий человек имеет свою Зирку (богиню Счастья, Рожаницу), которая неотступно находится при своем избраннике.
Рождество Богородицы отмечалось в старину с размахом — в течение целой недели, а порой и дольше.
Новобрачные в этот день угощали всю родню и знакомых, показывали свое хозяйство, а пасечники убирали пчел в омшаники.
В Енисейской губернии день Рождества Пресвятой Богородицы особыми обрядами не отмечался, так как считалось, что он празднуется замужними и лекарями. Но сибиряки активно принимали участие в праздновании осенних свадеб (до 15 ноября).
Также этот день являлся для сибиряков началом работ со льном. Об этом сообщает государственный центр народного творчества Красноярского края.