Частная история детства
От стройки к услуге
История с дефицитом мест в детских садах длится уже не первый год. Правда, динамика внушает надежду: если в 2013 году Красноярску не хватало 14 тысяч мест в детсадах, то к концу 2014 года эту цифру удалось сократить более чем на 8 тысяч (могло оказаться и больше, если бы не сорванные строителями сроки сдачи еще пяти детских садов). По прогнозам главного управления образования Красноярска, в нашем городе эта проблема не будет решена еще, по крайней мере, до 2016 года.
Основная причина — цена строительства. По примерным подсчетам (официальных оценок ни строители, ни мэрия дать не смогли) себестоимость строительства одного места в детском саду находится на уровне 1 млн рублей. По крайней мере, исходя из практики завершенных проектов. К примеру, детский сад № 300, построенный в седьмом микрорайоне жилого массива «Северный», был рассчитан на 260 мест и обошелся городу в 270 миллионов рублей. Несложно посчитать, что одно место в этом учреждении стоило бюджету чуть дороже 1 млн рублей.
— В такой ситуации государству будет проще передать уже существующие муниципальные детские сады в частные руки на условии, что бюджет финансирует не учреждение, а ребенка, — заявил губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, выступая на заседании круглого стола, посвященного проблемам взаимодействия негосударственного дошкольного образования и власти.
По мнению игроков рынка, такая схема, которая, по сути, автоматически переводит дошкольное образование в сегмент коммерческих услуг, возможна лишь в случае, если родителям будут выдавать сертификаты на получение дошкольного образования, но они должны будут покрыть стоимость пребывания в частном детсаду.
Цена ответа
Недавний опыт внедрения платных детских садов в существующую систему дошкольного образования Красноярска показал, что предпринимателям попросту невыгодно участие в подобных проектах. По результатам конкурсного отбора с представителями детсадовского бизнеса было заключено 25 муниципальных контрактов на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста на 561 место. Сумма, которую выплачивает государство по этим контрактам — 8 тысяч рублей в месяц на одного ребенка.
— Месячное пребывание в нашем детском саду стоит 25 тысяч рублей, что на 17 тысяч превышает размер того, что платит город, — рассказывает директор красноярской сети семейных центров (читай, частных детских садов) «Умка» Татьяна Андреева, — таким образом, либо недостающую сумму должны оплачивать родители, либо участие в этом проекте становится убыточным для частников.
Разделяет это мнение и директор Центра доверительного воспитания «Барабулька» Антонина Борисенко, которая, как и Татьяна Андреева, отказалась от участия в городской инициативе.
— Для предпринимателей этот проект убыточен, — говорит она, — из-за того, что субсидия не покрывает ежемесячную стоимость посещения детского сада, все, на что идут сотрудники участвующих в программе частных садов, — это присмотр за детьми. А на развивающие занятия они вынуждены возить детей в муниципальные учреждения.
Вообще на фоне 980 рублей в месяц, которые платят родители за пребывание их ребенка в муниципальном детском саду, цены частных дошкольных учреждений вряд ли покажутся доступными большинству красноярских семей. Дешевле всего обойдется посещение садов квартирного типа — обычно их стоимость не превышает 10 тысяч рублей. А самые дорогие сады просят до 30 тысяч в месяц. В среднем цена за место в частном учреждении Красноярска составляет 15–17 тысяч рублей.
По словам владельцев крупных частных садов, это не сильно влияет на спрос — в их заведения всегда есть очередь, практически равная числу уже посещающих заведение детей.
— Дело в том, что в последнее время родители уделяют большое внимание образовательной программе детских садов, — говорит Антонина Борисенко. — Сегодня дошкольники изучают английский, посещают уроки ораторского искусства и развивают моторику на занятиях по рукоделию. К тому же, зарплата воспитателей в нашем саду в два раза превышает жалование их муниципальных коллег, благодаря чему мы можем привлекать к работе с детьми высококвалифицированных педагогов.
Выход для входа
Достаточно высокий спрос на услуги частных детских садов не приводит, однако, к их частому появлению. И первая проблема — нехватка мест, в которых такое учреждение можно было бы открыть.
В целях борьбы с дефицитом мест губернатор Красноярского края Виктор Толоконский предложил безвозмездно выдавать строителям по 30 миллионов рублей, чтобы те построили сады минимум на 100 мест и сдавали эти места в аренду коммерсантам. Однако, по словам строителей, этих денег будет недостаточно (см. расчеты выше), а предприниматели посчитали аренду невыгодной из-за неподъемных для малого бизнеса цен.
— Открытие частного детского сада — дело, требующее немалых инвестиций, — говорит Антонина Борисенко, — нам в свое время повезло — мы сумели найти инвестора, который предоставил помещение стоимостью 15 миллионов рублей под аренду. Только его обустройство (косметический ремонт и покупка необходимой мебели, игрушек и т.д.) обошлось нам в один миллион рублей, на протяжении еще полугода нам пришлось также инвестировать деньги в дополнительное учебное оборудование и форму для персонала.
И это не единственная сложность. Взять хотя бы получение лицензии. В Министерстве образования и науки Красноярского края поясняют, что процедура лицензирования частного детского сада ничем не отличается от лицензирования муниципального. Для этого организация должна на законном основании иметь здание и территорию для прогулок.
— Также необходимым условием получения лицензии являются положительные заключения органов Роспотребнадзора и Государственного пожарного надзора о соответствии используемых зданий и помещений установленным требованиям, — добавили в ведомстве.
И все бы ничего, если бы требования этих двух надзорных организаций не вступали в противоречия друг с другом. Например, по пожарным нормам решеток на окнах быть не должно, тогда как Роспотребнадзор считает их (решеток) наличие обязательным.
— Чтобы соответствовать стандартам каждой из инспекций, перед их визитами приходится то ставить, то убирать из помещения двери, оконные решетки и другие предметы, — рассказали нам в одном из частных детсадов, попросив не называть их, — все это сильно осложняет работу.
Кроме того, лицензию получит лишь отдельно стоящее здание высотой не более двух этажей, в то время как большинство частных детских садов расположены в помещениях офисного типа.
— Подстроиться под требования инспекций довольно сложно, особенно если помещение взято в аренду, — рассказывает директор детского сада «Умка» Татьяна Андреева. — Мы консультировались со специалистами еще на начальном этапе проектирования наших центров, именно благодаря этому нам все-таки удалось получить лицензию на дополнительное образование, а затем и на общее — на это нам понадобилось 10 месяцев.
Вообще, «Умка» — один из немногих красноярских частных детсадов, у которого есть лицензия. Всего таких — около 10 процентов из примерно 300.
Елизавета Колесова