Добро пожаловать в «Страну души»!
В этом году фестиваль, организованный творческой студией «Бий-хем» совместно с Молодежным центром Кировского района, проводился во второй раз. Как и в первый раз жюри возглавила педагог по эстрадному вокалу, руководитель детской студии ДК «Красцветмет» Лариса Белкова. Именно ее ученица Настя Образцова три года назад пробилась в пятерку финалистов от России на «Детское Евровидение». И на торжественном открытии конкурса она без обиняков заявила: «Я за профессионализм. Сама училась профессии девять лет и знаю, что значит работа вокалиста. К сожалению, многие исполнители ресторанной музыки не имеют специального образования и, что скрывать, позволяют себе халтурить. Перед фестивалем я инкогнито проехала по некоторым кафе, и от услышанного была, мягко сказать, сильно разочарована. А когда музыканты халтурят – это сказывается на настроении людей, пришедших отдохнуть. Одна из задач данного фестиваля подтолкнуть, направить певцов из кафе и ресторанов в сторону повышения мастерства. Наши лауреаты могут служить в качестве ориентиров. Так что будьте готовы и к победе, и к поражению. Если поете, значит это ваша работа и делать её надо профессионально».
Открытие фестиваля прошло в непринужденной, раскованной обстановке. Редко когда исполнители ресторанной музыки собираются вместе, так что выходящие на сцену в этот раз пели не для жюри, а для своих коллег.
Ольга Шаболина смущенно призналась: «Для меня большая честь петь сегодня здесь, я начинающая певица». Александр Ковун, участник прошлогоднего фестиваля, заявил, что за год он «поднаторел» и теперь намерен выступить намного лучше. Певшая с ним дуэтом Настя Климова восторженно изрекла: «Такое прикольное событие, рада видеть всех – кого знаю и кого не знаю, вроде я не новичок в этом деле, а волнение безумное».
Директор фестиваля Владимир Кулижников обозначил две причины проведения конкурса: нет предела совершенству – это во-первых, и «нужно держаться вместе, потому что музыканты из кафе и ресторанов незащищенный слой населения».
Так получилось, что второй конкурсный этап фестиваля выпал ровно на середину апреля. Прошедшим предстояло показать свое мастерство не на привычном узком пяточке в кафе, а на сцене ДК Железнодорожников, где собрался полный зал зрителей. Членов в жюри конкурса было больше, чем в прошлый раз: в него пригласили педагога по вокалу, руководителя эстрадных вокальных коллективов Ирину Концур и председателя Красноярского городского Совета депутатов Владимира Чащина.
30 участников, 30 номеров – это вам не шутка. В результате концерт длился около трех часов. Многие зрители с удовольствием слушали исполнителей, и радовались, что смогли попасть на «импровизированный концерт». Во время исполнения номеров выявились явные фавориты. Кому-то понравился Сергей Норильский, кому-то Елена Медведская, а кому-то другие артисты. (На билетах зрители писали имена понравившихся певцов, но все голоса будут подсчитаны позднее).
На сцене, под софитами, было как в песне: «Ты все поймешь и все увидишь сам». Баллы в минус у многих слетали по банальным причинам: скованность, невзрачные костюмы у парней, неумение эффектно выйти и уйти со сцены. Особенно забавно было слушать песни «не со своего плеча». Если твои вокальные данные, ровно как и внешние, в подметки не годятся Жанне Агузаровой, так зачем тянуть из себя жилы, пытаясь копировать её хит «Верю я»? Хотя были и удачные попадания, на мой взгляд. Лихо, с цыганским колоритом, получились «Цепи» (из репертуара группы «Кабриолет») у Виктора Бердникова. К тому же две длинноногие девушки в подтанцовке заметно оживили реакцию зрителей, но в третий тур номер не прошел.
Перед объявлением результатов Владимир Кулижников взял слово: «Наверное, кого-то до невозможности расстроят итоги, но жюри у нас очень жесткое. Мы долго спорили, переживали за всех. Некоторым не хватило всего одного балла, чтобы попасть в десятку финалистов. Тем не менее, решение жюри остается неизменным».
Итак, назовем основных лидеров прошедших в финал: Олеся Торопова с песней «Неправда» (127,5 балла); Елена Лебедева («По новому жить» – 125 баллов); Сергей Норильский («Мой друг» – 124,5 бала); Елена Медведская («У любви на краю» – 120 балов), а наименьшее количество баллов набрала Любовь Скробан – 115.
Разрыв между финалистами незначительный, можно сказать, идут «ноздря в ноздрю» и кто получит гран-при предсказать затруднительно.
Гораздо легче оказалось взять комментарий у Владимира Чащина: «Ощущения такие. Задумка хорошая, а уровень фестиваля, думаю, с каждым годом будет расти, как и мастерство участников. Я для себя отметил 4-5 финалистов, которые отлично себя проявили. Очень важно правильно подобрать песню, не у всех это получилось. Многим сбрасывал баллы за небрежный внешний вид. Один дуэт пел песню из «Юноны» и «Авось», девушка в нарядном белом платье, а у парня рубашка не заправлена в брюки и пиджак не подходит к образу. Нужно задуматься, как себя преподнести. Не все участники тронули чувством, не хватает школы. Впрочем (улыбается), пройти такой конкурс это своего рода школа».
О том, как шел процесс обсуждения, рассказала председатель жюри Лариса Белкова: «Спор шел между нами, конечно, но во главе угла была сумма баллов, набранная участником в ходе выступлений в первом и втором турах. Что получилось, то получилось. Больше мы не подвинулись никуда. Я пыталась услышать, на что способен каждый исполнитель – верха, низа, особенно в первом туре. А, может, он только одну песню и выучил? Здесь были новые члены жюри, что очень важно. Вышел на сцену – всё должно играть на номер. Многие с этим не справились. В общем, есть куда двигаться: и конкурсу, и участникам. Соперники в финале подобрались достойные, но там жюри опять обновится, так что предсказать лидеров не берусь. Самой интересно, кто победит»!
Заключительный этап конкурса исполнителей ресторанной музыки проходил на компактной клубной сцене.
Здесь каждому из десяти финалистов предстояло исполнить по три песни. Открыть конкурсную программу (по жеребьевке) выпало Елене Медведской. Быть первой в данном случае оказалось попасть в невыигрышную ситуацию – были проблемы со звуком, который отстраивался при ее выступлении. В итоге, впечатление было смазано.
Выступления конкурсантов длились почти до полуночи, но зрители, а это в основном были группы поддержки, оставались до конца. И вот награждение!
Специальную номинацию «Молодежное признание» от Управления молодежной политики Красноярска получил Евгений Разживин. Дипломы фестиваля и пакеты с неким «набором музыканта» получили Егор Пожидаев, Лизавета Шульга, Елена Медведская, Андрей Якимов и Олеся Торопова. Первая неожиданность – лидер II этапа Олеся Торопова в число лауреатов не вошла.
Диплом лауреата III степени в номинации «Солист-вокалист» получил Сергей Норильский. Лауреатами II степени стали: в номинации «Ресторанный дебют» Ксения Тышик; в номинации «Вокальный ансамбль» дуэт «Вайт энд Блэк»; в номинации «Солист-вокалист» Люба Скробан. С Любой тоже интересный расклад: имея наименьшее количество баллов после II тура, она сумела убедить жюри в своем профессионализме и взять серебро. С небольшим перевесом её опередила более молодая, неожиданно вырвавшаяся вперед Ирина Приходько – диплом лауреата I степени. В лучах славы в этот вечер искупалась певица с пятилетним стажем работы Елена Лебедева. Ей достался и Гран-при, а также приз зрительских симпатий. Как победительнице конкурса ей вручили ноутбук и десять часов записи в студии «Бий-Хем».
Сразу после вручения диплома мне удалось расспросить новоявленную звезду ресторанной музыки Красноярска.
«Хоть репертуар в кафе, где я работаю, и обширный, но на конкурс нечего было взять, – с искренним волнением в голосе поделилась Елена. – За три дня разучила новые песни из репертуара певицы Славы, группы «Серебро» и Ани Лорак «Спроси мое сердце». В каждом конкурсанте видела исполнителей лучше себя. Если честно, даже в III тур попасть не рассчитывала. Я самокритична в этом плане, хотя с детства пела в «Волшебном микрофоне», участвовала в конкурсе «14-35». Но у нас прошел мастер-класс, на котором я получила много недостающей мне информации. Я поняла, что вообще пела не так. Могу сказать, что за эти три тура сделала столько колоссальной работы над собой! Для меня это фестиваль потрясающий, невероятной мощи экзамен!».
Люба Скробан была скромнее в эмоциях: «В III туре я получила больше всех баллов, но их в общей сумме не хватило. Заняла второе место, что тоже хорошо. В принципе, я шла сюда показать людям на что способна. Коллеги подходят и говорят свое мнение, а это намного важнее, ведь порой оценки членов жюри во многом субъективны».
Опытный музыкант Андрей N поделился свои критическим взглядом на фестиваль: «Более-менее я согласен с Гран-при, но I место Приходько никак не заслуживает, при всем уважении к ней. Обидно, что справедливости нет. Некоторые, потенциально более сильные исполнители не попали в число лауреатов и наоборот. Считаю, что на следующий год надо значительно обновить состав жюри, начиная с председателя».
Участник конкурса Сергей Норильский отказался оценивать компетентность жюри, хотя и заявил, что отдал бы I место себе.
«Я, пожалуй, самый старый музыкант по возрасту. За плечами 18 лет работы в кабаках. А на фестивале особенно меня не устроило качество звука. Звукорежиссер Дима Кружковский «выжал» из аппарата все, что можно, но этого оказалось недостаточно, тяжело было петь. Я бы посоветовал на следующий год найти заведение с более качественной аппаратурой», – поделился он своим впечатлением.
Надо сказать, что в городе сотни кафе и ресторанов, через которые проходят десятки тысяч посетителей, и для многих важен весь комплекс услуг – вкусная кухня, первоклассное обслуживания и хороший ансамбль. Там, где работают музыканты высокого уровня, где поют душевно – не хочется уходить. Публика может простить долгое обслуживание или даже невкусное блюдо. Хуже когда наоборот. Когда не естся и не пьется под грохот и скрежет с эстрады, когда хочется заткнуть уши и бежать из такого заведения. Благодаря фестивалю «Страна души» Красноярск, похоже, постепенно превращается в город высокой ресторанной музыки. Дальше – больше. Многие российские звезды, например, Юрий Лоза, Михаил Шуфутинский, Любовь Успенская, Григорий Лепс, начинали свой творческий путь с ресторанов. Музыканты этого направления всегда остаются в тени у государственных органов культуры, их не рассматривают, как творцов. Но нередко любовь публики поднимает их до высот. Задача же краевого фестиваля в том и заключается, чтобы изменить отношение людей к исполнителям этой категории певцов.
Геннадий КАЛЕДА
(фото автора)