Версия для печати

И танки наши быстры

Новые политические партии стремительно регистрируют региональные отделения в ключевых регионах Сибири

Рынок российских политических партий, который был стабилен с 31 января 2018 года (именно тогда была зарегистрирована «Народно-патриотическая партия России – Власть Народу» Владимира Милосердова, после которой 2 года в реестре Минюста не появлялись новые записи), весной 2020-го пришёл в движение. В марте-апреле в России были зарегистрированы сразу 4 новые политические структуры: «Новые люди» во главе с Ирэной Лукияновой (съезд прошел 1 марта, в ЕГРЮЛ внесена 24 марта), партия «За правду» Захара Прилепина (съезд 1 февраля, появление в ЕГРЮЛ – 25 марта), «Зеленая альтернатива», председателем которой избран Руслан Хвостов (10 марта съезд, запись в ЕГРЮЛ от 1 апреля) и «Партия прямой демократии» Вячеслава Макарова (провела съезд 5 марта, в ЕГРЮЛ попала также 1 апреля). Представители почти всех новых партий уже заявили о том, что в ближайшее время намерены принять участие в региональных избирательных кампаниях, а в 2021 году участвовать в выборах депутатов Госдумы. Для этого необходимо выполнить ряд обязательных требований, в частности – зарегистрировать региональные отделения минимум в 43 субъектах федерации.

Вся четвёрка сразу же довольно активно занялась партстроительством в регионах. Несмотря на довольно сжатые сроки (некоторые федеральные СМИ обращают внимание, что сжатые вплоть до грани возможных их нарушений), всего за месяц с небольшим почти все новые партструктуры прошли все необходимые процедуры и зарегистрировали реготделения в крупнейших регионах Сибири: Новосибирской и Иркутской областях, а также в Красноярском крае (регистрация подавляющего большинства из них датируется минувшей неделей, с 10 по 15 мая). Это первая особенность новых партий: Минюст не чинит им препятствий ни на федеральном, ни на региональном уровнях, что было бы вполне ожидаемо, если бы создание новых игроков не было согласовано в Кремле. Вторая интересная особенность: почти все региональные ячейки в Сибири возглавили абсолютные ноунеймы – люди, про которых известно, что они никогда ранее не занимались публичной политикой, и практически не известные в принципе в публичном пространстве. Эксперты говорят, что это абсолютно логично, учитывая, для чего и как создаются сами новые партии.

«Кредитка» для патриотов

Пожалуй, самым известным из всех региональных лидеров новых партий в Сибири является лидер новосибирского реготделения партии Захара Прилепина «За правду», режиссёр Пётр Дикарев. Дикарев родился 29 апреля 1974 года в Новосибирске, окончил НГПУ по специальности «литература и психология», с 1997 по 2001 год работал психологом в медицинских учреждениях Новосибирска, занимался реабилитацией наркозависимых. С 2001 по 2008 год – креативный директор в рекламных компаниях Новосибирска. С 2008 года – один из создателей кинокомпании «Трамонтана фильм», сценарист, режиссёр-документалист. Снял по заказу ГИБДД серию социальных фильмов «Неугаданное» (2010), «Туфельки» (2010), «Кредитка» (2011). В 2016 вышел художественный фильм «Гайлер», снятый Дикаревым, главную роль в котором сыграл Прилепин. Сам лидер партии рассказывает историю знакомства с режиссёром так:

— Неизвестный мне до этого Петр Дикарев прислал письмо с предложением сыграть роль в его фильме. Сценарий поразил меня до глубины души. Очень сильная история. Подействовала так, что я подумал: если бы не Петр, я бы написал такую повесть или роман.

В Новосибирске Дикарева называют довольно известным профессиональным режиссёром, но никогда не имевшим отношения к политическим процессам. По словам генерального директора исследовательской компании Tayga Research Александра Баянова, Дикарев в Новосибирске «известен в тусовке», но не был замечен в политике.

«Максимум – он снимал предвыборные ролики для партий, насколько я знаю. Более того – он никогда не высказывал никаких «особенных» патриотических взглядов, которыми известен Прилепин. Если меня бы спросили, кто мог бы возглавить региональное отделение партии Прилепина, я вряд ли назвал бы в первую очередь Дикарева. Например, Ростислава Антонова – возможно. А Дикарев – он «неидеологический», он вообще мог любую партию возглавить», — говорит Баянов.

С ним не согласен анонимный собеседник «Пресс-лайна» в местной администрации, который напоминает, что «Дикарев вообще-то был заметным лицом в избирательном штабе нынешнего мэра Новосибирска», не уточняя, впрочем, в каком статусе.

Основной костяк красноярского регионального отделения партии «За правду» составили жители небольшого провинциального города Канска, а руководителем отделения стал директор местного медиахолдинга «Супер-медиа» Андрей Манушкин. Как рассказал «Пресс-лайну» Манушкин, инициатором сотрудничества с партией Прилепина был он сам.

«Давно следил за деятельностью одноименного движения Захара Прилепина «За правду», наладил контакт с его представителями, меня пригласили на съезд, где я был единственным человеком из Красноярска. Перед началом съезда познакомился с самим Прилепиным, в итоге, после консультаций, было решено, что именно я займусь регистрацией РО партии в крае».

Манушкин не видит ничего странного в том, что костяк регионального отделения составили жители Канска.

«Во-первых, не все учредители РО живут в Канске. Во-вторых, у нас есть планы по работе во всём регионе. Мы зайдём в каждый город и каждый район», — обещает он.

По словам Манушкина, реготделение намерено активно принимать участие в местных и муниципальных выборах уже в этом году, а в следующем – в выборах депутатов ЗС. Сам Манушкин уже имеет опыт избирательных кампаний, хотя и не очень удачный.

«Участвовал в последних выборах в Законодательное собрание Красноярского края, но проиграл округ Артуру Мкртчяну, самому богатому депутату ЗС», — рассказывает он.

Сведений о регистрации отделения партии «За правду» в Иркутске в реестре Минюста пока нет. В пресс-службе партии в Москве «Пресс-лайну» сообщили, что «…отделения партии «За правду» созданы в СФО в следующих регионах: Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Омская область, Новосибирская область. По состоянию на 12 мая зарегистрированы в органах юстиции отделения партии во всех обозначенных регионах, кроме Красноярского края (региональное отделение было внесено в реестр 13 мая – прим. «Пресс-лайн») и Иркутской области. Процесс в них — на завершающей стадии регистрации». Уточнить, кто может стать лидером регионального отделения в Иркутске, в пресс-службе до официальной регистрации отказались. Интересно, что ещё в декабре 2019 года ТГ-канал «Сибирский политолог» писал, что партия ищет координатора в Иркутске и предлагает этот статус местным политикам и общественникам, но о том, кто же всё-таки стал главным борцом «За правду» в Приангарье, с тех пор не сообщалось. Источники «Пресс-лайна» говорят, что одним из лиц новой партии в регионе может стать бывший мэр Братска.

Два «танкиста» и чиновница

Учредительный съезд Партии прямой демократии, о создании которой объявил сразу после новогодних каникул разработчик ряда популярных компьютерных игр, теперь уже бывший директор по продукту World of Tanks компании Wargaming.net Вячеслав Макаров (с тех пор к ППД прочно приклеился неформальный бренд «партия танкистов»), прошёл вслед за съездами партии Прилепина и «Новых» людей», но по уровню федеральных «звёзд» и медийности ППД стала едва ли не самой яркой из всех новичков. В оргкомитет партии вошли директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько, бывший продюсер «Живого журнала» Тимофей Шевяков, гендиректор Unwired Devices Олег Артамонов и замначальника юридической службы «Яндекс.Деньги» Борис Чигидин. На съезде также выступила Мария Бутина, ранее частично отбывшая тюремный срок в США за работу в качестве незарегистрированного иностранного агента. Генеральным секретарем партии был избран Вячеслав Макаров, а господин Артамонов рассказал журналистам, что видит избирателей партии «среди технически образованных жителей крупных городов».

Из трёх лидеров региональных отделений ПДП в крупных городах Сибири относительно известна лишь иркутянка Людмила Мальковская, которая несколько лет работала заместителем председателя местного теризбиркома. Отделение в Новосибирске возглавил Сергей Толстой, имя и фамилия которого ничего не сказала сразу нескольким опрошенным «Пресс-лайном» местным журналистам. Красноярскими «танкистами» будет руководить Дмитрий Попов. Тимофей Шевяков, ставший пресс-секретарём партии, рассказал «Пресс-лайну», что Попов «обычный человек, не из политтехнологической тусовки. Пришёл сам, собрал реготделение».

Дмитрий Попов подтвердил, что инициатива о сотрудничестве с партией исходила от него. «В декабре знакомый поделился ссылкой, я взял и написал на почту. Позже прошёл все стадии: документации, съезда, знакомства». Себя Попов называет предпринимателем, однако уточняет, что имеет большой опыт работы технологом на выборах – в частности, в Иркутской и Новосибирской областях, в Красноярске.

«Выбрал именно ППД, потому что идея прямой демократии присутствует только в данной партии. Я думаю, что из всех тех новых партий, которые открылись в этом году, это самая перспективная партия на будущее», — говорит Попов.

Новые люди: косметические изменения

О региональных лидерах «Новых людей» и «Зелёной Альтернативы» в Сибири не известно практически ничего. Сам федеральный учредительный съезд «Новых людей» прошёл в закрытом режиме, что обычно нехарактерно для новых политических проектов. Партия была создана по инициативе владельца парфюмерно-косметической компании Faberlic Алексея Нечаева, который, впрочем, возглавить её отказался. В съезде участвовали 120 делегатов, большая часть из которых — региональные кураторы сети Faberliс. Именно на них и будут строиться региональные ячейки, пояснил «Пресс-лайну» анонимный источник в партии. Руководителем красноярского отделения действительно стал Владимир Кацауров, информация о котором есть на красноярской страничке Faberlic «ВКонтакте»: «…Давайте познакомимся! Мы работаем по семейному контракту (мама и сын) Кацауров Владимир и Волкорезова Нина. Для нас компания Faberlic — семейный бизнес с постоянно растущим доходом. Работаем в компании с самого ее основания, вместе переживали радости и кризисы. За эти годы переехали из малосемейки в новые квартиры в центре города. Побывали во многих странах, качественно улучшили свою жизнь. Товарооборот нашей команды 30 000 000 рублей в месяц!». Интересно, что также Кацауров входит в состав «Губернаторского кадрового резерва», где указаны 2 его статуса: «С 01.09.2009 — по настоящее время — ИП Кацауров ВП, руководитель представительства международной компании АО «Фаберлик» в г. Красноярске», «С 24.02.2020 — по настоящее время — КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края», инженер, руководитель проекта». Кацауров подтвердил «Пресс-лайну», что реготделение партии было зарегистрировано 13 мая, а из текущих проектов, которыми заняты партийцы в регионе, упомянул «раздачу населению масок и санитайзеров». На вопрос, планирует ли партия участие в выборах на территории региона, Кацауров пообещал ответить позже.

В Иркутске «косметическую партию» возглавила Оксана Сатдарова, согласно открытым источникам – индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги в области бухгалтерского учёта. В числе учредителей РО — Светлана Казакова, в аккаунте которой в социальной сети «ВКонтакте» указан статус «Золотой директор Faberlic в Иркутске». Данных о том, кто возглавил партию в Новосибирске, а также о том, зарегистрировано ли там уже РО, в открытом доступе нет, однако группа «Новые люди / Новосибирск» «ВКонтакте» ведётся с конца апреля. В городе также активно развивается молодёжный проект «Школа новой политики», который собеседники «Пресс-лайна» связывают с реготделением партии. На вопросы «Пресс-лайна» представители ШНП не ответили.

Нет в открытых источниках и информации о руководителе РО партии «Зелёная альтернатива» в Иркутске. В Новосибирске партию возглавил Вячеслав Лактионов, в Красноярске – Николай Попов. Координатор Российской экологической палаты, экс-заместитель министра природных ресурсов Красноярского края и депутат Горсовета Красноярска Сергей Шахматов говорит, что ему не знакома эта фамилия. Фамилии Евгения Коломийцева и Екатерины Коломийцевой, ставших учредителями реготделения, Шахматов слышал, но, по его словам, «это не очень известные люди в Красноярске». Интересно, что лидер «Альтернативы», экс-член подмосковного движения «Местные» Руслан Хвостов, в беседе с журналистами, рассказывая о структуре партии, говорил «…Председатель, правление – семь человек, 48 региональных отделений», и отмечал, что что семь человек из правления «не слишком известны, в основном это члены партии из Красноярска, Москвы, других городов». На вопрос, кто же именно представляет Красноярск в составе правления партии, в пресс-службе ЗА не ответили.

«Больше ничего руками не трогай»

По мнению иркутского политолога Алексея Петрова, все новые политические игроки «естественно, согласованы в Кремле», поэтому их региональным отделениям будет дан «зеленый» свет, «…особенно в тех регионах, где будут выборы в законодательные собрания или городские советы в крупных городах».

«Это будет как бы разведка боем. Не удивляюсь, если перед выборами во главе региональных отделений или списков партий появятся более раскрученные фигуры. Сейчас же, на начальном этапе, может быть, они и не нужны, чтобы не было фальстартов, как со Шнуром и «Партией Роста», «союз» которых не обсмеял, наверное, самый ленивый», — предполагает Петров. Он уверен, что в Иркутске новые партии могут претендовать на своего избирателя. «Во-первых, Прилепин на своей патриотической теме наберет сторонников на раз-два, а «Партия прямой демократии» при грамотной PR-составляющей заинтересует названием. Да и Мальковская, как сетевик, может быть неплохим организатором. У нее неплохие контакты во многих территориям по прежним местам работы», — считает Петров.

По мнению сибирского политолога и PR-консультанта Василия Дамова, задача реготделений новых партий, за небольшим исключением, «… просто быть статистической величиной, давая партии на федеральном уровне быть участницей выборов».

«Новые партии, причём все, а не только «косметическая» — это типичные сетки, где у людей внизу нет никакой самостоятельности. В рамках думской кампании 2021-го года большая часть из них, включая глав РО, будет занята поручениями типа «сходи в избирком, отнеси присланный из Москвы протокол, больше ничего руками не трогай». Будут исключения, но зависит это скорее от того, найдутся ли в регионах яркие лица в качестве сторонников или, разумеется, местные спонсоры, которым нужен не очень запятнанный политический бренд», — рассуждает Дамов

Дамов также отмечает ещё один нюанс: создание реготделениий партий почти перестали контролировать в командах местных губернаторов.

«Раньше региональных лидеров едва ли не согласовывали в региональных управлениях внутренней политики, теперь их иногда даже не ставят в известность, — утверждает Дамов, — И создаётся впечатление, что сами УВП это устраивает: всё равно если нужно порешать вопрос с местными партийцами, это будут делать в Москве».

С Дамовым согласен вице-президент Российской ассоциации политконсультантов Пётр Быстров, который отмечает, что новые лица партий – это и ответ на запрос общества на новые лица в политике вообще, и отчасти следствие того, что новые партструктуры создаются фактически по «цеховому» принципу.

«Та же ППД формируется во многом из специалистов IT-индустрии, другие партии из других узких профессиональных страт. Отсюда и вопрос невключённости местных политуправленцев. Если раньше подобрать лидера партии должны были администраторы внутренней политики в регионе, они и делали это, то теперь сам «цех» определяет их в регионе», — говорит Быстров.

Однако, он уверен, что если выбранные «цехом» новые лица будут неудобны региональным главам УВП, то «они найдут возможность повлиять на реготделение сменить такого лидера».

Впрочем, представители региональных властей возражают представителям отрасли. По словам первого заместителя губернатора Красноярского края – руководителя аппарата губернатора Сергея Пономаренко, «…Безусловно, нам известно о регистрации региональных отделений новых партий. Это нормальная практика, когда региональные власти следят за вопросами партстроительства в регионах. Однако никакого отношения к регистрации Администрация Губернатора Красноярского края не имеет. Будем взаимодействовать с ними, как со всеми иными непарламентскими партиями».

Говоря об электоральных перспективах новых игроков, Пономаренко призывает не торопиться.

«Давайте дождёмся завершения первоначального этапа партстроительства. Возможно, там появятся и знаковые люди. Ну и партия — это не только конкретные личности. В первую очередь это идеология. Это станет определяющим при оценке их электоральных перспектив», — уверен он.

Не пропускайте ссылку на другие наши интересные новости в социальной сети «ВКонтакте», подпишитесь прямо сейчас всего в один клик!


Сейчас на главной