Идея будущего
Планируется строительство международного аэровокзала, проектируется Красноярская агломерация. Развиваются транспортные артерии в сторону Нижнего Приангарья и республики Тыва. Регион устремлен в будущее, устремлен в перспективы завтрашнего дня.
АГЛОМЕРАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ
Вообще, идея агломерации для Сибири может послужить избавлению от ГУЛАГовского прошлого, что подтверждается суждением губернатора Хлопонина о создании условий улучшения качества жизни красноярцев. Это и есть главная цель формирования агломерации.
Кстати, по всему миру агломераций очень много и у них самое разное предназначение. Они концентрируются как вокруг мегаполисов, по берегам рек и морей, так и вдоль транспортных магистралей. Каждая из них имеет разную хозяйственную нагрузку: туристическую, промышленную, транспортную. Агломерация создается для эффективного или выгодного взаимодействия и связей территорий, поселений и промузлов.
Если обратиться к истории, то в 1970-е годы на Лазурном берегу Франции решили закрыть все промышленные предприятия и котельные, чтобы сохранить главный рекреационный ресурс – чистое море. Так была создана туристическая зона по принципу линейной агломерации.
Одна из самых больших агломераций, которые существуют в настоящее время – гигантская агломерация по восточному побережью Америки от г. Нью-Йорка на юг страны почти до г. Саванны. Здесь расположены скоростные многоуровневые магистрали, большое количество различных городов, городков и поселков. Построены крупнейшие производственные предприятия, морские терминалы. Вдоль всего побережья расположены гигантские желтые «шайбы» (накопители нефти). Ночью с самолета открывается потрясающий вид, светится все: дороги, пляжи, города, поселки…
То же можно наблюдать в Германии, в Японии, на побережье Австралии. Подобное «спекание» поселений по побережью и вдоль рек просматривается и в Китае. Урбанизация постепенно опутывает весь земной шар и добирается до Сибири.
Очень часто агломерации как ласточкины гнезда формируются стихийно – просто выгодно. Спроектировать ее непростая задача. Сложно проектировать будущую жизнь, где человек должен хорошо работать, комфортно жить и отдыхать. Для качественного проекта не хватает знаний, нормативов, научных данных, проектного опыта. Но глаза боятся, а руки делают – проектный опыт появляется во время проектирования, а вот с научными данными для эффективного проектирования Красноярской агломерации сегодня стоит поторопиться.
Когда-то в советские времена в «КрасноярскГражданНИИпроекте» разрабатывали районную планировку Эвенкии, западной и восточной зоны КАТЭКа, ряда районов Красноярского края. В те годы проектировщики по госзаказу выполнили схему охраны природы и туризма в крае, спроектировали Красноярский промузел и многое другое.
По мнению доктора архитектуры, профессора, директора института КрасноярскНИИпроектВалерия Крушлинского, переходя на масштаб Сибири, нынешняя Красноярская агломерация должна стать центром большого края, исторически сложившегося на пересечении Транссибирской магистрали и Московского тракта с Енисеем. Условно это территория от Ачинска до Канска, и от Минусинска до Енисейска. Здесь следовало бы возвести промышленные предприятия, в сельскохозяйственных районах активно развивать агропромышленный комплекс, создать в территориях комфортабельные жилые комплексы. А еще построить скоростные дороги: современный Московский тракт в шесть полос, и третий железнодорожный путь Транссиба. Очень органично к этим магистралям добавилась бы железнодорожная ветка параллельно Транссибу из Томской области в Иркутскую вдоль Ангары. Транспортные артерии дали бы возможность эффективному развитию экономики сибирских регионов.
Главное в агломерации, это тот экономический эффект, который возникает от совместной работы находящихся рядом территорий, производственных предприятий, где внутренних связей значительно больше чем внешних. Это очень важно для Сибири с ее обширными просторами, откуда промышленную продукцию накладно вывозить в европейские страны. И как считает Валерий Крушлинский, следует дать задание экономистам СФУ для экономического расчета взаимодействия промышленных и транспортных компаний, логистических центров и предложить видение решения задачи госсектора и частного бизнеса.
БОЛЬШОЙ КРАСНОЯРСК
В Сибири в XX веке стихийно возникли несколько агломераций: Иркутско-Ангарская, Кемеровско-Кузнецкуая, Братская групповая система. Когда-то по программе «Сибирь» проектировался КАТЭК с рядом промышленных предприятий, энергетических станций и городов. Но логически развиться проекту так и не было суждено, из-за смены экономической формации в стране. Прекратилось и развитие строящихся в Рыбинском, Назаровском и Шарыповском районах городов.
Проект Красноярской агломерации – это огромный и длительный труд. Ведь уже в эскиз-концепцию следует внести строительство студенческого городка СФУ, откорректировать генплан краевого центра, совместить проекты территориально-хозяйственных объектов. Затем нужно будет разработать территориальные планы всех районов, входящих в состав агломерации, и откорректировать генпланы городов и сел, для создания нового проекта «Большого Красноярска».
По словам Валерия Крушлинского, следует хорошо продумать жилищную застройку, чтобы людям было комфортно и удобно проживать и в многоэтажных зданиях, и в коттеджных поселках.
Уже давно назрела необходимость строительства жилых зданий по категориям, отличающихся ценовым разнообразием. Например, социальное жилье, как и во всем мире, следует возводить в панельном исполнении. При этом, в подобных домах Австрии, Греции, Испании, Польше и в других странах жильцам предлагают на первых этажах гаражи и парковки. В нашей стране панельное домостроение разительно отличается. Понятно, что путешествующий на поезде из Москвы в Сибирь иностранец все панельные «хрущевки» по Транссибу воспринимает как трущобы. И чтобы это ощущение убрать, молодым архитекторам следует предлагать свежие идеи домостроительного конструктора – серийного панельного строительства.
Развитие городов неразрывно связано не только с их окружением, но и с культурными, техническими, экологическими, экономическими, продовольственными, интеллектуальными и другими ресурсами.
От грамотного градостроительного проектирования зависит не только комфортная среда обитания, но и общественное отношение к каждому конкретному городу. И если Красноярск рассчитывает на то, чтобы стать сибирским мегаполисом, локомотивом экономического роста, то его архитектура должна быть на высоте. Чтобы люди стремились жить в уютном и зеленом городе, с многоярусными и многополосными дорогами, парковками, в красивых домах с благоустроенной социальной средой – клубами, детскими садами и школами и т.д. Этот город нужно проектировать уже сейчас. Красноярская агломерация начинается уже сегодня и эту идею нужно поддерживать всем вместе, сообща. Давайте строить город нашего общего будущего.
Анна ГЮТТ