ИНТОНАЦИЯ ДУШИ
выступила народная артистка РФ Татьяна Ворожцова (сопрано) в сопровождении Красноярского филармонического оркестра народных инструментов под управлением народного артиста РФ Анатолия Бардина. Она исполнила песни из популярных советских фильмов 1930-1940-х годов.
Ну, а перед концертом певица любезно ответила на вопросы прессы (в том числе, и мои).
В частности, рассуждая о репертуаре Татьяна рассказала, что «после современного шума и гама, хочется послушать красивую музыку старых советских композиторов. Которая редко стала исполняться. Люди же по ней очень соскучились». Дальше, певица призналась, что очень тоскует по родным краям и старается сюда приезжать практически каждый год. «Ну, а зрители – везде одинаковы. Главное – как ты сам настроишься на выступление». Ситуация с ремонтом «подмостков» Большого концертного зала её тоже не очень расстроила, так как «главное – петь». Тем более, что ее нынешний родной Новосибирский оперный как-то два года ремонтировали, но: «Русских исполнителей – ничем не испугать»!
А еще, на концерте всегда присутствуют близкие люди. «Правда, увы, не будет моего скончавшегося педагога Веры Николаевны Карловой, которая всегда была моей поддержкой. Но думаю, она все равно там… слышит». Не будет и ее сокурсника Дмитрия Хворостовского. «Мы недавно встречались, общались. Но вместе пели, только на выпуске – в «Иоланте». Он меня давно не видел и очень по-дружески удивился, узнав, что я столько наград и званий получила. Могу сказать, что есть предварительная договоренность в следующем году в Новосибирском спеть вместе «Онегина». Хотя, вы же понимаете, что у него настолько все расписано…».
Как выяснилось, только недавно она вернулась с сольников из Японии: «Я там была с программой классических русских романсов. И, как ни странно, язык музыки понятен всем. Интонация души – вот, главное. Публика очень хорошо принимали. Я пела также Рахманинова и Римского-Корсакова. А еще специально выучила цикл из 5 песенок на японском. Только не просите показать. Японский язык – это просто что-то нереальное. Все было вызубрено и потом сразу же забыто. Японцы, конечно, потешались над произношением, но им специально перед концертом объявляли – «дескать, не судите строго!».
На вопрос: «Тяжело ли быть популярной?», певица сказала, что никогда не ставила перед собой цели стать известной. «Я просто по жизни трудоголик. Наверное, это и помогло. С детства очень любила петь, но увлекалась в основном опереттой и эстрадой. На «классику» перешла лишь когда в Красноярске стала учиться в Институте искусств. А теперь к современной эстраде отношусь… через дочь, которая ее постоянно слушает. Причем, чаще зарубежную эстраду. Хотя в последнее время, что приятно, начала слушать классику – Штрауса, например. Видимо, уши все-таки требуют хорошего».
Она рассказала, как с возрастом приходит и уверенность на сцене. «Раньше я волновалась – и у меня «были потери» на сцене. Сейчас научилась перестраиваться. Единственное правило, которого следует придерживаться всем оперным певцам – никогда не надо выходить на сцену больным. Тогда легко «выезжать» даже на накопленном мастерстве. И потом, болезнь может надолго «выбить из колеи».
Я еще успел спросить: «Приедет ли она на следующий год?». Тяжело вздохнув, певица философски заметила, что не знает вообще, что ее ожидает на следующий год. В принципе, верно. Чего загадывать на такой срок вперед? Но мы все равно будем ждать с ней встречи. И с ее удивительным лирически-напевным голосом!
Надо сказать, что стремление к расширению жанрового и стилевого диапазона, постоянный поиск новых средств и приемов художественной выразительности – отличительный знак в творчестве Ворожцовой. Она одна из немногих оперных исполнительниц, которая уверенно чувствует себя и камерной музыке, и на сцене театра музыкальной комедии, и в филармонических проектах. Ее концертный репертуар отличается разнообразием стилей: музыка XVIII-XIX веков, сочинения современных композиторов, русские романсы… С гастрольными турне замечательная солистка уже побывала в Китае, Германии, Японии, Италии, Испании, Египте, Таиланде, Южной Корее, и, конечно, в различных городах России и ближнего зарубежья.
Сергей ШЕРЕМЕТОВ
НЕБОЛЬШОЕ ДОСЬЕ:
Татьяна Ворожцова родилась в Боготоле.
Окончив в 1987 году государственный институт искусств в Красноярске (класс доцента В.Н.Карловой) была приглашена в труппу Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
Дебютировала в партии Прилепы («Пиковая дама» П. Чайковского). Кульминацией же ее первого сезона стал дебют в сложнейшей партии Марфы в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста».
В 1989 году стала первой, кто исполнил партию Каштанки в одноименной опере В.Рубина, получив за эту роль премию Союза театральных деятелей и высокую оценку ведущих музыкальных критиков страны.
За 20 лет Татьяна Ворожцова зарекомендовала себя как прекрасная исполнительница классических партий: Розина («Севильский цирюльник» Д. Россини), Ксения («Борис Годунов» М. Мусоргского), Виолетта («Травиата» Д. Верди) и других.
Неординарным событием стало ее участие в оригинальной балетной постановке Новосибирского театра «Дороги любви», где она исполнила произведения Жозефа Косма и Курта Вайля. Спектакль был удостоен высокой оценки специализированных музыкальных изданий.
Певица неоднократно была удостоена престижных наград на певческих конкурсах: Вторая премия Всероссийского конкурса вокалистов в Белгороде (1991г.), Третья премия Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (Алма-Ата, 1991г.) и там же – специальный Приз за артистизм.
Вторая премия (первая не присуждалась) Международного конкурса камерного пения в Калининграде «Янтарный соловей» (1992г.) и другие. Звание «Заслуженный артист РФ» в 1994г. и «Народный артист РФ» в 2005г. В сезоне 2006/07 гг. солистка пополнила свой оперный репертуар весьма значительной работой – впервые в России, исполнив партию Кати Кабановой в одноименной опере чешского композитора Леоша Яначека.
А впереди – новые награды.