Приглашение на борт
История реконструкции красноярского аэропорта «Емельяново» длится с 2007 года, когда был представлен первый проект по созданию на его базе авиационного хаба. С тех пор разговоры об этом ведутся регулярно. Правда, дальше слов дело практически не двигалось. И вот случилось: на 19 июня назначен аукцион по продаже 51 % акций основного владельца аэропорта — компании «ЭРА Групп», принадлежащей правительству Красноярского края.
Продать пакет намерены минимум за 2 млрд рублей. По условиям аукциона, победитель торгов до 2017 года должен оборудовать в аэропорту пассажирский терминал, способный «переварить» порядка 2,5 млн человек в год. Стоимость только этого проекта оценивается примерно в 8 млрд рублей. Однако это не все: после модернизации терминала инвестор должен также реконструировать весь аэропортовый комплекс Красноярска, что в целом обойдется ему минимум в 16 млрд рублей.
В такой ситуации очевидно, что «личность» компании-победителя будет играть ключевую роль в успехе всех заявленных проектов.
Интерес к торгам проявили Красноярская ГЭС, «Емельяново-инвест» и «Аквамарин».
Список при первом прочтении вызывает удивление: зачем Красноярской ГЭС аэропорт и на что рассчитывает компания с блеклым названием «Аквамарин» (в «Емельяново-инвест» есть хотя бы прямая отсылка к тому, чем организация намерена заниматься)? В министерстве транспорта края рассказали, что до торгов допускалась любая компания, способная внести задаток в 1 млрд рублей. То есть квалификационного тура аукциона не было, и, по сути, любая непрофильная организация с солидными финансами могла принять участие в конкурсе, поставив профильных, но менее богатых игроков в невыгодное положение.
На самом деле, все три компании входят в структуры, которые напрямую в разной степени успешности заняты развитием аэропортов в России. ГЭС — часть холдинга «Базовый элемент» («Базэл») Олега Дерипаски, куда также входит компания «Базэл Аэро». «Аквамарин», как выяснили федеральные СМИ, принадлежит олигарху Роману Троценко, владельцу аэропортового холдинга «Новапорт». Наконец, «Емельяново-инвест» — структура ГК «Ренова» Виктора Вексельберга, которому принадлежит компания «Аэропорты регионов».
Соседнее место
О деятельности «Аквамарина» мало что известно, так что рассмотрим, с чем к торгам подходит холдинг «Новапорт» Романа Троценко. Начавшая свою деятельность еще в 2007 году, сегодня компания управляет новосибирским «Толмачево», а также аэропортами в Чите, Челябинске, Томске, Барнауле, Астрахани, Волгограде и Тюмени. Кроме того, еще одна структура, принадлежащая Троценко, «Новая Колхида», купила аэропорт в Перми. Причем тюменский «Рощино» приобретен олигархом в конце прошлого года, пермский «Большое Савино» — в марте этого. Так что вместе с правами на них бизнесмен получил сейчас и свежие финансовые обязательства.
По информации «Коммерсанта», «Рощино» мог обойтись Роману Троценко в 550–769 млн рублей. Цена же «Большого Савино» известна точно — 1,5 млрд рублей. В развитие тюменского аэровокзального комплекса структуры предпринимателя должны вложить еще 5 млрд рублей, пермского — 11 млрд рублей. Учитывая такие затраты, возникает вопрос, хватит ли средств у Троценко еще и на реконструкцию красноярского аэропорта.
Еще одной сложностью может стать извечное соперничество двух «столиц Сибири» Красноярска и Новосибирска. Да, к Универсиаде есть резон вкладывать деньги в создание современного авиахаба под носом у новосибирского «Толмачево», который обслуживает почти 4 млн пассажиров в год. Но не появится ли после окончания игр у компании соблазна «задушить» аэропорт-конкурент в Красноярске или перевести часть пассажиропотока на «Толмачево» — еще один вопрос, ответа на который сейчас дать не сможет никто. Среди наиболее радикальных вариантов устранения соперника — разрыв контракта с немецкой «Люфтганзой», которая обеспечивает серьезную долю доходов аэропорта в Красноярске, после чего Новосибирск вновь сможет летать спокойно.
Элементарная ошибка
Почему «Базэл» идет на торги по покупке аэропорта через свои энергетические активы, а не через профильные, становится ясно, если посмотреть, какой багаж скандалов успел собрать к этому моменту «Базэл Аэро».
«Базэл Аэро» — это совместное предприятие «Базэла», Сбербанка и сингапурской компании Changi Airports International. Холдинг контролирует воздушные вокзалы на юге страны: Краснодар, Сочи, Геленджик, Анапа и Ейск. Кроме того, «Базэл» нацелился и на аэропорт Владивостока, выиграв в этом году торги по его продаже за 6 млрд рублей. Для этого «Базэл» объединился в консорциум с Российским фондом прямых инвестиций и той же Changi Airports International. Деньги объединение выплатит в рассрочку до конца года, и если условия оплаты будут нарушены (а эту возможность исключать нельзя), то сделку можно оспорить.
По словам руководства «Базэл Аэро», в развитие владивостокского хаба не нужно вкладываться еще пять-шесть лет (его успели модернизировать к саммиту АТЭС — до прихода «Базэла»), но с покупкой восточного аэропорта компания приобрела и его долги — а это 1,5 млрд рублей.
Показателен подход «Базэл Аэро» к реконструкции краснодарского аэропорта «Пашковский», который входит в структуру Дерипаски с 2006 года. В преддверии Олимпиады, почувствовав, куда ветер дует, компания объявила о планах по модернизации аэропорта на несколько миллиардов рублей, и в 2012 году началась его реконструкция.
К 2013 году обещали построить новый терминал международных авиалиний, а к 2017 году — выстроить с нуля основной терминал. По факту же в 2013 году компания только отремонтировала старое здание аэропорта.
Кроме того, на аэродроме «Пашковского» до сих пор используют временную взлетно-посадочную полосу, поскольку реконструкцию основной не могут завершить уже почти три года.
Естественно, все это не могло положительно сказаться на репутации холдинга. То, что Дерипаска идет в красноярский аэропорт не прямиком через «Базэл Аэро», а окольными путями через ГЭС, может говорить о несогласии между партнерами внутри компании. За аэропорт во Владивостоке еще не рассчитались. Аэропортовый недострой в Краснодаре экс-губернатор Кубани Ткачев публично назвал «позором города». И на этом фоне «Базэл» проявляет интерес к «Емельяново». Предположим, что партнеры Дерипаски по «Базэл Аэро» просто не захотели участвовать в очередной авантюре на 26 млрд рублей (минимум во столько обойдутся торги и модернизация красноярского воздушного порта), и олигарх залез в свой другой, «энергетический» карман.
И вроде бы есть повод для патриотической радости: ГЭС-то — Красноярская, значит и аэропорт красноярским останется. Но очевидно, что заниматься «Емельяново» в случае его покупки ГЭС не будет — его по цепочке просто передадут тому же «Базэл Аэро», у которого, как видим, управлять аэропортами получается не очень складно.
Полет регионов
«Ренова» заинтересовалась красноярским «Емельяново» раньше всех. Об этом шла речь еще на Красноярском экономическом форуме 2013 года. Незадолго до форума была создана компания с говорящим названием «Емельяново-инвест». Ей пока что похвастаться нечем, в отличие от других профильных структур, входящих в группу компаний.
Холдинг «Аэропорты регионов» проиграл торги по уже упомянутым аэропортам Перми и Владивостока, предложив не самую высокую цену, но пока вопрос, чья это неудача, — инвестора или самих аэропортов.
Скажем, екатеринбургский «Кольцово», который принадлежит холдингу, в этом году признали одним из лучших авиапортов мира: эксперты британской исследовательской компании Skytrax присудили ему четыре звезды из пяти возможных. Столько же имеют терминалы Цюриха, Амстердама, Лондона, Хельсинки и так далее — всего 20 городов. Пассажиры «Кольцово», в свою очередь, включили его в десятку лучших аэропортов по номинациям «Лучший аэропорт России и СНГ», «Аэропорт с наибольшими улучшениями» и «Лучший VIP-терминал».
В Ростове-на-Дону «Аэропорты регионов» совместно с государством с нуля строят авиакомплекс «Южный» стоимостью 37 млрд рублей, из которых 16 млрд вложит «Ренова». Проект, разработанный британскими архитекторами, с концепцией «Моста в небо» называют «дерзким и смелым» (возможно, Skytrax уже нужно готовить новые четыре звезды). Аэропорт планируют сдать в конце 2017 года, к Чемпионату мира по футболу-2018. Параллельно речь идет о застройке территории старого аэропорта города, на месте которого «Ренова» планирует создать новый деловой центр Ростова.
В феврале этого года открылся новый пассажирский терминал в самарском аэропорту «Курумоч», который структуры Вексельберга приобрели в 2011 году. На строительство терминала площадью 42 тысячи кв. м и пропускной способностью 3,5 млн человек в год у инвестора ушло всего полтора года — как раз столько остается сейчас до 2017 года, к которому должны построить авиахаб «Емельяново».
Ян Симонов