Версия для печати

Кольцо всевластия СГК

Новое тепловое кольцо может задушить красноярцев выбросами и тарифом

Тепло и горячая вода в наших домах — это продукт бизнес-деятельности многих компаний. Тут все как на любом рынке: кто-то товар производит, кто-то привозит его в торговые точки, кто-то продает. А горожане покупают. Государство пытается следить за порядком — сдерживать рост цен и контролировать качество. Но часто это приводит к прямо противоположным результатам. Очередной пример — создание схемы теплоснабжения Красноярска, которая больше напоминает попытку монополизировать рынок.

О необходимости менять схему теплоснабжения в Красноярске заговорили еще в 2010 году, когда вышел новый федеральный закон «О теплоснабжении». Он призван систематизировать производство и передачу тепла, обязывает каждый регион разработать схему теплоснабжения (это аналог генплана, только в нем вместо зон застройки, дорог и зеленых территорий — теплоисточники, трубы и насосы) и создать единую теплоснабжающую организацию (ЕТО). Последняя — это что-то вроде гарантирующего поставщика или единого окна, где принимают по всем вопросам о теплоснабжении. Казалось бы, это правильные и логичные меры, но на деле все оказывается иначе.

Схему теплоснабжения в Красноярске стали разрабатывать лишь в 2013 году. По собственной инициативе или по просьбе администрации, об этом история умалчивает, но создание документа оплачивает Сибирская генерирующая компания (СГК).

— Если СГК финансирует разработку Схемы, значит им это нужно, — комментирует генеральный директор КраМЗЭнерго Евгений Пенский.

— Бойтесь данайцев, дары приносящих, — соглашаясь с коллегой, вспоминает поговорку председатель совета директоров Региональной тепловой компании (РТК) Андреей Джиоев.

Чистка рынка

Де-юре СГК оплачивает создание столь необходимой городу схемы исключительно по доброй воле, нарушения закона в этом нет, и в коррупции никого обвинять нельзя. Де-факто же ситуация может оказаться совсем иной. Просто СГК объединяет все три ТЭЦ, работающие в Красноярске. Ее «дочками» являются Красноярская теплотранспортная компания (КТТК), которой принадлежат больше половины всех сетей, и электробойлерные, про которые известно, что тариф у них в два раза выше среднерыночного. Итого, около 80 % городского тепла обеспечивает СГК. Но ведь есть еще 20 %. На эту долю приходятся уже упомянутые компании «КрамзЭнерго» (они отапливают Советский район), РТК (подают тепло в Солнечный), КрасКом, КрасТЭК, ФармЭнерго. Вообще около 30 крупных и не очень котельных, которые, как ни крути, а оттягивают пятую часть денег, которые могла бы заработать СГК. А разработать Схему теплоснабжения «под себя» — отличный способ избавиться от конкурентов.

Итак, имеем задачу, цель которой — стать монополистом на рынке. Дальше все как по учебнику. По условиям у нас есть некоторые сложности, а именно — свободные тепловые мощности на правом берегу Енисея (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2), по большому счету никому не нужные, потому что промышленные объекты здесь позакрывались давно, а город планируют застраивать в другом направлении (ох уж этот генплан!). Но при этом у нас нет свободных мощностей на левобережной ТЭЦ-3, хотя есть потребность отапливать именно левый берег и его перспективные застройки.

remont-trub.jpg

Чтобы решить возникшую задачку в существующих условиях, нужно, во-первых, построить реверсивную трубу, с помощью которой перебросить тепло с правого на левый берег. Разгрузить мощности ТЭЦ-3 и от нее подать тепло в новые микрорайоны. Для красоты и важности назвать все это «тепловым кольцом» и пообещать, что теперь можно будет не отключать горячую воду летом.

Во-вторых, закрыть все «чужие» котельные, поскольку они являются конкурентами, мотивируя это тем, что они дают дорогое тепло и коптят. При этом, правда, сохранив электробойлерные — они тоже дорогие, но «свои» и вырабатывают много тепла, без них мощностей ТЭЦ, особенно в пиковые нагрузки, может не хватить.

Ну и, в-третьих, вместе с городскими котельными закрыть загородные, потому что они могут «дотянуться» до территорий перспективной застройки. А сие закрытие объяснить высоким тарифом этих котельных.

Допускаем, что логика у СГК совершенно иная. Но со стороны все складывается именно в такую картину и в конечном итоге приведет к росту тарифов и ненадежности системы в целом.

Дорогая экономия

— Логика понятная, — объясняет руководитель РТК Андрей Джиоев, — монопольное положение на рынке позволит манипулировать ценами.

Получив возможность управлять тарифами, вряд ли СГК будет стараться их сдерживать. Скорее наоборот. Например, если бы сейчас жители Солнечного получали тепло напрямую от РТК, минуя трубу КрасКома, то платили бы в 1,5 раза меньше. Джиоев готов построить трубу для жителей Солнечного и Солонцов–2, сохранив для потребителей сегодняшний тариф, но вместо поддержки администрации получает отказ в согласовании проекта. Более того, по новой схеме теплоснабжения Солнечный будет отапливать СГК.

Сибирская генерирующая компания оценивает свои затраты на «захват» Солнечного и Солонцов–2 в 1,7 млрд рублей, хотя независимые специалисты говорят о серьезных скрытых расходах — помимо строительства реверсивной трассы и реконструкции прилегающей сети, ремонт самой старой в городе ТЭЦ–1, вывоз золы (ресурсы собственного золоотвала уже исчерпаны), экологические мероприятия и много чего еще. Итого 10 млрд рублей. А труба РТК обойдется в 2 млрд. Вот и разница. Логично, что инвестиционные вложения в конечном итоге скажутся на цене для населения.

Помимо тарифов, которые оплачивает конечный потребитель (читай «жители города»), значительные суммы выделяются и в качестве субсидий из бюджета. По большому счету, это тоже деньги населения, только собранные в другом кармане.

— Схема теплоснабжения разрабатывается в том числе для того, чтобы сократить бюджетные расходы, — рассуждает генеральный директор КраМЗЭнерго Евгений Пенский. — Потребители должны подключаться к наиболее дешевым источникам. Логичная идея. Но почему-то в эксплуатации СГК есть электробойлерные, и сегодня они не закрыты, хотя недогружены ТЭЦ. При этом тепло нашей котельной конечным потребителям на сегодняшний день обходится дешевле, чем тепло КТТК. И мы единственный источник, который подает горячую воду круглогодично, не отключая ее летом.

Несмотря на это, к 2016 году, по планам разработчиков схемы теплоснабжения, всех пользователей котельной Пенского также планируется переподключить на СГК. Впрочем, угроз для бизнеса руководство КраМЗЭнерго пока не видит:

— Потребители не обязаны заключать договор с ЕТО после ее создания. У меня останется право прийти в город и спросить, на основании чего происходит замещение мощностей КраМЗЭнерго, если у нас тепло дешевле и качественнее? Это кому нужно? Городу? Населению? Или это нужно бизнесу СГК?

Экологичное прикрытие

Теплогенерация — это не только дорогой, но и очень вредный процесс. Половина всех выбросов от стационарных источников приходится как раз на ТЭЦ, они даже злополучный КрАЗ опережают. Отопление города может стать менее опасным для экологии только одним способом — если производство тепла будет максимально вынесено за пределы города. План СГК предполагает обратное. Да, убрать мелкие котельные в черте Красноярска — это разумный шаг, но попытку закрыть котельные, расположенные за городом, нельзя объяснить борьбой за чистоту воздуха. Это в чистом виде борьба за свой карман.

dymiztruby590.JPG

— Не существует котельных или ТЭЦ, которые имели бы полезные выбросы, они все вредные, — комментирует Андрей Джиоев. — ТЭЦ–1 и 2 находятся в черте города, выбросы летят прямо на головы людей, а наша котельная находится в 11 километрах от Красноярска, КраМЗЭнерго — на границе города в промышленной зоне, вред от них несоизмеримо меньше.

Схема без страховки

Пожалуй, главная угроза монополизации системы теплоснабжения — это отсутствие надежности. В энергетике везде должно быть дублирование, уверен Евгений Пенский.

— Года три назад, когда затянулся ремонт на ТЭЦ–3, нас попросили обеспечить горячее водоснабжение Северного, — продолжает генеральный директор КраМЗЭнерго. — Мы буквально за день просчитали схему и подали горячую воду. Если сегодня, загружая ТЭЦ-3, исключить любой дополнительный источник, значит не будет резерва. Я не люблю монополию и выступаю за то, чтобы все эффективные и экологически безопасные теплоисточники развивались. Работы всем хватит.

Наивно было бы ожидать, что, взяв на себя инициативу по разработке схемы теплоснабжения города, СГК будет учитывать чьи-то интересы, кроме своих собственных. Но поскольку это схема снабжения города, неплохо было бы обратить внимание и на интересы красноярцев, а о них разработчики, похоже, вообще не задумывались. Если администрация согласует новую схему, то через два-три года жителей Красноярска задушит тепловое кольцо СГК.

Что делать? Не молчать. Схема опубликована на сайте, в нее можно внести предложения. Кроме того, разработчики обязаны провести общественные слушания, а власти города и края, надеемся, услышат мнения красноярцев, главное — его высказать.

Анастасия Дьяконова


Сейчас на главной