Версия для печати

Кризис – переломный момент прошел?

Главное отличие нынешнего кризиса, изначально начавшегося на мировом финансовом фондовом рынке, – он чем-то напоминает «тюльпановый» кризис XVI-XVII веков. Тогда тоже был перекос реальной стоимости товара, но его цена поддерживалась спросом на рынке.

Согласитесь, фондовые рынки по своей сути носят спекулятивный характер, так как многие ценные бумаги компаний не отражают своей реальной стоимости. Они или завышены сверх меры, или занижены, так как не пользуются популярностью у покупателей (которые порой ожидают, когда цена на данные акции упадет). Кстати, многих участников бирж именуют… игроками. Поэтому когда в сентябре фондовые рынки начало лихорадить, то эти самые игроки стали сбрасывать свои активы и все основные биржи испытали беспрецедентное падение котировок от 30% (ЮАР) до 68% (Россия). А вслед за кризисом доверия финансовых институтов разразился кризис экономический.

Удивительно другое, что этот кризис не наступил у нас в стране значительно раньше. Так как из всех экономических кризисов, которые затронули Россию в последние десятилетия – этот самый предсказуемый. Нельзя было строить всю экономику государства только на экспорте сырьевых ресурсов. Нужно было развивать свою промышленность, заниматься переработкой полезных ископаемых, перестраивать легкую промышленность и многое другое. В общем, это кризис в России все равно наступил бы рано или поздно.

НАМ ЛИ БЫТЬ В ПЕЧАЛИ

Конечно, нынешний кризис наш народ встретил спокойно. Это не начало 1990-х, когда с полок магазинов исчезли все товары, или конец 1990-х, когда рубль в течение нескольких дней обесценился буквально до копейки. Понятно, что в 1991 году передел собственности был масштабный и кризис глобальный. Но страна выстояла, прошли годы и все более-менее утряслось. Тяжелее пережили кризис 1998 года, но снова выстояли. В очередной раз поверив тем, кто был у власти…

В последние годы люди стали больше ездить за рубеж и не отказались от своих привычек в 2009 году. Каково же было удивление, отправившихся в вояж на новогодние каникулы в европейские или азиатские страны – никаких глобальных потрясений, как нам ежедневно вещают с экранов TV, там не наблюдается! Ну закрываются где-то предприятия или банки, но в рыночных условиях это бывает в любой стране и в любое время. Сейчас за рубежом наоборот отмечается некоторое улучшение жизни простых обывателей: снижаются цены на бензин, частыми стали распродажи товаров, падает стоимость жилья, кредиты в банках предлагают под низкие проценты. У нас же все по-другому.

Кстати, этот кризис начался в развитых странах еще в 2007 году. Уже тогда крупным отечественным компаниям и холдингам надо было приостановиться в своих стремлениях «прикупить» как можно больше капитала в зарубежных странах, приостановить свое желание «поглотить» какие-то компании. В этих желаниях российские банкиры помочь никак не могли – размеры нашей банковской системы минимальны, что не позволяет ей адекватно отвечать потребностям крупных холдингов. Да и не принято у нас раздавать длинные кредиты. Короткие – пожалуйста! Сами, кстати, тоже пользовались данной схемой, только брали кредиты в зарубежных банках, где проценты намного меньше, чем в отечественных…

kef-2 В итоге, Россия, расплатившись по кредитам Всемирного банка, из-за своих бывших олигархов (нахватавших кредитов под залог существующих предприятий), оказалась в интересной ситуации. Поэтому все прекрасно понимают, что она будет помогать своим крупным компания бюджетными или другими финансами. По предварительным подсчетам экономистов, в 2009 году из страны должно уйти около 150 млрд долларов США – столько должны российские банки и компании зарубежным банкам. Эта та сумма, которую удалось скопить нашим бизнесменам, банкам и населению в валютном эквиваленте с сентября 2008 года.

Осень в России была увлекательной, когда компании реально столкнулись с обесцениванием собственных акций на фондовых биржах. Многие экономисты и политологи винят в этом премьер-министра Владимира Путина. Ведь российский фондовый рынок рухнул после его критических высказываний о деятельности ОАО «Мечел» относительно цен на коксующийся уголь и принятия решения начать глобальную правительственную проверку всех активов компании. В результате акции ОАО упали на 45,6%, а острый вопрос за контроль над ТНК-ВР отпал сам собой. Инвесторы стали покидать российский рынок… на всякий случай. За четыре последних месяца страну покинуло 130 млрд долларов США. Потеря инвесторов ощутимая.

Затем мы наблюдали метания родного правительства, пытавшегося спасти биржу и экономику. Нам последние года четыре докладывали, как успешно растет золотовалютный запас страны, увеличивается стабилизационный фонд (был третим в мире по размерам), возрастает профицит бюджета. Но со Стабфондом поступили не так, как предлагали многие хозяйственники – пустить деньги в экономику страны, на развитие общероссийской инфраструктуры, строительство жилья и крупных инвестпроектов. Их положили в кубышку под проценты в иностранные банки. Они там и пролежали тихо мирно, причем в последнее время не совсем удачно в банке Великобритании. (Это когда фунт резко покатился вниз). В общем, по-настоящему от этих денег наше государство не выиграло.

В сентябре-октябре 2008 года правительство стало копировать действия правительств развитых стран. Сначала выдали помощь банкам, которые скоренько закупили валюту (с учетом выросшего курса доллара и евро эти деньги не пропали). Затем кинулись спасать рынок ценных бумаг, что совершенно бесперспективно. Как можно спасти падение курса акций и котировок? В итоге на биржах РТС и ММВБ пропало около 2 млрд долларов США. Эти деньги ушли безвозвратно! А дальше помощь вообще носила какой-то панический характер – то банкирам, то олигархам. Как заметил на VI Красноярском экономическом форуме (КЭФ-VI) директор по макроэкономическим исследованиям Государственного университета Высшей школы экономики Сергей Алексашенко, в среднем правительство РФ всем вместе взятым выделило финансовую помощь в размере одного российского бюджета!

Наша экономика попала в состояние спада. В конце 2008 года федеральный бюджет уже исполнился с большим дефицитом. В экономике наступила то ли депрессия, то ли рецессия, но эта тенденция, по мнению ряда экспертов, обещает затянуться как минимум года на два.

ВСЕМ МИРОМ

Кто бы нам не заявлял с высоких трибун, что ситуация в экономике выглядит достаточно неплохо, а инфляция в 15% была прогнозируемой, «пересидеть зиму» не удастся никому. Мы несем потери во всем, и это отражается на государственном бюджете. Только в 2008 году из-за налоговых послаблений нефтегазового сектора в казну не поступило 6,5 млрд долларов США. В этом году сумма должна увеличиться.

Кризис глобальный, поэтому может стать затяжным. Хоть и считается, что китайская экономика лучше всех его переживет, это не совсем так. За два первых месяца 2009 года, по словам президента института Энергетической политики Владимира Милова, в Поднебесной в среднем на 40% произошло сокращение производства. Причина в том, что китайская экономика тесно связана с американской, а янки перестали активно потреблять их дешевые товары. Падение спроса отразилось на их фондовым рынке, который упал на 66%. (В США, кстати, рынок просел всего на 31%).

Кстати, китайская экономика (как и во всех азиатских странах) основана на малом бизнесе (60%), которому легче всего перестроиться под меняющиеся условия рынка. Поэтому Южная Азия выйдет из кризиса с минимальными потерями. Нашим компаниям-гигантам будет труднее, так как восстановление их прежних позиций зависит от банковского кредитования, доступ к которому в ближайшие 2-5 лет будет затруднен.

Впрочем, как сказал министр финансов правительства Красноярского края Михаил Котюков, дать сейчас точные прогнозы не в состоянии никто – все стремительно меняется день ото дня и они быстро устаревают.

Но курс доллара будет повышаться. Слабость рубля – в отсутствии отечественной экономики. И потом, рост валюты позволяет хоть как-то компенсировать снижение добычи и налоговых отчислений в бюджет. Правда, удешевление рубля сделает импорт дороже. Но с учетом падения спроса на сырье, импорт нужно сократить вдвое, чтобы оставить денежные массы в стране. По данным Росстата, внешнеторговый оборот России в январе 2009 года составил всего 25,7 млрд долларов США, что на 46,6% ниже уровня января 2008 года. Так что – все идет по плану.

kef-4 И хотя помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что в 2009 году инфляция ожидается в пределах 15%, ситуация может измениться в сторону роста. Если власти будут опираться только на девальвацию, то рубль в нынешнем году, по сравнению с осенью 2008 года, значительно подешевеет. Он будет зависеть от цен на нефть.

Как отметил на КЭФ-VI заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков, на форуме властям удалось подключить общество к диалогу по ключевым проблемам выхода из сложившейся ситуации. В процессе обсуждения пришли к общему мнению – возврата к прошлому нет, но двигаться дальше нужно.

Подводя итог КЭФ, управляющий директор группы компаний «Тройка-диалог» Андрей Шаронов вывел три главных урока «мозгового штурма» в Красноярске: «В обществе есть понимание, что для вывода из кризиса необходимо использовать широкий набор инструментов, а не просто раздавать бюджетные деньги. Необходима существенная коррекция социальной политики, которые потребуют жесткой политической воли, но выход из кризиса возможен только при поддержке общества».

ВРЕМЯ СТРОИТЬ

Сегодня экономический кризис уже вышел на финишную прямую, так что политики и бизнесмены гадают, чем в конечном итоге он обернется для каждого из них. На КЭФ-VI только об этом и говорили. В одном было полное единодушие – нельзя ориентировать всю экономику на ресурсный потенциал страны. Помнится, последнее четыре года губернатор Красноярского края Александр Хлопонин (как и все в руководстве страны) не раз твердил: «В ближайшее десятилетие мы полностью будем зависеть от сырьевых ресурсов. Перспектива развития экономики – нефть, газ, металлы, древесина».

Когда в июле 2008 года цены на нефть достигли своего максимального уровня (145 долларов США за баррель), наши власти радовались, а когда они упали осенью до 45 долларов – призадумались. Тем более, что экспорт к концу года сократился на треть. Промышленное производство России, хоть и небольшое, сократилось на 10%, а железнодорожные грузовые перевозки – на 30%.

Кризис показал, насколько велика зависимость нашей экономики от экспорта сырьевых ресурсов. Если ситуацию не изменить, то страна так и будет потреблять товары, произведенные за рубежом на нашем же сырье. И мы будем возвращать часть заработанных средств обратно в экономику стран-импортеров.

Не понятно, на чем базировались заявления американского экономиста Алана Гринспина в 2004 году, что цены на нефть будут высокими всегда. Отчего же тогда ее добыча год от года остается на прежнем уровне и даже снижается? Не просто ведь страны ОПЕК ограничивают добычу нефти, запасов которых предостаточно. Ясно одно, что в ближайшие годы российская экономика сменит свою установку на ресурсный потенциал, но на что именно, пока никто не берется прогнозировать. До инноваций и нанотехнологий нам еще расти и расти, перестраивая систему образования.

Что же касается пути выхода из сложившегося кризиса, российские бизнесмены предлагали представителям руководства страны различные решения, обосновывая ту или иную точку зрения. Чтобы удержать экономику на плаву, например, предлагали снизить цены на сырьевые ресурсы в 2-4 раза, сделать налоговые послабления бизнесу, снизить таможенные пошлины на экспорт (на импорт увеличить), развивать инфраструктуру, строить жилье, продолжить строительство инвестиционных проектов, перестроить систему работы с регионами, реформировать образование, развивать туризм, реформировать базовые политико-экономические институты и т.д. Только сельское хозяйство осталось без внимания. Наверное мало кто знает, что экспорт российского зерна год от года возрастает.

Полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин видит выход из кризиса в трех масштабных задачах: «Первая – провести глобальную модернизацию промышленности и не только в сырьевой отрасли. Вторая задача – создать такую структуру российской экономики, чтобы значительно повысилась производительности труда. А для этого надо модернизировать производство, организовывать рабочие места с высокотехнологичным оборудованием. И третья задача – развитие отечественного бизнеса для имортозамещения на российском рынке. При этом необходимо учитывать принцип цена-качество, так как люди уже привыкли к качественным импортным товарам и не захотят приобретать их сомнительный заменитель».

Аркадий Дворкович заявил, что следует заняться сменой элиты госаппарата страны: «Сейчас необходимо говорить обществу правду. Раскрыть карты, рассказать, что реально происходит в экономике, какова реальная ситуация и получить обратную связь от людей через СМИ или общественные институты. Должна произойти смена элит, должны прийти новые элиты, более открытые для общества. И это может стать серьезным фактором роста российской экономики».

По мнению заместителя министра экономического развития РФ Станислава Воскресенского, первой из глобального экономического кризиса выйдет та страна, которая разберется с плохими долгами. Он считает, что создание банка «плохих долгов» на базе АСВ (ASV) с привлечением частного капитала, при котором государство дает кредитное плечо, весьма актуально: «Та страна, которая скорее разберется с «плохими долгами» и выйдет первой из кризиса. Нужно определить механизм торговли за плохие долги между частными или государственными банками, с одной стороны, и частными инвесторами, с другой».

Подводя итог форуму, Сергей Алексашенко сообщил, что в будущем никаких взрывных событий в глобальном кризисе не произойдет, и никто никаких гениальных решений не примет: «Проблем в экономике каждой страны скопилось предостаточно, так что решать их будут долго и последовательно».

Долго так долго, лишь бы этот кризис не закончился, как Великая депрессия 1929 года – мировой войной. А все остальное для нас – не впервой!


Сейчас на главной