Кудрин и судьбы российской демократии
Через три года эстафетную палочку либерализма подхватил вице-премьер Правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин. В своем докладе уже на нынешнем форуме он вспомнил про четыре «И», недвусмысленно продемонстрировав идейную близость к главе государства. Неслучайно некоторые наблюдатели расценили речь Кудрина, как пробный старт кампании по перевыборам Дмитрия Медведева на второй президентский срок. Основания для таких умозаключений у них были, поскольку министр финансов неожиданно для многих вдруг обратился к непрофильной для него теме выборов.
БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ
«Вопросы, связанные с посткризисной экономической политикой, будут решаться в период, когда нам предстоят парламентские выборы. А в следующем году нас ожидают президентские выборы, — подчеркнул Алексей Кудрин. — Очень важно, чтобы общество осознало, что эти выборы пройдут как тест, как смотр тех дел, которые осуществляет власть. Чтобы выборы были справедливыми и честными, чтобы на этих выборах были представлены все ведущие политические силы общества. Только это даст тот мандат, который необходим для проведения реформ. Если сложится недоверие, то и наши задачи не будут выполнены в полной мере».
Слова вице-премьера вызвали неожиданно сильную реакцию у «Единой России».
«Если господин Кудрин, говоря о необходимости справедливых и честных выборов, акцентирует внимание на подготовке к предстоящим политическим кампаниям — то это, безусловно, правильно. Если же Кудрин пытается таким образом косвенно выразить сомнение в действии нынешнего мандата власти для проведения необходимых экономических преобразований, то это вызывает недоумение», — заявил секретарь Президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов.
Доклад Кудрина прозвучал в прошедшую пятницу, а критиковать его «медведи» принялись на следующий день в субботу. Складывается впечатление, что верхушка партии власти была знакома с кудринскими тезисами заранее и успела подготовить ответный удар. Именно этим можно объяснить неожиданный отказ федеральной делегации «Единой России» от приезда в Красноярск. Официальная версия о том, что якобы было принято решение вместо форума послать влиятельных «медведей» в регионы, где сейчас идут избирательные кампании, выглядит очень неубедительно. Зато нежелание представителей путинской партии присутствовать на неофициальном старте второй президентской кампании Медведева политически вполне понятно и объяснимо.
При этом сама дуэль между Кудриным и «единороссами» пока выглядит бурей в стакане воды. В сложившейся политической системе даже «честные и справедливые» выборы мало что изменят, потому что нынешние парламентские партии (судя по явке на последних выборах) в лучшем случае отражают интересы всего лишь половины населения нашей страны. Каким богам молится другая половина, обходящая в последние годы избирательные урны стороной, можно только догадываться.
Нынешняя номенклатура может потерять власть только в случае, если на политической сцене вдруг появятся совершенно новые силы. Например, некая «Русская партия» или некий «Исламский альянс», которые не будут зависеть от кремлевских кукловодов, и у которых найдется достаточно ресурсов для работы по всей стране. В этот сценарий, правда, верится с трудом. В нынешней ситуации такие партии не то что создать, а даже зарегистрировать в Минюсте будет практически невозможно. Хотя их отсутствие в официальном правовом и политическом поле вовсе не означает, что у этих гипотетических партий нет своей социальной базы. Декабрьские события в Москве наглядно доказали, что на молодежный бунт у нас юридического разрешения не спрашивают. То же продемонстрировало и нынешнее «цунами» в арабском мире.
Начало 2011 года показало, что даже самые прочные авторитарные режимы не застрахованы от быстрого краха. В этом контексте тезисы Кудрина можно расценить также как попытку превентивного ремонта нынешней модели политической системы. Это позволило бы направить протестные настроения в приемлемое для правящего класса русло. Но способна ли нынешняя номенклатура в принципе на подобное переформатирование? Нынешний предвыборный год должен дать ответ на этот ключевой вопрос.
ЧЕЧЕУЛГЕЙТ
Бодро проходят муниципальные избирательные кампании в Эвенкии и в Канском районе. В этих муниципальных образованиях 13 марта состоятся самые серьезные в Красноярском крае выборы. Живость им придали неудачные действия оппозиции. Сначала оглушительно провалились коммунисты — в избирательных бюллетенях их не будет. Избиркомы не дали им визу на участие в выборах из-за отсутствия решения о регистрации местных отделений КПРФ.
Согласно последней версии краевого закона о выборах, этого хватает для отказа в регистрации. Удивительно, что об этом не знали юристы компартии, ведь закон читали и депутаты из фракции КПРФ в ЗС. Конечно, по привычке начинаешь искать неких врагов, которые подставили коммунистов, однако красноречивее других о том, что это собственный промах оппозиционеров, говорит факт стыдливого отсутствия каких-либо комментариев на эту тему со стороны руководства крайкома КПРФ.
Зато «Союз коммунистов» молчать не стал. «Выбытие КПРФ с предвыборной гонки кардинально подрывает позиции партии в районе. А на выборах депутатов Эвенкийского райсовета компартия даже не смогла выдвинуть своего избирательного списка. Провалы краевого отделения КПРФ на муниципальных выборах свидетельствуют о существенном снижении кадрового потенциала краевого отделения», — говорится в заявлении пресс-службы «СК».
Вслед за коммунистами «отличились» эсэры. 18 февраля в поселке Чечеул за распространение листовки без выходных данных были задержаны четверо агитаторов «Справедливой России». Сам по себе довольно редкий случай, когда за руку ловят посланцев черных политтехнологов. Он был омрачен для партии Сергея Миронова еще тем фактом, что одновременно с «чернухой» ребята засовывали в почтовые ящики чечеульцев листовки, официально оплаченные со счета «Справедливой России». Одно с другим складывается легко, поэтому агитаторы «раскололись» сразу. Причем, официальный продукт по своему содержанию оказался гораздо любопытнее обыкновенной «чернухи», содержащейся в анонимной листовке. Пропагандисты «СР» решили воспользоваться заявлением «Союза коммунистов» по поводу выборов в Канском районе, где звучал призыв голосовать «за тех кандидатов, кто выступает за построение справедливого общества, за интересы трудового народа». Ловкие технологи присовокупили к этому тексту фамилии кандидатов «Справедливой России», дабы у избирателей создалось впечатление, что «СК» имел в виду именно «эсэров», а ни кого-то другого.
Лидеры «Союза коммунистов» отреагировали на подтасовку весьма резко. Владислав Юрчик опроверг все слухи по поводу его присоединения в предвыборной гонке к партии «Справедливая Россия». А депутат городского Совета Красноярска Андрей Селезнев в общении с автором этих строк заявил, что был поражен «весьма странным подбором кандидатов под нашим обращением: выбирайте тех, кто за справедливость и… получите генеральных директоров и просто директоров частных фирм!».
Чечеулгейт наверняка еще получит свое продолжение, но заметим, что «Союз коммунистов» (как альтернативная левая организация) становится в последние недели чуть ли не главным ньюсмейкером в политической жизни региона. При этом их прямые соперники в борьбе за левый электорат продолжают нести потери.
На прошлой неделе заявление о выходе из КПРФ написал известный левый активист Роман Бурлак. В свое время он прославился тем, что забросал куриными яйцами министра образования Андрея Фурсенко, участвовал в голодовках и перекрытиях дорог, а также как автор знаменитого предвыборного слогана КПРФ на выборах в Заксобрание 2007 года: «Лучше красный, чем голубой!» Впоследствии креатив Бурлака был тиражирован на федеральном уровне в избирательной кампании коммунистов в Госдуму.
«Процесс деградации партии уже неизбежен, — объяснил мотивы своего шага Бурлак. — По сути, когда мы говорим КПРФ, мы видим просто политический бренд. Есть группа в руководстве ЦК партии, которая использует этот бренд для удачного бизнеса — продажи проходных мест в списках компартии для богатых людей. Рядовые же коммунисты оказываются на положении бесплатной рабочей силы, вынужденные работать на то, чтобы во власть проходили представители мелкой и крупной буржуазии. Я не хочу участвовать в этом обмане честных людей, верящих в идеалы справедливости».
Что ж, если такое политическое веселье мы наблюдаем уже сейчас, то даже трудно представить, что ждет нас через полгода.