Митинговое предупреждение
В БОРЬБЕ ЗА КОШЕЛЕК
Несмотря на традиционные попытки левой оппозиции прислониться к этим акциям протеста, их причины лежат исключительно в экономической плоскости. Как, впрочем, и большинство других настоящих (не ритуальных) акций протеста, которые проходили в Красноярском крае в последние годы. Достаточно вспомнить голодовки экс-сотрудников обанкротившейся «Красэйр», митинги обманутых дольщиков и флэшмобы красноярских автомобилистов. Политики и высоких идеалов в них не было, одна лишь земная забота о своих кровных интересах. Можно сказать, что подтверждается мысль одного из идеологов хиппи Эбби Хоффмана, утверждавшего в 1960-е годы: «Идеология — это болезнь мозга».
Идеология ушла, но остались вечные экономические интересы.
«Чтобы человек сегодня вышел на акцию протеста — необходимо нечто большее, чем очередной политический лозунг. Последние годы четко выявили, что самое больное место у протестующих красноярцев — их кошелек. Когда человек теряет свои кровные, будь это хоть сотрудники обанкротившейся компании, хоть обманутые дольщики, то в этом случае митинги наполняются конкретным живым содержанием, — полагает политолог Андрей Копытов. — Именно поэтому формат митингов становится все менее популярным у партий, которые привыкли больше работать на демагогии и популизме».
Правда, экономика имеет обыкновение в «военное время» конвертироваться в голоса, отданные (или не отданные) за конкретные политические партии. Именно поэтому за год до выборов в Госдуму эта протестная активность должна стать очень тревожным звоночком и для партии власти и для руководства региона. Особенно должен напрячь в этом смысле митинг главного электоральной группы поддержки «медведей»: бюджетников. Основным требованием учителей, врачей, работники культурны и дошкольных учреждений стало банальное повышение зарплаты. По условиям соглашения по регулированию социально-трудовых отношений в бюджетной сфере региона на 2010 год, заключенного между профсоюзами и краевым правительством, зарплата бюджетников должна была быть проиндексирована 1 декабря. Похоже, этого не случится.
«Повышение зарплаты бюджетников — одна из приоритетных задач для правительства Красноярского края. И мы прикладываем большие усилия, чтобы зарплата бюджетников была достойной. Но, к сожалению, те дополнительные доходы, которые были получены в этом году, пошли на покрытие заимствований. Ряд новых обстоятельств не позволяет нам принять другие решения, кроме тех, что заданы на федеральном уровне. То есть, увеличение зарплаты на 6,5% произойдет с 1 июня 2011 года», — заявил вице-премьер правительства края Андрей Гнездилов.
О чем это говорит? Об очень простой и не слишком радостной для власти и общества вещи — у нас на самом деле практически не остается резервов для «улучшения материального благосостояния трудящихся», как говорили в советскую эпоху. Можно назвать нынешнюю экономическую ситуацию посткризисной «отрыжкой», однако вряд ли эти ссылки на объективные причины и призывы «жить по средствам» могут быть признаны эффективными аргументами, способными поддерживать необходимый власти уровень лояльности.
СТРАННАЯ УЯРСКАЯ ИСТОРИЯ
Если причины, приведшие к митингу бюджетников, хотя бы понятны, то история с грядущим закрытием Уярского нефтеналивного терминала (УНТ) явственно попахивает абсурдом. Руководство УНТ получило официальное письмо от компании «Транснефть», в котором говорится о прекращении поставок топлива через Уяр с 1 января 2011 года в связи с переводом перевалки нефти из Красноярского края на нефтеналивную станцию «Мегет» Иркутской области. Это фактически означает закрытие градообразующего предприятия, дающего в бюджет Уярского района около 250 миллионов рублей (15%). Более 500 сотрудников УНТ уже получили уведомления о грядущем сокращении.
Ситуация вокруг закрытия Уярского терминала выглядит очень странной. Самый высокотехнологичный в России, автоматизированный комплекс по наливу нефти был пущен в строй в 2006 году. Восстановление Уярской нефтеналивной станции, которая была законсервирована еще в 1982 году, стало возможно благодаря возросшему в нулевые годы экспорту энергоносителей в Китай. Проект был одобрен Владимиром Путиным в 2005 году. Генеральным заказчиком и инвестором проекта выступила группа компаний ЕСН. Он обошелся ей в 1 миллиард 690 миллионов рублей. Роль генерального подрядчика взяла на себя компания «Российские железные дороги». На торжественное открытие терминала приехали тогдашний губернатор края Александр Хлопонин и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
«Этот пункт налива создавался потому, что РЖД не хватало мощностей для обеспечения экспортных поставок «Роснефти». И я не предвижу в ближайшее время никаких тенденций к сокращению перевозок», — лучился оптимизмом в 2006 году главный железнодорожник страны.
Радость была и на лице губернатора: «В Уяре реализован важный для региональной и государственной экономики инфраструктурный проект. Созданы новые рабочие места, значительно увеличились налоговые поступления. Я считаю, что база должна развиваться. Мы будем вести переговоры с инвесторами о строительстве здесь нефтеперерабатывающего завода».
Однако, прошло всего четыре года и «важный инфраструктурный проект» оказался не нужен. Руководитель Уярского нефтеналивного терминала Игорь Воронин публично обратился к руководству РЖД с просьбой повлиять на «Транснефть» и не прекращать поставки топлива. Ситуацией озаботились и краевые парламентарии.
«Этому решению трудно найти разумное объяснение. Компании с государственным участием оказывается ненужным один из самых современных нефтеналивных комплексов страны. На улицу будут отправлены сотни людей, а город лиштся главного налогоплательщика. В советское время такие действия назывались вредительством и за них ставили к стенке. Мы обязательно подымем этот вопрос на ближайшей сессии краевого парламента и потребуем от правительства сделать все, чтобы не дать осуществиться этим планам. Думаю, наш губернатор Лев Кузнецов обязан бить во все колокола, стучаться в федеральное правительство, делать все возможное, чтобы «Транснефть» пересмотрела это решение», — заявляет заместитель председателя комитета по экономической политике ЗС Красноярского края, коммунист Всеволод Севастьянов.
Интересная информация прозвучала из уст министра промышленности и энергетики краевого правительства Дениса Пашкова, который был вынужден в минувший четверг провести специальный брифинг и рассказать о ситуации вокруг УНТ. По его словам, проект Уярского нефтеналивного терминала изначально рассчитывался на ограниченный срок эксплуатации (с 2006 по 2009 год), до ввода в действие нефтепровода «ВСТО». То есть получается, что 1,69 миллиарда рублей было вбухано на создание терминала, который планировалось через несколько лет закрыть!? Воистину мы живем в удивительной стране, которая настолько счастлива и богата, что не считает денег…
«В настоящее время мы ведем переговоры с представителями компаний «Роснефть», «Транснефть» и Федеральной службой по тарифам по поводу применения исключительных ставок тарифов на транспортировку нефти. Если эти тарифы останутся на прежнем уровне, то объемы, которые проходят через нефтеналивной терминал (порядка 8-9 млн тонн в год), будут сохранены», — попытался успокоить общественность Пашков.
Но, конечно же, не успокоил. Опять же вспомнили о проекте строительства НПЗ. Но кто в нынешних условиях захочет инвестировать в эту затею более миллиарда долларов?
В Уяре 19 ноября прошел митинг, на котором около одной тысячи возмущенных сотрудников УНТ обратились к премьер-министру Владимиру Путину с требованием не допустить остановку предприятия и работу смежников, обслуживающих нефтеналивной пункт на железнодорожной станции. Да, только Владимиру Владимировичу под силу «разрулить» ситуацию в стране вечных конфликтов «а ля Пикалево». В стране, которую «умом не понять» нельзя было ни в век Тютчева, ни в наши дни…