«Мы не выбираем, где родиться, но от нас зависит, кем мы станем»
Олеся Капустина о том, как школьнице из маленькой деревни можно переехать на “студенческий остров”
«Сами мы не местные» - во Владивостоке! Здесь по всему огромному острову Русский раскинулся кампус Дальневосточного Федерального Университета (ДВФУ). Это, пожалуй, единственный в России вуз на острове. Или, как его называют, “студенческий остров”. Всего здесь находятся 11 институтов в составе ДВФУ, но наша дорога знаний сразу же ведет к корпусу, где размещены лаборатории.
В светлом и чистом помещении с невероятным количеством пробирок нас встречает компания молодых людей. Все в халатах. Понять, кто именно из них — наша героиня Олеся Капустина — можно по скромной улыбке. А еще по восклицаниям парней из-за стола:
− Вы к Олесе? О, она у нас гений!
− Гений? Почему?
− Сейчас сами поймете!
Откуда приехал
Поселок Хинганск,
Еврейская Автономная область
Куда поступил
Дальневосточный Федеральный Университет (ДВФУ)
Вежливо уточняем у Олеси, нужны ли нам на съёмках ее «поклонники», вместе решаем, что ребята могут сбить настрой чрезмерной похвалой, и отправляем их погулять. Теперь вся лаборатория принадлежит Олесе. Это, кстати, комфортный для нее случай – она часто работает здесь допоздна в одиночестве.
− Почему парни сказали, что ты гений?
− Не знаю, наверное, пошутили. А вообще, скорее всего, просто потому, что я старше и в лаборатории знаю чуть больше, много им подсказывала, вот и всё. У нас тут вообще дружно и принято помогать. Мне помогали тоже, теперь я считаю своим долгом учить новых студентов.
Олеся учится на 3 курсе Института наукоемких технологий и передовых материалов ДВФУ Говорит, что в лаборатории работает относительно недавно, но уже трудится над важными не столько даже учебными, сколько практическими, медицинскими задачами. Олеся изучает, как можно доставлять токсичные вещества, которыми лечат онкобольных, в гораздо меньших дозах и целенаправленно – к области раковой опухоли.
Для этого она и её коллеги собирают органический и неорганический материал, изучают свойства, проводят тесты. Всё это сложно, поэтому просто поверим на слово Олесе, что, если она и не на пороге нового открытия, то, как минимум, точно приносит реальную пользу в своем деле уже сейчас.
Любопытно, но научный руководитель Олеси Евгений Константинович Папынов тоже скромно отрицает, что является для ребят кумиром и примером для подражания. Евгений называет свое наставничество “простой работой”. Спрашиваем: видит ли научный сотрудник вуза в студентах из деревни что-то особенное? Отличаются ли они от городских абитуриентов? Евгений Константинович, как настоящий ученый, говорит, что такое исследование нужно проводить с командой социологов по всей стране, но сам лично он думает, что дело в другом.
− Я считаю, что неважно, откуда студент – из глубинки или из города. Есть ключевой критерий, на мой взгляд, который определяет успех в учебе – это самомотивация. Когда человек может себя заставить идти к цели, эту цель увидеть. Мы, как старшие, как вуз, создаем условия, чтобы студент это в себе развивал, но большую часть успеха он обеспечивает себе сам. Олеся – это отличный пример такого студента. Она сама пришла в лабораторию, сама сейчас многие вещи придумывает.
− Я всем говорю обычно аббревиатуру “ЕАО” и многие переспрашивают у меня по несколько раз, что же я сказала. Мало кто знает про эти места. А ведь у нас невероятно красиво и уникальная природа. В моем поселке добывали олово, очень много шахт, есть затопленные рудники с водой неземного цвета! Немного жаль, что об этом мало кто знает, поэтому я стараюсь всем, кто интересуется рассказывать побольше.Первый наш в жизни разговор с Олесей мог затянуться на весь день. В гениальности третьекурсницы сомнений уже не осталось, но всё же мы в лаборатории! А значит считаем долгом увидеть химические опыты. И тут случается первое разочарование – вулканов из пены или дым до потолка в лаборатории ДВФУ не делают. По крайней мере — по прихоти приезжих журналистов. Но если с вами увлеченная органикой студентка с прекрасным словарным запасом, вы обречены полюбить химию и без хлопков.
− Я до конца школы не особо думала о химии, все больше тяготела к литературе и русскому. Участвовала в олимпиадах почти всех уровней. Но потом что-то резко во мне поменялось. Думаю, дело в учителе. Химия давалась мне чуть сложнее других предметов, и я решила – это вызов, значит надо сюда. Тем более я хотела получить фундаментальное образование – а это 100% химия.Будучи уже в лаборатории, я поняла, насколько это невероятно – реакция веществ, тонкие и невидимые связи в нашем мире могут творить чудеса, а когда ты видишь обычный белый раствор, но знаешь ЧТО в нем, какие процессы происходят – захватывает дух!
− Как тебе дался переезд из тихого Хинганска в столицу Приморья?Пляж у ДВФУ усыпан галькой, ракушками и высохшими морскими ежами. Олеся собирает здесь органический материал для расходников в лабораторию. Купается редко, ей по душе пробежки вдоль моря. Еще увлекается рисованием и рукоделием: на ее джинсах аккуратно вышит пухлый котик и солнышко. Так будущей ученой, признаётся она, проще справляться с нагрузками – переключаться на работу руками, занятия спортом, чтение художественной литературы.
− Спокойно. Я люблю свою малую родину, но все равно считаю, что нужно двигаться вперед к новым открытиям. Не цепляться за старое. Поэтому все, что происходило со мной с первого курса мне очень нравилось.
− Ну по родному поселку ты скучала?
− Да, а еще скучала по готовке с мамой. Мы очень любили что-нибудь печь. Но я эту традицию перенесла сюда. Теперь угощаю соседей по общежитию, дарю выпечку на дни рождения. Говорят, вкусно.
− А ведь у работы химика в лаборатории и у кондитера на кухне много общего. Изучи, отмерь, перемешай, проследи за временем. Наука!
− Да! Даже борщ нужно готовить, все отмеряя, чтобы добиться идеального вкуса.
− Получается, женщины — химики должны отлично готовить. Надо взять на заметку!
− Расскажи про фильмы и сериалы, какие сейчас смотришь?
− Я больше про книги и пробежки. Лучше расслабляет.
− Слушай, складывается ощущение какой-то идеальной киноистории. Ты умная, талантливая, успешно работаешь в лаборатории, будучи третьекурсницей, читаешь и занимаешься спортом. Пойми меня правильно, но есть же наверняка то, что ты бы назвала проблемой. У тебя есть недостатки?
− Ха, отличный вопрос! Конечно, они есть у всех. Я, например, очень хочу больше знакомиться с новыми люди и общаться. Не только с пробирками. Мои наставники, например, имеют очень много контактов. Это и полезно, и весело, а мне порой сложно дается коммуникация.
В какой-то момент поняла, что мы уже с ней трудимся над какими-то проектами на одном уровне. Учимся друг у друга. Это было невероятно!
Евгения Михайловна Улискова – учитель химии, по совместительству завуч школы.
− Хинганск появился в символический для страны день – 9 мая 1945 года, когда сюда впервые добираются первопроходцы, геологи. Они находят здесь олово. Так появляется наш поселок, в котором до сих пор в каждой семье есть горняк. И несмотря на то, что разработка в Хинганске закрыта, наших специалистов разбирают по всей стране. Мой папа, например, вечно в командировках.Родители Олеси − Татьяна и Виталий — встречают дочь еще на подступах к дому: с поступлением в ДВФУ каждое прибытие Олеси – праздник. Говорят, дома закончилась «движуха», которую вечно создавала бывшая школьница.
− Ой, Олеся участвовала везде и во всем. Мам, а сюда, а вот это. И мы никогда ей ничего не запрещали. Надо? Нашли машину и повезли в райцентр. Надо? Поехали на олимпиаду в другой город, − рассказывает мама Таня.Комната, где выросла Олеся сейчас – то ли музей славы, то ли архив грамот и дипломов. Вырезки из газет, портфолио 11-классницы Капустиной, рисунки (а Олеся отлично рисует) – бережно хранится, и так же, как и родители, с нетерпением ждет возвращения студентки домой. Но заслуги, грамоты, медали и другие артефакты школьной жизни Олеси можно найти по всему дому. В зале, где шкаф-стенка вмещает в себя эту экспозицию, есть еще одно теплое напоминание о дочери.
− Конечно, было сложно. Где-то проблемы с дорогой всплывали, где-то денег нужно было собрать. Но разве можно отказать ребенку, когда тот сам тянется к знаниям?, − добавляет отец Олеси.
− Мама просила меня: Олеся, нам нужен дома камин. Хорошо, давайте рисовать, согласилась я. Я включала музыку из «Гарри Поттера», и понемногу стена превращалась в теплую печь. Но в один момент я поняла, что не могу просто так изобразить огонь. Говорю: мам, нужно разжечь костер. Мама мне отвечает: посмотри на огонь в интернете. Такой расклад меня не устроил, мы все же вечером разожгли костер, и я рисовала с натуры. Лишь немного добавила зеленого цвета, чтобы это был не простой камин, а волшебный, как из моей любимой книги. Так и появился этот очаг в доме, который напоминает маме с папой обо мне, а мне о них.Рисование, литература и русский язык – основные увлечения нынешней студентки-химика в школе. Чтобы понять, как атомы и электроны притянули Олесю к себе, отправляемся в школу – знакомиться с учителем химии и классной руководительницей. В кабинет химии Олеся заходит осторожно. Почему?
− Нас никогда не пускали именно в лаборантскую. Я тут впервые.Евгения Михайловна Улискова – учитель химии, по совместительству завуч школы. Кажется, сама до сих пор в шоке, что Олеся стала химиком.
− Как? Ты ведь химик!
− Так сложилось. Техника безопасности. Зато теперь мне, конечно, всё здесь понятно и знакомо. Особенно после лаборатории ДВФУ! А вот и Евгения Михайловна!
− Олеся была совершенно во всём успешна. Любое направление ей давалось, любое творчество. И до выпускного класса никто и подумать не мог, что Олеся поступит в ДВФУ и будет заниматься фундаментальной химией. Конечно, я помогала Олесе готовиться, но в какой-то момент поняла, что мы уже с ней трудимся над какими-то проектами на одном уровне. Учимся друг у друга. Это было невероятно!И в школьных стенах об Олесе тоже хранится память. В картинах, написанных ей самой. Одну, с оленями, она подарила учительнице химии, другую – репродукцию Шишкина – она оставила директору школы на свой выпускной. Картины висят на стенах, несмотря на то, что их соседи уже не единожды сменились. Олесю в школе всегда ждут. С классным руководителем Олеси Капустиной, кстати, случилась нестандартная история – она “вела” её класс с первого и до последнего году учебы. После 3-го она уже должны была перевестись в другое учебное заведение, но класс ее просто не отпустил. Точнее, вспоминает Олеся, там просто так сложились обстоятельства, но получилось именно так, что дети просто не смогли остаться без своей «мамы». Взамен «классная мама» получила от детей безграничную любовь, о которой вспоминает с тёплой тоской и грустью сейчас, когда все “ребятишки” разлетелись по региону и стране.
− Да, а помните первый урок? Когда вы вышли и показали нам опыт? Мне кажется, я тогда полюбила химию, просто не сразу это поняла, − смеется Олеся.
− Ой, они все время выдумывали. На праздники, на мой день рождения. Один раз, я иду в школу, утром еще темно. Выбегает навстречу ребенок и кричит: «скорее сюда, там дверь в класс заперлась, и мы не можем выйти!». Я бегом-бегом! Прихожу полная темнота, в классе никого… А они как выскочат – кто из-за парт, кто из-за штор. Поздравляем, кричат, с днем рождения! И так все 10 лет я дарила им заботу, они мне любовь.Любовь – это то, что наполняет будто бы весь Хинганск. По крайней мере, таким Олеся показала его нам. Сама студентка, скучая по родине, отчетливо понимает, что ее будущий карьерный путь лежит очень далеко этого места. Она, если получится, постарается сделать родной дом лучше, но сейчас перед ней открыт весь мир. А Хинганск нужен, смеётся девушка, для регулярного восстановления и успокоения.
− Мы сейчас стоим на речке, где я люблю проводить время, чтобы успокоиться и подумать. Вы спрашивали у меня: сложно ли было поступить? Непросто, но реально. Из деревни ты или из города – неважно. Мы не выбираем, где родиться, но зато мы выбираем, кем стать. И поэтому сдать экзамены и поступить в любой вуз – это реально. Просто нужно этого хотеть и работать. Банально, но если это правда принять, понять – получится.