Версия для печати

НОН-СТОП: Любовь волнует кровь…

Поскольку в феврале весь мир празднует «День всех влюбленных», то и в кино это светлое чувство присутствует по полной программе. Большинство фильмов этого месяца, так или иначе «про это»…

Ну, про «Вий» уже все наслушались… Дескать, это и не Гоголь вообще! Что ж, вполне может быть. Авторы взяли нового персонажа, у которого, кстати, есть реальный прототип — военный картограф Гийом Левассер де Боплан, который составил карту от Трансильвании до Московии и оставил нам в наследство описание Украины и историю о том, как он столкнулся с казаками в Малороссии. Он называл их пиратами сухопутными. Две истории соединили и сделали из него главного героя. А Хома Брут и панночка здесь персонажи второстепенные: последняя вообще если появляется минут на 10, и то хорошо. Поэтому куда уж Алексею Петрухину и Ольге Зайцевой до харизмы Куравлева и Варлей. Любовной линии между Петрусем и Настусей тут и то больше.

viy_film0.jpgВообще, конечно, никто не мешал создателям сделать уж вообще «солянку» по мотивом украинского фольклора, обозвав ее, хоть «Вой», хоть «Лай», хоть «Рассветы на хуторе близ Свалявы», но «Вий» — это узнаваемый, как нынче говорится, бренд. Кроме того, они просто, как уже говорилось, добавили еще одну историю. Авторы решили не «изобретать велосипед», не смешить Голливуд, а пошли по стопам французов, которые сегодня остались единственными, кто действительно еще снимает кино в Европе, которое там же и котируется высоко. Слава богу, что и у нас такое появилось. Получился «Вий» для современного поколения. Правда, из страшной сказки Гоголя с фрейдистскими мотивами сделали этакий готический детектив с любовным подтекстом, но это уже другая «песня».

Главный же, пожалуй, недостаток самого кино — создатели так и не определились с точкой зрения на происходящее. Картограф-рационалист попадает на территорию преданий и легенд, где с его точки зрения «нечисти нет». Однако после жидких психоделиков (gorilka) его мировоззрение, кажется, меняется. Или нет? Когда его собутыльники начинают отращивать рога и копыта — это еще можно принять за метафору человеческой сущности. Но вот запоминающуюся аудиенцию с Вием на белую горячку уже не спишешь. Так все-таки «она вертится или нет»? Или, как в конце фильма, всему можно дать рациональное объяснение. Ответ остается за кадром, думайте сами!

viy_film1.jpg

Единственный вывод, к которому авторы пришли однозначно, церковь — абсолютное зло. Почем опиум для народа? Спроси Андрея Смолякова. Он так демонически завывает «народ ждет чууууда», сверкает глазами и ловко манипулирует безгрешными душами селян… Вылитый Распутин местного пошиба. Где уж устоять.

В общем, 26 «лимонов» «зеленых» и семь лет работы даром не пропали. Кассовые сборы нового «Вия» в российском прокате уже превысили один миллиард рублей, а ведь еще будут «катать» за границей…

«Только ты», «Объятия незнакомца», «Подари мне любовь», «Волшебная ночь», «Ночь с принцем», «Как стать счастливой»…

Это не названия фильмов, это типичные названия «женских любовных романов», которые я выстроил в некую системную цепочку. Этот поджанр литературы в последнее время обрел огрооомную популярность, и не только среди представителей слабого пола. Сюжет везде практически один и тот же: она — золушка, ведет аскетический образ жизни, пока вдруг силою судьбы не сталкивается с красивым и богатым (принцем). После множества приключений и злоключений они, конечно, вместе. Иногда бывает наоборот (где он бедняк, но это больше в Болливуде).

«Всего за два дня она влюбилась в него с первого взгляда», «Я люблю тебя, — прошептала Хэлли и замерла от избытка нахлынувших чувств». «Эд обнял ее и принялся страстно целовать, одновременно опуская на ковер перед камином». «И они еще долго занимались любовью на его белоснежной яхте посреди бухты, залитой лунным светом». Романтика! Слезу так и вышибает! Правда, конечно, нереально, но… в кино и не такое увидишь… например, в фильме «Нереальная любовь».

nereal_love_film0.jpg«Серая мышка», школьная училка Мира мечтает встретить принца. Она пишет девичий роман о всепреодолевающей любви свинки и собаки, который… находят ее ученики. Смятение в неокрепшем девичьем мозгу… Мира увольняется и бесцельно бродит по московским тротуарам, пока чуть не попадает под колеса «Порше», ведомого ее лучшей школьной подругой Олей. Та быстренько конструирует ей легенду успешной писательницы с виллой на Карибах и тащит за собой на самый модный курорт этой зимой — в Сочи. В мир, где счастье измеряется размером яхт и автомобилей, кольцами и бриллиантами, вечерними платьями и заграничными виллами…

Все это «безобразие» придумала «светская львица» Оксана Робски. Самая известная у нас мадам, которая в вышеназванном жанре живописует нравы Рублевки, московской богемы и русских олигархов. Кстати, у нее неплохо получается: тиражи — ого-го…!!!

nereal_love_film1.jpg

«Нереальная любовь» по ее сценарию — точно такое же произведение, только экранное. Понятно, что чтобы получить Принца, нужно сначала притвориться, по меньшей мере, олигархиней. Конечно, потом обман раскроется, но все равно все будет ХОРОШО! Несмотря на злых завистников и интриганов! И салют в конце! Очччень классный! На 9 мая таких не бывает! Нереальный такой салют… как и все, что пишется в таких романах и снимается в таком кино. Но — красииииво!!! Не жизнь — сказка! В общем, фильм — обязательное пособие для девушек, мечтающих о принцах. Для других — вроде дополнения к шопингу по модным бутикам. Походили, себя показали, теперь отдохнем — посмотрим на других. Как у них там с самым модным!

Кроме мелодрамы про любовь на наши экраны выходит фильм и другого жанра. «В спорте только девушки» — одна из лучших российских молодежных комедий последних лет.

sport_dev_film0.jpgСюжет разворачивается вокруг подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года российской женской сборной по сноуборду. Трое сноуборд-фрирайдеров, скрываясь от погони, переодеваются в девушек и отправляются в Сочи в составе женской сборной на тестовые соревнования перед Играми, где знакомятся со сноубордистками американской сборной…

Понятно, что это парафраз «В джазе только девушки». И если в оригинале у американцев картина называется «Некоторые любят погорячее», то российское кино можно было бы назвать «Некоторые любят похолоднее». Потому как действие происходит среди снегов Сочи. Ну а где ж еще!!!? Тем не менее, несмотря на избитый сюжет с переодеванием, наш фильм изловчился избежать определенных шаблонов и явного плагиата, найдя золотую середину между оригиналом и копией. Все основные сюжетные ходы бессмертной классики на месте (преследование мафией главных героев, женский коллектив, принимающий новеньких «девочек», влюбленность и лихорадочный поиск способов показать свое собственное лицо любимой, не выдавая своего мужского лица, страстный поклонник…), но вместе с тем, это фильм в современной стилистике и для современного зрителя. Причем российского.

sport_dev_film1.jpg

Получилось актуальное молодежное развлекательное кино, с понятными шутками, не вымученное, не страдающее от морализаторства, не перегибающее с драматизмом или пошлостью — искристое, как настоящее шампанское. Даже звуковой ряд картины нацелен на максимальный комфорт молодых зрителей — создатели щедро нашпиговали ленту горячими музыкальными хитами и оригинальными треками. Кроме того, картину органично дополняет параллельно развивающаяся линия бандитов, идущих по следам сменивших облик беглецов, органично вплетенная в предсказуемую историю с переодеваниями. Кроме того, там классные трюки на сноубордах, после которых ноги так и чешутся попробовать самому так же! Кстати, единственные актеры, у которых до съемок был опыт катания на сноуборде — Илья Глинников и Саша Головин. Но даже их заменили профессиональные спортсмены: вдруг ребята травмируются и поставят съемки под угрозу.

От просто большой любви переходим к очень, очень большой любви! К деньгам! «Волк с Уолл-стрит» как раз об этом. От эпохальных гангстерских лент Мартин Скорсезе перешел к, если можно так сказать, финансовой трагикомедии.

volk_wall_film0.jpgНью-йоркский биржевик Джордан Белфорт получает свою брокерскую лицензию в «черный понедельник» 1987 года и из-за глобального финансового кризиса тут же оказывается на улице. Так как крупные финансовые конторы никого не нанимают, Белфорт вынужденно устраивается в маленькую фирму, торгующую грошовыми, не котирующимися на биржах акциями, и обнаруживает, что это прибыльнейший бизнес. Используя полученные в Нью-Йорке навыки «впаривания» акций, Белфорт вскоре становится миллионером, а затем открывает собственную финансовую фирму и с головой погружается в мир безумных доходов и безумного развлечения…

У Белфорта было много прозвищ, и почти все — голливудские. Его называли «Гордоном Гекко» в честь преступного биржевика из «Уолл-стрит», «доном Корлеоне» в честь патриарха из «Крестного отца», «Кайзером Созе» в честь криминального гения из «Подозрительных лиц» Однако его любимым прозвищем было «Волк с Уолл-стрит». Почему? «Потому что оно было идеально точным». Его родители были бухгалтерами, которые по неведомой причине отдали сына в университет на факультет биологии. Какое-то время после выпуска Белфорт ходил в школу дантистов, но как-то раз ему там сказали: «Золотой век стоматологии закончился. Если ты здесь просто ради денег, то ты не на своем месте». И человек стал брокером.

Скорсезе снял байопик о человеке, который в результате махинаций нажился немерено, после чего пустился в многолетний «загул», а-ля новый русский, нюхая все, что нюхается, и спя со всем, что движется. К сожалению, в этом и состоит слабость фильма: он на реальном материале. Трудно что-то вычленить, кроме пустого времяпровождения. Ни глубины, ни трагизма, ни сложности — сплошной загул. Изощренный и увлекательный по форме, но довольно примитивный по содержанию. Конечно, Скорсезе снял фильм не только про «подвиги» Белфорта. Есть там и остроумные шутки, и финансовый ликбез, и обнаженные красотки, и колоритные второстепенные персонажи, и вполне достойный драйв. Однако это прежде всего картина о Белфорте, и отвращение, которое к нему испытываешь, все-таки отравляет удачные ходы Скорсезе. Вообще же, получилось очень актуальное кино: как легко добиться успеха, если вы талантливы и готовы где-то в чем-то обходить закон. Преступником в финансовом мире стать слишком просто: там все способны на зло и добро, но в нынешней системе американских координат, зло не в меру лучше вознаграждается. Поэтому фильм получился об изначально приличном человеке, который поддался на искушение и пал жертвой своей жадности.

volk_wall_film1.jpg

Кстати, сейчас Белфорт вновь на коне. Хотя в 1998 году он был изобличен, а в 2003-м — осужден на четыре года в федеральной тюрьме (он отсидел 22 месяца и был освобожден за хорошее поведение), 51-летний уроженец Бронкса хорошо заработал на двух автобиографиях, изданных в 40 странах и переведенных на 18 языков.

Есть просто любовь, есть любовь к деньгам, а еще есть «любовь сквозь время», причем в прямом смысле этого слова. Это я как раз об одноименном фильме.

love_time_film0.jpgНью-Йорк, начало XX века. Вор-взломщик Питер Лэйк может забраться куда угодно. Однако однажды в одном из домов, где он хотел поживиться, Питер встречает Беверли, рыжеволосую музыкальную девушку… Между ними вспыхивает любовь, но… Увы, Беверли тяжело больна, и все, что может сделать Питер — скрасить ее последние дни. Сто лет спустя Питер все так же бродит по Нью-Йорку. «Наверху» посчитали, что его миссия на Земле еще не выполнена, и где-то его ждет еще одна рыжеволосая красавица и еще одна большая любовь…

Несколько лет назад книга Марка Хелприна «Зимняя сказка» (в оригинале фильм и называется Winter’s Tale) попала в руки вездесущего Мартина Скорсезе. Мэтр сперва загорелся идеей экранизировать эту историю, но потом как-то остыл, а потом и вовсе назвал книгу «не экранизируемой». Однако это мнение не разделил оскароносный сценарист и продюсер Акива Голдсмит, который решил первый раз сесть в режиссерское кресло. Возможно, как раз этого ему делать не следовало. Потому как при вполне хорошем и внятном сценарии получился неровный и довольно-таки бездушный фильм. Увы, подкачало исполнение!

Образующей проблемой картины, конечно, является исходная книга. Безусловно, это дело вкуса, но сюжет романа и фильма непременно разочарует тех, кто не является сторонником фатализма в жизни и искусства. Дело в том, что, что бы ни происходило на экране, какие бы действия ни предпринимали экранные и литературные герои, финал их ждет давно предопределенный. Не совсем уж предсказуемый, но и не настолько оригинальный чтобы можно было бы восхититься поворотом сюжета. Кому-то такое покажется очевидным, но тем, кто считает, что сам строит свою судьбу, смотреть на такое не рекомендуется. Позитивности в характере может резко поубавиться. Дескать, мы сами-сами, а «свыше» все равно «сделают» как им надо.

love_time_film1.jpg

Еще, пожалуй, не совсем угадали с актерами. Каким трогательным может быть Колин Фаррелл давно все знают, но вот «химии» между ним и Джессикой Браун-Финдли явно маловато. Его партнерша, сериальная звездочка, конечно «тянет» возложенную на нее миссию создавать контраст герою Фаррелла, но и только. По большому счету, куда интереснее смотреть на парочку Рассел Кроу – Уилл Смит. Эти двое вообще «дают жару», вытаскивая на себе целые куски монотонного занудства.

Впрочем… «Через годы, через расстоянья, на любой дороге, в стороне любой…» — любовь, она всегда любовь!

nimfo_trier_film0.jpgНу еще, конечно, есть любовь… такая… продажная. Из разряда XXX. Собственно, новый фильм Ларса фон Триера «Нимфоманка» как раз «про это». Правда, кино-театральную, разделенную на две части версию картины продюсеры фильма монтировали и выпускают в прокат без участия самого режиссера — об этом честно предупреждает дисклеймер перед началом демонстрации ленты.

Картина привлекла к себе повышенное внимание еще на этапе проекта. Знаменитый режиссер и раньше не особенно комплексовал, но теперь его исследования человеческой природы приблизились к той черте, перед которой принято оглядываться. Триер вздумал разобраться в природе женской сексуальности и пригласил с собой зрителей. Это местами шокирующее, местами вульгарное, но невероятно трогательное и красивое путешествие в нечто еще не совсем изученное (с точки зрения мужчин, наверное).

Думается, в этом фильме, фон Триер наконец-то достиг пика своей творческой и интеллектуальной формы. (Дальше — уже прижизненная канонизация). В этой части дилогии мы видим лишь первую часть сложного пути героини от первых детских исследований своего тела до жестоких финальных побоев, но уже сейчас можно сказать, что картина получилась невероятно красочной и безусловно успешной визуально. Многократно доказывавший свое мастерство визуального рассказчика, Триер в «Нимфоманке» говорит со зрителем каким-то заоблачным киноязыком, построенным на необычных рифмах, на неожиданных отступлениях, на, казалось бы, неподходящих вставках, на игре с цветом и звуком. Причем, все это — лишь попытка разобраться в том, о чем до сих пор многое неизвестно. Вроде бы в многократно поносимом предыдущем его фильме «Антихрист» режиссер уже понял, что понять природу женщины как таковой практически невозможно. Но нет! Вот она — новая попытка.

nimfo_trier_film1.jpg

Рассказ героини разбит на несколько частей, каждая из которых должна характеризовать ее с какой-то нехорошей стороны, ибо вся ее жизнь, по мнению героини, завязана на похоти, сексе и плоти. Но Селигман не соглашается и возникает тот диалог, на котором все, по сути, так плохо закончилось в «Антихристе». А где же секс? Не волнуйтесь, как же без него. Причем, в фильме есть такие сцены, которым позавидовали бы даже лучше образчики порнокино. Однако опять же, эти сцены не самоцель фон Триера. По словам критиков, «изображение половых органов в картине сродни мату в обыденной разговорной речи — редкий культурный человек станет использовать его в деловом разговоре, но некоторые свои чувства, особенно такие яркие, как любовь, одиночество, боль утраты, страх неопределенности, без него не выразишь». Вот режиссер и выражает.

Конечно, фильм «не для всех», но настоящему интеллектуалу тут просто пиршество для самосознания.

Смотрите кино!
С. Бондов


Сейчас на главной