Нон-стоп: Спасайся, кто может! Они среди нас!
Пока просто ходили слухи, было одно дело, но в 1990-м издательство Aircel Comics выпустило комикс Лоуэлла Каннингема «Люди в черном». И простой американский народ «прозрел» — недаром от него что-то скрывали… В 92-м комикс попался на глаза супругам-кинопродюсерам Уолтеру Парксу и Лори МакДональд, которые тут же приобрели права на его экранизацию: они полагали, что при правильном подходе сюжет Каннигема можно развить в прибыльную франшизу. Но для этого требовался очень специальный режиссер, способный даже мрачный сюжет наполнить юмором. Постановщик дилогии про семейку Адамсов Барри Зонненфельд показался им весьма подходящим кандидатом. Но парочка долго размышляла, и режиссер подписал контракт на постановку «Достать коротышку». Те толкнулись сначала к Джону Лэндису, потом — аж к самому Тарантино. Но их это не заинтересовало. Пришлось ждать, пока Зонненфельд освободится. Пока же взяли сценариста Эда Соломона, который стал «ваять» из комиксов киновариант. Мрачно-суховатый тон истории Каннингема совсем не настраивал на веселье: у него секретные агенты тайной надправительственной организации интересовались не только инопланетянами, но также демонами, оборотнями и всякого рода паранормальными явлениями и готовы были соблюдать режим секретности любой ценой, вплоть до физического уничтожения нежеланных свидетелей. Продюсерам же хотелось сделать веселый фильм про инопланетян для семейной аудитории.
Кстати, главными героями могли стать не Уилл Смит и Томми Ли Джонс, а Дэвид Швиммер и Клинт Иствуд. Но оба отказались (и слава богу!) еще на раннем этапе. Не захотел играть Джея и Крис O’Доннелл, решивший, что это слишком повторяет его роли в двух последних (на то время) «Бэтменах»… В итоге, как не раз бывает, все решил случай: супруга Зонненфельда фанатела от игры молодого Уилла Смита в сериале «Принц из Беверли-Хиллз». Вспомнив, что видел его в фильме «Шесть степеней отчуждения», режиссер согласился с тем, что он хорош, и связался с Уиллом. Правда, Смиту «это дело» тоже не понравилось. Зато понравилось его жене Джейде, которая его в конце концов и уговорила. Томми Ли Джонс тоже уперся, напрочь: по его мнению, текст Соломона имел с исходным комиксом совсем уж мало общего… В конце концов, всех «помирил» Стивен Спилберг, ставший исполнительным продюсером. «Чинить» сценарий он отдал опытному Акиве Голдсману, заодно поговорив по душам с главными исполнителями. Правда, всякие «выкрутасы» с актерами на этом не закончились. Линда Фиорентино (сыгравшая работницу морга Лорел Уивер) очень хотела роль, но Зонненфельд ее не хотел. После долгих «домоганий», она получила роль… выиграв ее у режиссера в покер. Злобного инопланетного жука Эдгара предлагали Джону Туртурро, но тот был занят, поэтому роль сократили и взяли Винсента Д’Онофрио, который сделал из нее таааакую «конфетку»… В итоге 2 июля 1997-го года состоялась премьера и… лента собрала по миру без малого 600 миллионов долларов, а компания Ray-Ban втрое увеличила продажи своих солнцезащитных очков. По фильму был снят мультсериал и пародия под названием «Люди в белом», появились сиквел, триквел и вышло несколько компьютерных игр. Рик Бэйкер выиграл еще один «Оскар» за грим. В тематическом парке Universal Studios Orlando появился аттракцион по мотивам фильма. Издательство Marvel, к которому успели перейти права на исходное произведение Каннингема, выпустило официальную комикс-адаптацию. Уилл Смит вспомнил, что он еще и музыкант, написал одноименный хит и еще больше расширил армию своих фанатов. Зонненфельд же после премьеры был вынужден выступить в популярном ток-шоу и объяснить возмущенным американцам, что, сделав курильщиками «червеобразных чуваков», вовсе не пытался пропагандировать курение среди несовершеннолетних инопланетян. (!!!)
Вторая часть (которую быстро состряпали) за исключением пары гениальных гэгов, оказалась полнейшей лажей. Прошло 10 лет! Третью часть ждали. Но уже как-то с опаской. К началу съемок готового сценария так и не было, и это был первый фильм Смита за 3,5 года с момента выхода «Семь жизней» в декабре 2008-го. Кроме того, понятно, что и Томми Ли Джонсу уже 65. Однако пришел неунывающий Барри Зонненфельд со своей командой и тут же все «распутал». Что-что, а собственный визуальный стиль он уж никак не растерял. Мастерство, как говорится, не пропьешь. Пусть смешных моментов не так уж и много, зато с лихвой хватает устройств и невероятных существ, созданных мастерами спецэффектов Риком Бейкером и Кеном Ралстоном. На замену же юмору пришло лихо закрученное действие (отдельное спасибо за разборку в китайском ресторане, погоню на моноциклах и финальную сцену на космодроме). Получилась вполне классная и интересная фантастико-приключенческая комедия, с элементами драмы. Барри удалось устроить самый настоящий ностальгический кино-аттракцион. Смит как будто и не снимал черный костюмчик — настолько товарищу впору.
Итак, из инопланетной тюрьмы сбегает новый суперзлодей вселенского масштаба Борис-Животное, который, конечно, хочет отомстить агенту Кею (ну, и между делом, всему остальному человечеству) за «бесцельно прожитые годы». Как ни странно, вскоре ему удается «кое-что» сделать, так как на следующий день агент Джей с удивлением обнаруживает, что практически никто не помнит его напарника. И виной тому не нейрализатор, а Борис, изменивший ход истории при помощи портативной машинки времени. Естественно, Джей отправляется в прошлое, чтобы спасти Кея… и встречает там Кея молодого. Кроме того нег… простите, товарищам афроамериканской наружности в 1969 жилось несколько по-другому, чем нынче. Помните: «Черные бригады», «Свободу Анжеле Дэвис!», Мартин Лютер Кинг… Одной из «узнаваемостей» франшизы всегда было отношение между напарниками, поэтому свежая, но весьма рискованная идея с молодым Кеем могла все загубить из-за неправильной реализации. Но ура! Джош Бролин просто вылитый Томми Ли Джонс в молодости — мимика, жесты и голос — все один в один. Другой находкой фильма стал Майкл Стулбарг, известный, прежде всего, как гангстер Арнольд Ротштейн из «Подпольной империи». Его Гриффин, находящийся одновременно в пяти параллельных мирах — тааакое нечто…!!!
О минусах. Жалко, что нет начальника «Людей в черном» Рипа Торна. Эмма Томпсон и Элисон Ив играют агента О, всячески намекая на «М» Джуди Денч из «бондианы». И, если Томпсон еще «туда-сюда», то Ив какая-то «неживая». Не получилось и Главного Гада из Бориса-Животное. Выбор на эту роль Джемейна Клемента из «Летучих Конкордов», узнать которого в гриме практически невозможно, кажется весьма странным с учетом того, что смешить народ Борису совершенно ни к чему. Как-то сразу с ностальгией вспоминаешь бесподобного таракана Д’Онофрио. Вот уж гад был, так гад.
Кстати, когда неделю назад в Москву прилетела спецкоманда в «черном» в составе Барри Зонненфельда, Джоша Бролина и самого Смита, для рекламы «ЛВЧ-3», то в ходе пресс-конференции одна из журналисток продемонстрировала им схожесть главгада с… Борисом Гребенщиковым. Увидев фотографию БГ, Уилл Смит воскликнул: «Ух, ты, похож! Мне кажется, он может подать на нас в суд за использование его образа… Эх, как его жизнь потрепала». «Открыл карты» же Барри Зонненфельд, рассказав: «Сначала я хотел назвать злодея Язом, но моя дочка сказала, что так называются ее противозачаточные таблетки (YAZ), поэтому пришлось отказаться от этой идеи. Но, в результате, злодея зовут Борис в честь моего внука».
В общем, несмотря на мелкие «помарки», картина явно удалась. Легкий, немного наивный, но при этом добрый и приятный фильм, отдающий мимолетной ностальгией по временам первого фильма. Смотреть обязательно!
А вот фильм «Запретная зона» — это уже на любителя. Орен Пели, создавший когда-то «Паранормальное явление», достаточно оригинальную для своего времени картину, представляет свой новый продюсерский проект. Как и прошлогодний «Аполлон» Бекмамбетова, фильм основывается на некоторых реальных исторических фактах, поэтому и выглядит привлекательным. Идея отправить героев в Припять и посмотреть, что из этого получится, казалась весьма интересной, Но, увы! Результат получился сопоставим с «Аполлоном» — великолепная идея похоронена под грудой жанровых клише и сюжетных нелепостей.
И, кстати, ну вот зачем надо было опять переименовывать. Уж у нас-то в стране, думаю, народ активнее «ломанулся» бы на «Чернобыльские дневники» (оригинальное название), чем на нейтрально-непонятную» «Запретную зону».
Саму же историю мы видели уже 4272022765297 раз. Четверо американских туристов, тусуясь в Киеве, решают съездить на экскурсию в Припять, подрядив Юрия, знакомого украинца. В процессе к ним присоединяется пара из австралийца и норвежки. Дураку понятно, что машина обязательно сломается в неподходящий момент, а совсем не глупые герои, по мере продвижения хронометража будут неотвратимо тупеть, один за другим, становясь жертвами непонятной русской нечисти. В начале фильма все эти уже давно виденные «новороты» еще как-то «пролазят», но потом интрига тает, а сам фильм стремительно деградирует, показывая свою неспособность увлечь зрителя чем-либо оригинальным. Сюжетная линия угадывается наперед, а по части хоррора все достаточно бедно: пугали нас уже темнотой, и не один раз. Короче, начинаешь скучать и вспоминать фильмы из которых все происходящее позаимствовали. Самое главное, даже монстров хорошо разглядеть не представляется возможным. «Фу» на всех этих создателей такого кино. Короче, не умеете снимать про русскую нечистую силу — не беритесь!
И еще — в сети уже появилось некое сообщение наших фильммейкеров, что годик назад, они сами задумали и начинали снимать фильм о похождениях западных туристов в Припяти, под названием Left.Behind. И что создатели «Зоны» «сперли» у них не только концепцию, но и основные моменты. И даже ролики, похоже. В доказательство выложен наш ролик. И, кстати, да — похоже. В общем, темные истории творятся нынче на Припяти.
Живите светло и весело! Ходите в кино!
С.Бондов