Версия для печати

О роли мэра в истории

pimzik

Трудная осень 2008 года продолжается. Горячее дыхание мирового финансового кризиса понемногу ощущается не только в столице России, но и докатывается до провинции. Бьют тревогу банкиры, горько вздыхают представители среднего класса, вложившие свои сбережения в инструменты фондового рынка – ПИФы и акции. Все озабоченней лица у красноярских строителей и риэлтеров, которые с тоской наблюдают, как месяц от месяц снижается спрос на рынке жилья. Ко всему добавился очередной «молочный кризис», вызванный циничной политикой московских переработчиков, предпочитающих покупать сырье для своей продукции не у сибирских крестьян, а у более покладистых партнеров из СНГ и дальнего зарубежья.

Эдхаму Акбулатову не позавидуешь – вся ответственность за то, чтобы удержать ситуацию под контролем в Красноярском крае, легла на возглавляемое им правительство. В принципе, наш регион должен легче других пережить экономические неурядицы, которые (по прогнозам серьезных экспертов) могут продлиться 2-3 года. Красноярцам повезло – наша экономика ориентирована не на виртуальный сектор экономики, а на вполне реальный, и хоть он в небольших объемах, все равно востребован в любые времена.

Как заявил министр финансов региона Михаил Котюков, в наш трехлетний бюджетный план закладываются самые консервативные параметры, которые позволят в случае усиления негативных явлений пережить их с наименьшими потерями. Самое главное, чтобы не остановились стратегические для края инвестиционные проекты освоения Нижнего Приангарья и Ванкорского месторождения. Есть надежда, что это не случится – все они перевалили через экватор и в доведении их до победного финиша заинтересованы не только краевые власти, но и бизнес-партнеры. Даже те, которые сейчас испытывают серьезные трудности со средствами. Но ввод в строй Богучанской ГЭС, целлюлозно-бумажного комбината, алюминиевого завода и нефтяного месторождения позволит региональной экономике уже не так остро чувствовать свою зависимость от конъюнктуры цен на цветные металлы.

Тем временем, весьма любопытные процессы происходят в коридорах краевой и городской власти. У губернатора появился институт полпредов, а в Красноярске назревают серьезные перемены в администрации города. С них и начнем.

УЙДЕТ ЛИ ПИМАШКОВ?

Длительное отсутствие в Красноярске Петра Пимашкова, который из-за болезни супруги вынужден был в последние месяцы в основном находиться в Москве, закономерно породило слухи о его скорой отставке. Первый виток слухов был связан со смертью депутата Госдумы, бывшего мэра Норильска Валерия Мельникова. Пимашков на прошлогодних выборах в нижнюю палату федерального парламента был в первой тройке «Единой России», вполне мог воспользоваться своим правом и перейти на работу в законодательную власть РФ, однако депутатские корочки в итоге получил Игорь Исаков. Но слух имел продолжение, якобы красноярский мэр собрал своих ближайших соратников и официально попрощался с ними. Мало кого смутила явная нестыковка – Петра Ивановича в этот момент просто не было на берегах Енисея.

Красноярский градоначальник появился в своем кабинете на прошлой неделе и в очередной раз развеял слухи о своем уходе, хотя мы все же полностью эту возможность не исключали. Но этого не случится, пока Александр Хлопонин не найдет ответа на главный вопрос: «Кто вместо Петра Ивановича?» Дело даже не в пресловутом «факторе Анатолия Петровича» – вечный оппозиционер Быков в случае отсутствия на предвыборной дистанции Пимашкова становится на выборах явным фаворитом. Конечно, если благополучно преодолеет рогатки нашей избирательной системы, а здесь у него подозрительно часто случались сбои. Но планы Быкова – тайна за семью печатями,  пойдет он на выборы или не пойдет – никто не знает.

Более серьезная для губернатора проблема – отсутствие раскрученного кандидата от краевой власти. Виталий Бобров, нынешний первый заместитель Пимашкова, несмотря на безупречную репутацию профессионала-управленца, публичной фигурой за полтора года работы так и не стал. Большинство красноярцев его просто не знает. В свое время в коридорах власти поговаривали, что не прочь занять этот пост нынешний краевой министр строительства Николай Глушков. Он не последний человек в крае, достаточно часто светится в СМИ и горожане его знают. Определенные шансы у него есть, но говорить о том, что он гарантированно выиграет мэрские выборы, вряд ли кто-то из серьезных политических аналитиков сейчас рискнет.

Остается еще один, практически беспроигрышный вариант, рассматриваемый еще летом 2007 года – внести изменения в Устав города, которые позволят обойтись без волеизъявления народа. Речь идет о назначении «суррогатного» мэра, некоего сити-менеджера депутатами горсовета Красноярска. Такой финт уже благополучно удалось провернуть, в частности, в Минусинске и Норильске. Идея активно внедрялась в массовое сознание на последних выборах главы города кандидатом от ЛДПР Евгением Цветковым. Не исключено, что к этой теме вернутся в  ближайшее время.

Однако, депутатский корпус последнего созыва весьма неоднороден. Парламентариев от «Единой России» в городском совете можно условно поделить на две колонны: «хлопонинскую» и «пимашковскую». А это накладывает определенные ограничения на политические маневры, что наглядно продемонстрировала последняя сессия, на которой парламентарии фактически проигнорировали мнение Александра Геннадиевича.

Напомним, сыр-бор в очередной раз разгорелся из-за транспортной реформы. Депутаты решили выделить 262 млн рублей на покупку 75 автобусов. При этом накануне губернатор публично заявил: «Задача развития детских садов – ключевая. Особенно для молодых родителей. Не думаю, что город будет принимать такое решение, а если примет, то будем сокращать другие городские программы и направлять деньги на строительство детских садов». Депутаты Хлопонина не услышали. Вряд ли речь идет о стратегическом противостоянии края и города, тем не менее, факт показательный.

kuzizikub Добавим еще давление, которое испытывает сейчас муниципальная власть со стороны таких серьезных структур, как прокуратура и Управление федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю. Речь идет и о муниципальной собственности, и о злополучной транспортной реформе, и о ряде нормативных актов в различных сферах. Вряд ли все случайно. Петр Пимашков уже пообещал произвести некоторые кадровые изменения, но только управленческими рокировками быстро решить проблему не удастся. Отсутствие мэра в Красноярске стало своеобразным тестом для многих его подчиненных. Увы, кое-кто эту проверку не выдержал, что в очередной раз доказало огромную роль первого лица в истории. Добавим, конечно, Петра Пимашкова никто не уберет с поста мэра, если не будет на то его собственного желания. Однако, это важнейшее обстоятельство не отменяет того факта, что управленческие структуры в Красноярске переживают сейчас не самые веселые времена и радикальные перемены в них не за горами.

УСИЛЕНИЕ КУЗУБОВА

Александр Хлопонин обзавелся собственными полпредами. Для Красноярья, впрочем, это не новость. У губернатора уже были два полномочных представителя (Вадим Медведев в ЗАТО, а также Юрий Захаринский в северных округах), но о полноценной структуре речь не шла. Сейчас высокий статус губернаторских полпредов освящен специальным Положением, и полпреды получили широкие полномочия, так что в перспективе могут стать очень серьезным фактором, влияющим на политические и экономические процессы в территориях. Не секрет, губернатор не слишком доволен многими главами муниципальных образований. Полпреды как раз и призваны быть и оком Хлопонина, и его кнутом, который будет подстегивать нерадивых глав. Получится ли? Опыт президентских полпредов в этом смысле оказался не слишком удачным, но, может быть, в Красноярском крае все пойдет по иному сценарию.

В многочисленных комментариях по поводу образования в Красноярском крае института полномочных представителей, никто из моих коллег почему-то не обратил внимание – появление целых восьми человек в ранге министров в администрации губернатора увеличило в первую очередь аппаратный вес ее руководителя Василия Кузубова. Теперь уже трудно сказать, кто более влиятелен – краевое Правительство или Совет администрации губернатора. Это вряд ли приведет к какому-то противостоянию внутри команды Хлопонина, но по закону существования всех бюрократических структур каждая из них по определению стремится к усилению своих позиций. Кто знает, к чему все может привести, если на место нынешних вменяемых руководителей важнейших структур исполнительной власти придут слишком амбициозные личности…


Сейчас на главной