Версия для печати

Профессиональное образование в Красноярском крае. Проблемы и перспективы

В начале апреля участники Независимого Экспертного Общества (НЭО) встретились в очередной раз, чтобы определить и обсудить актуальные на сегодняшний день темы. Предварительно разосланная повестка заседания звучала как «Образование в Красноярском крае. Проблемы и перспективы». Однако спустя два часа было принято решение продолжить обсуждение на следующем заседании, предварительно уточнив повестку и сузив тему. Корреспондент ИА «Пресс-Лайн» записал наиболее интересные и где-то спорные суждения участников беседы, которые, скорее всего, будут обсуждаться на следующем заседании. Касаются они системы профессионального образования, как такового.

opr_vasil.jpgМихаил Васильев, Председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края

Союз промышленников и предпринимателей — это региональное отделение РСПП, представляющее интересы крупнейших работодателей России. И у нас, безусловно, вызывает озабоченность современное состояние образования в крае.

Мягко говоря, в системе того же профессионального образования есть, над чем работать. Часто тот результат, который выдает система профессионального образования в крае, нас не устраивает ни с точки зрения качества подготовленных кадров инженерно-технических специальностей, ни с точки зрения качества специалистов-рабочих.

Между тем, отчетливо видно, что в стране формируется (в зачаточном пока состоянии) система профессионального образования, параллельная государственной. Скорее формируются альтернативные возможности получения образования. Корпорации, компании, часто даже средний бизнес формируют собственные образовательные площадки.

И тут возникает коллизия. Если государственная система профессионального образования за колоссальные бюджетные средства готовит кадры, которые никогда никем не будут потом востребованы, а частный бизнес тратит свои огромные деньги на обучение заново, то правильно, рационально ли это?

В этой теме много субъектов, но тема живет своей жизнью, а субъекты своей. И чем дальше, тем больше риск, что они уже никогда не соприкоснутся. Власти пора включать работодателей, готовых вкладываться идейно, морально, материально в создание оптимальной для всех субъектов системы профессионального образования. С разумным, эффективным распределением частных и государственных материальных и нематериальных ресурсов.

opr_blin.jpgГеннадий Блинов, руководитель краевого Центра программ развития человеческого потенциала, президент образовательной корпорации «Экономика знаний»

Если рассуждать на примере сферы профессионального образования, то здесь можно выделить три уклада. Один бюджетно-патерналистский. И дальше можно рассуждать, зачем государство содержит столько ВУЗов, ПТУ? Почему именно столько? Чтобы повышать конкурентоспособность экономики? Или решать какие-то социальные задачи? Или просто потом будет дороже работать с молодежью, которая будет бунтовать?

Есть другой уклад, который рассматривает образование как инвестиционную сферу. И это совсем или почти не государство. Это крупные корпорации. «Росатом», например. В Железногорске «Росатом» делает кластер, и я отвечаю за образовательную программу. Корпорация делает реальные инвестиции и совсем по-другому выстраивает систему требований, по другим основаниям. И с чиновниками там работа строится совсем иначе. Вплоть до того, что пересматриваются законы.

И третий уклад. Это уклад рыночно-услуговый. Захотел получить образование — получил. Сейчас по новому закону есть сетевые модульные программы. Можешь получить дистанционно курс и сдать тест очно или заочно.

Вот это три совсем разных случая, уклада, где по-разному оформляется субъектная позиция. В каждом из укладов разные процессы, институции разные, там всё разное. Это нужно учитывать, если мы хотим обсуждать образование, его проблемы и перспективы.

opr_alex.jpgВячеслав Александров, председатель краевого отделения партии «РОДИНА»

Буквально неделю назад я посетил в Москве Военно-промышленную конференцию. В Белом доме вместе с премьер-министром Дмитрием Медведевым обсуждались вопросы развития отечественной оборонки. Сделал доклад и заместитель министра образования — в рамках оборонно-промышленного комплекса 1300 предприятий и государство здесь четко формулирует госзаказ на подготовку кадров, специалистов по всем направлениям ВПК.

Другими словами, там, где государство начинает задумываться о конкурентной способности, возникает система госзаказа. Правда, процесс этот не без трудностей, но замминистра отчетливо попросил ВПК помочь сформулировать, сформировать заказ на специалистов, потребности в образовании, выразив готовность к серьезному планомерному сотрудничеству.

opr_leon.jpgОлег Леонов, эксперт Независимого Экспертного Общества (НЭО)

Я бы ясно различал «систему» образования и «сферу» образования. Это две разные вещи. Никто специально не учит хакеров заниматься компьютерными взломами. А между тем, специалистов высочайшей квалификации (которых, как огня, боятся корпорации с регулярным штатом компьютерных гениев) существует немало. Это пример из сферы образования – системы, которая есть неотъемлемая часть человеческой природы, природы человеческого развития.

А если говорить про «систему» образования, то в нашей стране произошла некая подмена понятий. Там, где в СССР образование играло роль воспроизводства общества, выполняло задачу развития науки, имело гуманитарную миссию воспроизводства поколений, в России оно превратилось в функционирование.

Надо поднять ВПК — вкладываются деньги. Только развитие ли это? Это чистое администрирование, причем в рамках очень узкого сегмента. Как говорил Г.П. Щедровицкий «управлять можно только развитием, а управление функционированием есть бессмыслица».

Поэтому невозможно как-либо по-другому рассуждать про образование, не выйдя в политическую позицию. Позицию политической воли. Сначала надо задать рамку развития. Какой образ будущего у России? Чего мы хотим достичь и в какой перспективе? Ответов на эти вопросы, к сожалению, мы не слышим со стороны федеральной власти, не говоря уже о региональной.

lidia_ivanova.jpgЛидия Иванова, директор краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр»

Сегодня очевидно несоответствие спроса и предложения на компетентности работников. Как показали результаты исследования, проведенного в учреждениях среднего профессионального образования и компаниях края, по мнению руководителей предприятий, работникам необходимы наряду с профессиональными социальные, поведенческие компетентности. Эти компетентности связаны с умениями решать проблемы, планировать, взаимодействовать с коллегами, нестандартно мыслить, работать самостоятельно. Особенно таких умений не хватает работникам инновационных фирм.

Важно, что и сами обучающиеся отмечают необходимость приобретения ими многих из перечисленных умений. При этом лишь половина студентов техникумов считают, что получаемого ими образования достаточно для получения хорошей работы. Эти данные говорят о том, что существующая система подготовки и переподготовки не вполне адекватно отвечает на потребности тех, кто учится в колледжах и техникумах и тех, кто принимает выпускников этих учреждений на работу.

Какой выход? Сегодня, на мой взгляд, для обеспечения качества образования определяющее значение имеет уровень квалификации тех, кто учит — самих педагогов. Поэтому ключевым является их подготовка и переподготовка. Но недостаточно продекларировать необходимость подготовки педагогов. Здесь важен подход, в котором ведется обучение. Еще несколько десятилетий назад лидер российского методологического движения Г.П. Щедровицкий отмечал, что образование должно быть направлено на развитие мыслительных способностей. Исходя из этого полагания, одной из важных задач подготовки педагогов становится создание условий для освоения ими приемов и техник мыслительной деятельности, которые затем позволят по-новому организовать процесс обучения студентов. Считаю, что перспективы профессионального образования связаны с таким подходом.


Сейчас на главной