Оркестр Гленна Миллера превратит Красноярск в солнечную долину
Помните, в «Семнадцати мгновениях весны» во время встречи Штирлица с Клаусом закадровый голос Копеляна рассказывает о том, что «Лондон передает веселую музыку, и оркестр Глена Миллера играет композицию из «Серенады Солнечной долины». Этот фильм понравился Гиммлеру, и в Швеции была закуплена одна копия».
Уж не эту ли копию потом смотрели и победители? Ведь в СССР фильм попал именно как трофейный. И уж не знаю, как там Гиммлер, но Сталину этот фильм очень нравился, главным образом, говорят, из-за улыбчивой и милой троекратной олимпийской чемпионки по фигурному катанию Сони Хени, которая снялась в главной роли. Простому народу фильм тоже нравился: в нем была красивая история любви на потрясном фоне не тронутого никакой войной горнолыжного курорта «Солнечная долина». Ну а музыканты всех мастей и руководители всех джаз-оркестров «самой могучей страны в мире» бегали в кино, чтобы послушать великолепную музыку Глена Миллера.
Кстати, некоторые думают, что музыку к фильму написал Глен Миллер, однако в фильме звучит только одна вещь, написанная им — Moonlight Serenade. Основную же часть музыкального сопровождения написал Гарри Уоррен. Однако исполнил все основные хиты все же оркестр Миллера. В их числе легендарная уже «Поезд на Чаттанугу» (Chattanooga Choo Choo) и одна из самых известных инструментальных композиций XX века In the Mood.
«Серенада Солнечной долины» — это большая работа в кино Глена Миллера и его оркестра. Это также первая актерская роль Миллера. Вторую — и последнюю — он сыграет через год в фильме «Жены оркестрантов». А еще через два года…
Планировалась переброска оркестра Миллера на континент. Майор Миллер должен был вылететь в Париж, чтобы подготовить там условия для предстоящего рождественского выступления своего оркестра в зале «Олимпия». 15 декабря 1944 года он вылетел во Францию на небольшом одномоторном «Норсмане С-64» с авиабазы «Твинвуд Фарм». Был густой туман… Самолет так и не достиг Франции, его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Ни тело Миллера, ни остатки его самолета не были найдены. Через девять лет выйдет лента Энтони Мэнна «История Глена Миллера» (1953), где великого джазмена увековечит в кино не менее великий Джеймс Стюарт.
Сам же оркестр, который Миллер заботливо лелеял, был создан еще в 1937 году. Музыканты начинают гастролировать и подписывают контракт с Brunswick Records. Однако, уже в следующем году этот набор был признан неудачным и группа расформировывается. Затем набираются новые исполнители, и в 1939 году оркестр уже играет в Мекке свинга — нью-йоркском Glen Island Casino — и три раза в неделю выступает на радио CBS. Заодно бьет все рекорды посещаемости до Восточного побережья. И, как апофеоз — приглашение в знаменитый «Карнеги-холл», где он участвует в концерте с тремя величайшими оркестрами того времени — Пола Уитмена, Фреда Уоринга и легендарного Бенни Гудмана, превзойдя их всех по восторженно-шумному приему.
Осенью 1939 биг-бэнд Миллера начал серию радиопередач, рекламирующих сигареты «Честерфилд», которые увеличили растущую популярность оркестра. Все это принесло Миллеру контракт с крупнейшей фирмой звукозаписи RCA. В поведении Миллера все было подчинено одной цели: добиться максимального коммерческого успеха, а это требовало выхода за пределы относительно узкой джазовой аудитории и перехода на грандиозные просторы шоу-бизнеса. Его оркестр обрел не меркнущую и поныне фантастическую популярность за счет расширения жанровой основы своей музыки — играя и «чистый» джаз, и популярную эстрадную музыку. Он стал не только самым высокооплачиваемым оркестром в мире, зарабатывая 20 тысяч долларов в неделю (бешеные деньги по тем временам), но и самым востребованным оркестром конца 30-х – начала 40-х годов.
Примечательно, что после вступления США в войну с Японией в декабре 1941, Миллер решил записаться добровольцем во флот. Однако он вышел из призывного возраста (ему было уже 38), и его не взяли. Тогда он в августе 1942 написал письмо в министерство обороны, предлагая создать армейский оркестр для работы в войсках. Это предложение приняли, и 27 сентября 1942 его оркестр дал свой последний концерт в Пассейке, штат Нью-Джерси.
Находясь на вершине славы и успеха, Глен Миллер распустил свой знаменитый бэнд, а в июне 1943 года его Армейский оркестр военно-воздушных сил (Glenn Miller Army Air Force Band) в составе 45 музыкантов уже развлекал армейский контингент. Причем к оркестру были прикомандированы популярные эстрадные вокалисты: Джонни Десмонд, Тони Мартин и Дайна Шор. В июле того же года, военный оркестр во главе с капитаном (впоследствии — майором) Миллером был переправлен в Лондон, где размещался штаб американских вооруженных сил в Европе. В Англии в течение последующих пяти с половиной месяцев биг-бэнд американских ВВС выступал на военных базах союзников и играл на радио «Би-би-си».
После гибели Миллера, оркестр перешел под управление его близкого друга — певца и саксофониста Текса Бенеке. Однако через несколько лет наследники Миллера расстались с Бенеке и после небольшой паузы наняли нового руководителя — Рэя МакКинли, барабанщика из военного музыкального коллектива Миллера.
В 1956 году в Штатах вновь появился «Оркестр Глена Миллера». Как раз его критики и считают «оригинальным» или «подлинным». Этот оркестр, как и при жизни Глена Миллера, практически не покидает пределов Северной Америки.
Ну а для выступления в других странах созданы его лицензионные двойники.
Glenn Miller Orchestra UK под управлением Рэя Маквея (Ray McVay) существует с 1985 года. Своих собственных записей не имеет, и, по общему мнению критиков, может только «зашибать» деньги на имени, все время мотаясь по различным гастролям.
Деятельность Glenn Miller Orchestra Scandinavia ограничена лишь четырьмя странами: Швецией, Финляндией, Норвегией и Данией.
А вот к нам приезжает хотя и самый молодой, но самый востребованный Glenn Miller Orchestra Europe под управлением Виля Салдена (Wil Salden). Еще в 1985 году голландский пианист Виль Сальден собрал оркестр, которому 16 марта 1990 года президент «Глен Миллер Продакшнс» официально присвоил высокую честь носить имя великого музыканта. Сам маэстро играет джаз уже более 40 лет и с детства был фанатом Глена Миллера.
Сегодня у этого коллектива плотный график — более 200 концертов в год. Оркестр состоит из профессиональных мультиинструменталистов и повторяет оригинальный состав: пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона, бас, ударные и фортепиано. Ну, и, конечно, репертуар все тот же…
И уже совсем скоро, 8 марта, в Большом концертном зале Красноярской филармонии прозвучит музыка красивого горнолыжного курорта Сан-Вэлли далекого штата Айдахо!