Памяти хорошего человека
В музыкальной гостиной музея Анатолий Леонидович восседал за ди-джейским пультом и в бейсболке, а под козырьком — озорные глаза и мягкая улыбка. После официального момента — вручения грамот от министерства культуры края и джазового центра Генриха Хаскина, прозвучали музыкальные поздравления. Юрий Мельников играл на губной гармошке и акустической гитаре, Евгений Мануйленко на флейте и саксофоне, Валерий Круглов на пианино, Александр Гасуха на соло-гитаре.
Пока шел импровизированный концерт, гости могли познакомиться с частью коллекции Андрианова. Вдоль стен гостиной были выставлены планшеты, собственноручно подготовленные юбиляром для столь торжественного момента. На них фото и статьи о становлении и развитии джаза на берегах Енисея: с начала 60-х годов прошлого века до наших дней. Например, афиши первых фестивалей «Джаз над Енисеем», которые четверть века проводил такой же энтузиаст джаза Яков Айзенберг, ныне президент джазовой федерации Израиля. По-разному складывались отношения этих двух самых ярких популяризаторов джаза, но их всегда объединяла «святая к музыке любовь». Не случайно свое обращение к собравшимся сибирский хранитель джаза начал с теплых слов в адрес Айзенберга, а уж потом рассказал о хобби, которому посвятил всю жизнь.
— В1958 году с пластинки джаз-бэнда Билли и началась моя коллекция. Уже тогда я проникся словами Дмитрия Шостаковича и уяснил для себя, что в музыке только два жанра — хорошая и плохая музыка. Поэтому я решил собирать хорошую музыку, не обращая внимание на виды звуконосителей. На сегодняшний день мой багаж, — гордо говорил Андрианов, — 2700 виниловых пластинок, 1250 магнитных лент,790 кассет, 650 видеокассет, 690 компакт-дисков, 2520 дисков CD-RW, 650 DVD и 300 штук других носителей. В этой коллекции более тысячи дисков местных музыкантов в разных стилях. Первые альбомы таких, ныне легендарных групп, как «Амальгама», «Экскурсия 13», «Война с саламандрами»… Есть уникальная запись группы «Яхонт», которая никогда не выходила на цифровом носителе. Многое не просто сохранено, а восстановлено и переведено в цифровой формат, чтобы этим материалом было удобно пользоваться. Надеюсь, что решится вопрос по передаче всего этого богатства в фонды краевой государственной научной библиотеки, чтобы те, кому это интересно, могли пользоваться коллекцией.
После концерта и представления коллекции публика перебралась в зал для фуршета, где на Анатолия Леонидовича «обрушилась» лавина подарков, дружеских воспоминаний и шуточных тостов.
Лев Носов, друг юбиляра с 1964 года, рассказал: «В Красноярск Андрианов попал по распределению как инженер-строитель. Мы долгое время работали вместе, но я как был, так и остался технарем, а Анатолий начал свою коллекцию и в 70-е годы стал ведущим музыкальной передачи на краевом радио. В те годы, замечу, даже музыка шла в эфир с цензурой. Программа шла в ногу со временем, и, не сомневаюсь, что Андрианову удалось познакомить и приобщить к хорошей музыки тысячи сибиряков».
Ведущий джазовых концертов, киновед и критик Владимир Василенко приготовил юбиляру целое эссе, суть которого сводилась к тому, что именно Андрианов — один из столпов, стержней джазовой культуры Красноярья. Вместе с супругой он облачил друга в красное японское кимоно как символ мудрости.
— Судьбе было угодно, чтобы этот увлеченный музыкой человек повлиял и на мою жизнь, — заметил Сергей Петров, — в свое время при его помощи я собрал первый усилитель, потом занялся продюсированием группы «Экскурсия 13». Я был обычным советским архитектором, а стал первым президентом красноярского рок-клуба, научился чинить гитары. Я не просто связал свою жизнь с музыкой, а с хорошей музыкой, с которой знакомился благодаря коллекции Андрианова.
Учредитель музыкально-продюсерского центра Генрих Хаскин отметил: «Мы сдружились на почве любви к джазу лет десять назад, разговорившись после концерта джазового пианиста Даниила Крамера, а заочно слышали друг о друге и раньше. Я сразу понял, что это наш человек, и мы будем полезны друг другу в творческих планах. Человек он бескорыстный и добрейший, при этом с сильной волей. Вы бы знали, какая аура у него в доме!? Там дышится легко и хочется творить. У него замечательная супруга Галина Павловна! В этой семье коллекционируют хорошую музыку и хорошее настроение!»
Маленькую ремарку внесу, — бодрым голосом взял слово именинник, — я собрал не просто друзей, а соратников, причем, и тех с кем находил взаимопонимание, и тех, с кем спорил по творческим вопросам. Я бы сам здесь о многих хотел сказать. Вот Юрий Аксютич, с ним мы организовывали в 1980 году красноярский клуб филофонистов, который я много лет возглавлял. Лев Горбунов строил Дом грампластинок, появившийся по инициативе нашего клуба. Арэг Демирханов бескорыстно спроектировал интерьер Дома грампластинок. Здесь первые рокеры Красноярска, а я курировал, скажем так, по линии месткома, рок-клуб. А сколько вопросов в различных партийных комитетах приходилось утрясать по поводу проведения джазовых фестивалей!? Извиняюсь, если о ком-то не скажу, чтоб долго не занимать внимание… Пусть за мной нет каких-то глобальных дел, но я всегда чувствовал свою причастность к культуре города и края, что хоть какой-то части населения я привил вкус к хорошей музыке. Продолжу я это и прямо сейчас. Пройдемте в гостиную, я вас познакомлю с моим первым компьютерным опытом. Я как ди-джей сыграю на проигрывателе произведение, которое назвал «Космогония». В нем я собрал 25 семплов из музыки к известным фильмам про космос. Получилась, на мой взгляд, глубоко философская вещь. Пойдемте, мне не терпится вам её исполнить!
… Таким — неунывающим, кипучим, увлеченным, созидающим добро, несущим свет и останется Анатолий Андрианов в сердцах многих красноярцев. Его душа ушла в космос, а коллекция длинною в жизнь продолжит служить людям.
Сегодня Красноярск прощается с Анатолием Андриановым. Гражданская панихида состоится в больнице железной дороги с 13-30 до 14-00.
Фото автора