По федеральным лекалам
В краевом календаре исторических дат очередное прибавление: 5 июня будет занесено, как день принятия краевого Устава – региональной Конституции. Отныне она будет регламентировать жизнь красноярцев. Хотя и не напрямую. Устав в первую очередь устанавливает правила игры для ветвей власти.
Вообще, история его принятия оказалась весьма необычной. Пожалуй, это один из самых любопытных политических сюжетов в новейшей истории Красноярья. И об этом стоит сказать несколько слов.
СТАРАЯ НОВАЯ ИДЕЯ
Идея создания краевого правительства не нова. Более того, она уже была осуществлена в начале 1990-х годов по инициативе ныне депутата ЗС Валерия Сергиенко. В свое время он поведал автору этих строк подоплеку тех событий: «Я был одним из авторов создания в регионе такой структуры еще в 1992 году. Мои предложения были одобрены в Москве, и я был назначен руководителем этого правительства. Работало оно, правда, немного и по политическим причинам было вскоре упразднено тогдашним губернатором Аркадием Вепревым. Он опасался конкуренции с моей стороны…».
Но идею не забыли – о ней вспоминали и во времена губернаторства Валерия Зубова, и Александра Лебедя. По разным причинам она не была воплощена в жизнь. Вновь о правительстве вспомнили прошлой весной после выборов в Законодательное собрание Красноярского края. «Мы исходим из того, что край стал другим с точки зрения масштабов и задач, – сказал в мае прошлого года Александр Хлопонин. – Возникла необходимость в повышении ответственности за те проекты, которые планируются к реализации в регионе. Плюс персонификация ответственности того или иного руководителя за программы, которые утверждены и приняты на законодательном уровне».
Это заявление не было спонтанной вспышкой. Дело в том, что 1 января 2007 года на карте России появился новый субъект федерации, и требовалось срочно принимать новый Устав объединенного Красноярского края. А в таких документах обязательно прописывается структура власти, и тогда начались дискуссии по поводу формата правительства. Наибольшие споры вызвал вопрос: должен ли губернатор возглавлять правительство? Некоторые политики считали, что губернатор должен быть одновременно и главой регионального кабинета министров. Но была иная точка зрения: правительство губернатор возглавлять не должен, иначе реформа может свестись только к смене вывесок.
Эта тема стала одной из основных в декабре, когда Устав принимался в первом чтении. Тогда возобладала точка зрения, что Хлопонин должен возглавить правительство, чтобы не создавать даже теоретической возможности для противостояния губернатора и правительства. Такие прецеденты, кстати, в истории России были. Например, в Челябинской области эти посты разделили, и вскоре губернатор и председатель областного правительства превратились из соратников в злейших врагов. Во время дебатов в декабре депутат Анатолий Быков все же выступал за вариант выборов главы правительства, мотивируя тем, что губернатор часто в Красноярске отсутствует. «А председатель правительства – должность больше хозяйственная, требующая постоянного присутствия в крае. Убеждён, она вполне по плечу одному из заместителей Хлопонина», – заметил тогда Анатолий Петрович. Ожидалось, что уже в январе Устав пройдет второе чтение, но пауза неожиданно затянулась. И новая версия краевой Конституции появилась только через полгода. Тому были свои причины.
ГАРАНТ И СУВЕРЕН
Устав, который депутаты приняли 5 июня, радикально отличается от первой версии. Прежде всего в части структуры правительства. Хлопонин принял принципиальное решение отказаться от поста председателя правительства. Более того, авторы раздела о структуре исполнительной власти решили рискнуть перенести на красноярскую землю федеральную кальку.
Структура краевой исполнительной власти нынче полностью повторяет архитектуру власти, которая была создана при Владимире Путине. Вместо Совета администрации края появляется правительство, которое, скорее всего, возглавит Александр Новак. Принципиальное новшество – создание администрации губернатора. Ее с большой степенью вероятности возглавит Василий Кузубов. Александр Хлопонин остается высшим должностным лицом региона, но главой исполнительной власти быть перестает. Некоторые наблюдатели заговорили о потере губернатором части полномочий, однако на самом деле все не так просто.
Давайте вспомним события первых пяти месяцев 2008 года. Январь – череда аварий, каждая из которых больно бьет по авторитету главы региона. Он устраивает публичные разносы подчиненным, но население все равно винит в бедах губернатора.
Совсем недавние скандалы: молочный кризис, срыв сроков строительства онкологического центра и ледового дворца… Хлопонина его подчиненные подставляют по полной, а он как глава исполнительной власти вынужден нести чуть ли не персональную ответственность за каждый прокол некомпетентных чиновников.
В нынешней конфигурации Александр Геннадиевич дистанцируется от подобного рода неприятных казусов. Всю ответственность за провалы отныне будет нести председатель правительства. Хлопонин становится химически чистым политиком и стратегом. Он – гарант и суверен. Белый и пушистый и любимый народом. При этом его политический вес настолько велик, что любые теоретически возможные поползновения на его «поляну» пресекаются жестко и решительно. Во всех принципиальных вопросах за ним всегда останется последнее слово. Особенно это касается кадровых вопросов. Очевидно, что сейчас в «сером доме» будет серьезная перетряска и некоторым заместителям губернатора не суждено получить портфели министров. Правда, есть в новой структуре власти и подводные камни.
СИСТЕМНЫЕ РИСКИ
Первый подводный камень кроется в том, что очень многое завязано на фигуре первого лица региона. Пока край возглавляет такой сильный политик, как Александр Хлопонин, система будет работать эффективно и без особых сбоев. Однако, если губернатор все-таки сменит место работы, и на его место придет новый человек, то не исключен «челябинский» вариант противостояния между председателем правительства и главой региона. Политический вес здесь будет играть не последнюю роль.
Второй подводный камень кроется в наличии двух разных по функциям, но одинаковых по влиянию структур – администрации губернатора и правительства. Об этом достаточно откровенно сказал Олег Пащенко: «Логика Хлопонина, образно говоря, проста: край – это губернаторское поместье, где роль управляющего исполняет первый заместитель губернатора – глава правительства. А что будет происходить в крае, когда Хлопонин долгое время будет находиться в Белокаменной? В крае два первых заместителя губернатора – Новак и Кузубов. Они прекрасные, знающие люди. Но их полномочия будет трудно очертить с достаточной четкостью, чтобы не мешали друг другу. Енисейской губернии необходимо единоначалие, а глава региона должен постоянно находиться на территории края».
Спикер ЗС Александр Усс, правда, считает, что такой опасности не существует, потому что у Александра Хлопонина есть все возможности подавить очаги любого противостояния в исполнительной власти. «Губернатор, несмотря на то, что он правительство не возглавляет, должен иметь все рычаги управления краем, включая непосредственное управление правительством, если он считает это нужным».
В общем, как утверждают сами создатели Устава, принимался он на десятилетия. Но через какое-то время нынешнее поколение управленцев уступит место новой элите. А как повернутся события уже лет через пять-семь, вряд ли кто-то сейчас решится предсказать.
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ
фото Марьяны ДОЛГОПОЛОВОЙ