По ту сторону инсталляции
Современные технологии постепенно охватывают все сферы жизни. Лидерами в их внедрении являются такие банкиры, представители телекома, транспорта и логистики, но и кажущаяся многим закостенелой музейная отрасль тоже не может оставаться в стороне. В классическом понимании музейного пространства экспонат находится в некотором отдалении от посетителя, который, в свою очередь, пытается визуально постичь тот смысл, который несет в себе предмет искусства. Для современного человека, привыкшего жить в динамичном и информационно насыщенном мире, такая модель постепенно теряет актуальность. Все чаще люди приходят в музей за разносторонним опытом и ожидают вовлечения в непосредственное взаимодействие с экспозицией. Как отмечает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «Место музея – посередине между храмом и Диснейлендом. Но так получается, что он двигается в ту или другую сторону. И в последнее время – это во всем мире так – в сторону Диснейленда».
Насколько это хорошо и как не потерять за технологической составляющей ту традиционную ценность, которую несет в себе музей – большой культурный вопрос. Однако ясно одно: чтобы поддерживать интерес аудитории, музеям необходимо подстраиваться под текущие реалии. Главное здесь – правильная реализация. Успешных кейсов, демонстрирующих то, как технологии могут дополнять, а не «перекрывать» смысловой посыл экспозиции, довольно много, и отличились в этом плане не только крупнейшие, но и некоторые относительно небольшие региональные музеи.
Интерактивная панорама «Воскресенье на площади», созданная на базе Красноярского Музейного центра «Площадь Мира», — как раз один из таких примеров. Она представляет собой концептуальную, архитектурную, технологическую и коммуникативную конверсию музейной диорамы «Старая Россия», сохранившуюся в музее с 1987 года. Имея «в пассивном активе» «немую сцену» из двадцати гипсовых фигур, изображающих дореволюционный воскресный день на базарной площади, создатели проекта поставили перед собой задачу «оживить» эти фигуры через взаимодействие телесного и нарративного.
В 2018 году Музейный центр «Площадь Мира» стал победителем конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина, направленного на развитие экспериментальных практик и инноваций в музейном деле.
«Решение об участии в конкурсе возникло спонтанно, — отмечает руководитель проекта трансформации диорамы «Старая Россия» Сергей Ковалевский, арт-директор Музейного центра «Площадь Мира». — К нам пришли партнеры из детского технопарка с идеей сделать в музее аттракцион «заумная Машина Гольдберга». Мне сразу показалось, что такой эксперимент было бы интересно произвести в диораме «Старая Россия» с музейными экспонатами – гипсовыми людьми, составляющими «немую сцену». Мы начали исследовать ресурс сюжета и довольно быстро поняли, что за «поп-механической» затеей скрывается бездна гуманитарного смысла, и что нужно отправляться в такое концептуально-проектное приключение. Как раз в это время очень кстати был запущен конкурс фонда на «четырехмерный музей», призывающий осмыслить вызов технологии».
Победа в конкурсе и полученный грант ускорили процесс реализации идеи, так как появилась возможность внедрения конкретных инструментов «диалога» с аудиторией. Новые сюжеты, планировочные ходы, инсталляционные жесты и интерактивные технологии позволили публике приобрести уникальный опыт «телесного переноса» в материю памяти. «Дополнение реальности» старой диорамы практически произвело на свет новый музейный жанр: «иммерсивная панорама», в котором традиционные фронтальные виды сочетаются с возможностью заглянуть «за спину» изображения, оказаться behind the scenes «исторического» процесса и даже погрузиться в сцену.
Рассказывая об успехе проекта, Сергей Ковалевский отмечает: «В музейной экспозиции мне особенно дороги оптические эффекты, когда вас захватывает пространственная драматургия и телесность среды, когда пространство осмысленно разворачивается и «дышит». В нашем случае, конечно, сценографический характер был изначально присущ ситуации с ее исходным оптическим театром – оставалось «чуть-чуть» развить потенциальные темы. И здесь, проявился второй, даже несколько парадоксальный критерий успеха проекта: «все сохранить и все изменить». Как в излюбленном философами современности предвидении одного раввина, который на вопрос – «как представить себе мир после конца света», ответил: «все будет также, но чуть-чуть иначе». Еще одно замечательное свойство процесса – когда экспозиционно-инсталляционная машина начинает «жить своей жизнью» и работает как магнит, притягивая творческие артефакты – как, например, случилось с прозрачным ленинским бюстом с розой вместо мозга, который стал вдруг еще одним символом «Площади Мира».
Интерактивная панорама «Воскресенье на площади» активно развивается. В августе этого года в ландшафт композиции добавилась яркая недостающая деталь – инсталляция известного красноярского художника Виктора Сачивко «Во сне», которую он сделал в 2011 году. Разбитое на микросцены разноцветное полотно поместили в длинную щель на полу – инсталляция встречает гостей у входа в панораму.
«Думая о продолжении, хочется надеяться и верить, что пересобранная топологическая машина «Воскресения на площади» отстроит всю «Площадь Мира» платформу, которая удивляет и мотивирует публику, вступает в резонанс с гостевыми и резидентскими выставками, способствует образовательным программам, инициирует проектные исследования на перекрестках пространства, тела, языка, сообщества», — добавил Сергей Ковалевский.
Инициативы «Площади Мира», который старается идти в ногу со временем, поддерживают и региональные власти. Министр культуры региона Аркадий Зинов рассказал «Пресс-лайну», что «Музейный центр воспринимается горожанами, как центр современного искусства. «Площадь Мира» постоянно изучает новые способы донесения информации и все чаще использует в экспозициях современные форматы и технологии, поэтому с каждым годом становится все более привлекательным как для молодых художников, так и для зрителей.