Праздники начальников и будни подчиненных
В свою очередь, губернатор Лев Кузнецов впервые попал в топ-25 лучших региональных лоббистов. Согласно исследованию, проведенному агентством экономических новостей по заказу «Независимой газеты», он занимает 18-е место среди региональных лидеров, уступая в Сибирском федеральном округе только старожилу российской политики — губернатору Кемеровской области Аману Тулееву. Конечно, Льву Владимировичу еще далеко до Александра Геннадиевича, который на протяжении всего своего губернаторства стабильно находился в десятке самых мощных лоббистов страны, но потенциал для усиления у нынешнего главы региона, безусловно, имеется. Кузнецов пока больше воспринимается общественностью в рамках привычного амплуа эффективного менеджера-управленца, чем в роли политика с большой буквы. Но красноярский губернатор обречен двигаться по стопам своего друга Хлопонина, поскольку интересы подведомственных территорий в нашей стране можно успешно лоббировать только с помощью политического ресурса.
ВАНКОРСКАЯ ИНТРИГА
О том, что именно политика определяет в России экономические реалии, ярко показывает битва вокруг льгот на нефть Ванкорского месторождения (вступившая в финальную фазу). Ее исход имеет для Красноярского края принципиальное значение, поскольку наполняемость регионального кошелька зависит и от того, сможет ли «Роснефть» и краевое руководство доказать федеральному правительству необходимость продления льгот после 1 мая 2011 года.
Сама история началась в прошлом году. Льготная экспортная пошлина на нефть Ванкорского месторождения (лицензия на него принадлежит «Роснефти») была введена с 1 июля 2010 года. Преференции предоставили в связи с отсутствием инфраструктуры и сложными условиями освоения этой кладовой энергоносителей. Постановили, что льготная пошлина будет действовать до того, как месторождение выйдет на рентабельность 16%. Первые попытки отменить льготы начались уже прошлой осенью, когда только личное обращение Льва Кузнецова к премьер-министру Владимиру Путину позволило на 4 месяца отсрочить победу Минфина РФ над здравым смыслом. Однако, нынешней весной руководители финансового ведомства вновь начали публично заявлять об отмене ранее принятых льгот, как о решенном вопросе.
«В настоящий момент я вижу, что цены на нефть высокие, доходность достаточная, и говорить о том, что невыгодно работать на этом месторождении, не приходится», — безапелляционно заявил в середине марта Алексей Кудрин.
«Льготная экспортная пошлина на нефть для Ванкорского месторождения не будет продлена. С 1 мая 2011 года «Роснефть» станет платить полную ставку на нефть, добытую на месторождениях Восточной Сибири», — расшифровал спич своего начальника замминистра финансов России Сергей Шаталов.
Казалось бы, дело сделано и красноярцам осталось только утирать слезы, скорбея о потере миллиардов налоговых поступлений. Однако, в битву вступили тяжеловесы — «Роснефть» и вице-премьер Игорь Сечин, которые в войне с Минфином становятся естественными союзниками сибиряков.
По словам главы компании Эдуарда Худайнатова, пока Ванкорское месторождение работает с рентабельностью лишь около 10%. «Нужно обязательно выйти на планку добычи в 25 миллионов. Нам обязательно нужен тайм-аут», — подчеркивает он.
По прогнозам Минэнерго, Ванкорское месторождение, которое на данный момент является основным месторождением, обеспечивающим рост российской добычи, может выйти на уровень в 25 миллионов тонн лишь к 2015 году.
В результате ожесточенной «схватки бульдогов под ковром» выяснилось, что последняя точка в деле не поставлена. Главный арбитр в этом споре — Владимир Путин — пока взял паузу. На совещании в Южно-Сахалинске по проблемам развития Топливно-энергетического комплекса (ТЭК) восточных территорий страны, он поручил заинтересованным ведомствам «проработать вопрос и до 1 мая представить предложения и целесообразности продления сроков льгот для Ванкора». Занавес в этом спектакле опускать рано. Похоже, шансы на правильное (для красноярцев) решение все еще остаются.
КРИЗИС ИНСТИТУТА ПОЛПРЕДОВ
Пока большие начальники пожинают лавры и сражаются за интересы края на глобальном уровне, у их подчиненных возникают неожиданные проблемы на местах. 1 апреля либерал-демократы, давненько не баловавшие региональную общественность острыми политически блюдами, устраивают двойной пикет: в Красноярске и в Минусинске — против полпреда губернатора в Южном территориальном округе Юрия Захаринского.
Поводом для акции протеста ЛДПР стал конфликт полпреда с депутатом горсовета Минусинска (бизнесменом Романом Абрафиковым), который по совместительству руководит телекомпанией «ТОН». Полпреда главы региона считают причиной проблем, свалившихся на голову провинциального парламентария в последние месяцы. С начала года неизвестные злоумышленники дважды повреждали оборудование, с помощью которого передается сигнал абрафиковской телекомпании. Противники бизнесмена утверждают, правда, что установлено оно незаконно. Однако, в данном случае интересен не спор хозяйствующих субъектов, а то, что обвиняют в этом не местное начальство, а конкретно Захаринского. Какие основания у Абрафикова винить в своих злоключениях именно полпреда не совсем понятно. Трудно представить, что Юрий Николаевич под покровом ночи с топором в руках перерубает кабель и снимает антенну местной телекомпании. Возможно, ЛДПР просто решила попиариться, публично противопоставив себя полпреду Кузнецова. В любом случае, это весьма неприятный сигнал для краевой власти.
Существует много версий, почему на берегах Енисея в 2008 году возник институт полпредов. Возможно, сыграла свою роль известная любовь предшественника Кузнецова к клонированию всевозможных федеральных структур. Странно, что полпреды в структуре исполнительной власти не появились еще на заре губернаторства Хлопонина. Говорят, что этот институт утвердили и для того, чтобы пристроить влиятельных людей, близких к «Норильскому никелю». При этом неизбежно закладывался конфликт внутри администрации губернатора, в котором существует влиятельное территориальное управление, выполняющее, по сути, те же функции, что и полпреды. После прихода к власти Льва Кузнецова появились слухи, что этот параллелизм будет ликвидирован, однако губернатор решил пока их не сокращать. Возможно, свою роль сыграли соображения, что полпреды могут быть полезны в качестве координаторов действий органов власти разных уровней во время предстоящих избирательных кампаний в Госдуму и ЗС.
Представители губернатора должны также выступать в роли своеобразных «разводящих» в муниципальных образованиях. Находясь над схваткой, они призваны поддерживать баланс интересов номенклатурных кланов в своих округах. Как раз эта функция оказалась непосильной задачей для некоторых представителей полпредовского цеха. Первый громкий провал случился в 2010 году в Канском районе, когда, в том числе, из-за слишком активного участия полпреда Анатолия Цыкалова в конфликте на стороне одной из местных группировок, разразился политический кризис. Итогом этого стал роспуск райсовета. Похоже, сейчас на те же грабли наступает и Юрий Захаринский. Акция ЛДПР показывает, что южному полпреду не удалось, подобно «жене Цезаря», оказаться для местной номенклатуры «выше подозрений». Это может оказаться негативным фактором для краевой власти на грядущих выборах.