Рывок Новака
Даже весенний переход импозантного Сергея Сокола на должность первого заместителя губернатора Иркутской области никого не удивил. Сватали его в разные регионы и, наконец, он таки нашел новое место жительства. А Новака только три месяца назад назначили премьером, и вдруг он становится заместителем Алексея Кудрина — влиятельного руководителя финансового блока в федеральном кабинете министров. Непонятно. Попробуем разобраться.
КРУТОЙ МАРШРУТ
«Мы потеряли потенциального губернатора, — заявил автору этих строк депутат краевого парламента Олег Пащенко. — Не уверен, что работа в Москве ему что-то прибавит, а вот в регионе он уверенно шел по дистанции и должен был стать преемником Хлопонина. Возможно, столь неожиданная отставка свидетельствует о начале тектонических изменений в структуре краевой власти, связанных с изменениями в «Норильском никеле».
Из этих слов можно сделать гипотетический вывод, что Александра Валентиновича «съели», хотя зная расклад сил в краевой власти, это кажется слишком фантастичным. Решение могло быть согласовано только с Хлопониным. Новака ведь давно звали в златоглавую, но он всегда оставался верен своему шефу, с которым уже много лет, начиная с Норильска, шагает по жизни. Другой вопрос — может как раз наоборот — нашего премьера «накачивают» авторитетом перед влиятельными федеральными кланами для рывка на более высокую должность?
Самая простая версия: Новаку сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Тем более понятно ведь — быть одним из руководителей финансового ведомства в кабинете Владимира Путина не только почетно, но и выгодно для региона, патриотом которого Новак, надеемся, останется и в столице. Сейчас через министерство Кудрина идут огромные деньги, а краю всегда хочется ущипнуть от этих потоков побольше. Хотя вроде и раньше нас особо не обижали.
Еще одна интересная версия. Кудрину предложили место повыше, вот он и ищет себе преемника, в том числе и из регионалов. Почему бы и нет? У Новака великолепная биография. Он ведь не только финансист, но и человек, который работал в муниципалитете Норильска — очень сложного города, на производстве — в структурах «Норильского никеля». Так что, очевидно, потенциал у человека огромный. А норильские кадры всегда ценились в Москве. Достаточно вспомнить легендарного Владимира Ивановича Долгих, который по предложению генсека Леонида Брежнева с поста руководителя горно-металлургического комбината ушел руководить промышленностью всего Советского Союза (всего!).
В принципе, версий может быть еще великое множество. Единственное, не совсем понятно — зачем это губернатору? Такими профи не разбрасываются. И здесь мы возвращаемся к избитой теме возможного ухода Александра Геннадиевича в ту же столицу. Логично в этом контексте начинать перебрасывать своих друзей из Красноярска на высокие должности туда уже сейчас. Но об этом мы пока помолчим. Ясно одно — уход Новака — потеря для Красноярского края
КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
Еще одна интересная тема — кого депутаты краевого парламента 2 октября будут утверждать в качестве преемника Александра Валентиновича Новака? Здесь тоже есть несколько вариантов — очевидные и не очень.
В частности, политолог Андрей Копытов считает, что здесь можно назвать минимум три фамилии: руководитель экономического блока Эдхам Акбулатов, первый вице-спикер (и, кстати, норильчан) Валерий Семенов и, может быть, — не удивляйтесь — бывший первый зам Александра Геннадиевича — Лев Кузнецов. Он, правда, ведет несколько серьезных бизнес-проектов, а бросать их ради второго захода в одну и ту же речку… Бывает, конечно, и такое, но верится в это с трудом.
Валерий Семенов с его огромным производственным опытом и серьезным законодательным наверняка бы смог впрячься в эту очень сложную должность, но не совсем понятно — нужно ли это ему самому. Он очень влиятельный депутат, в этой колее ему, похоже, интересно. Разве что попросит губернатор…
Эдхам Акбулатов в этом контексте выглядит самой вероятной кандидатурой на должность премьера. В краевой власти он с 2002 года, у него репутация хорошего профессионала и, самое главное, он давно отвечает за экономические вопросы. А это немаловажно. Все-таки должность председателя правительства подразумевает, прежде всего, руководство экономикой края. Других столь сильных фигур (в плане экономики) на нашем политическом горизонте особо не просматривается. Так что — Эдхам Шукриевич, готовьтесь к карьерному росту? Очень может быть.
Но для полноты картины можно назвать еще несколько кандидатов. Например, Юрия Олейникова, который знаком с губернатором очень давно и одно время работал у него замом. Сейчас он после работы в аппарате «Единой России» ушел в «Норникель», однако чем черт не шутит — может оказаться и на верху исполнительной власти вновь.
Не очень вероятен приход москвичей, разве что Хлопонин не захочет удивить красноярцев. Хотя, конечно, решение будет принимать губернатор. Узнаем мы преемника Новака, скорее всего, уже на этой неделе.
ПРОБЛЕМЫ ВЕЛИКОГО БРЭНДА
Честно говоря, уже устал писать про перипетии разборок владельцев «Норильского никеля» — крупнейших акул отечественного бизнеса Владимира Потанина, Олега Дерипаски и Михаила Прохорова. Крупнейшие акционеры компании, похоже, никогда не смогут найти полный компромисс в своем видении будущего «Норникеля». Высокое напряжение битвы гигантов не выдерживают даже закаленные топ-менеджеры, которые то и дело подают прошения об отставке. Последняя печальная история на эту тему. По сообщению газеты «Ведомости», первый заместитель гендиректора «Норникеля» Александр Попов уходит в отставку, не проработав в компании и двух месяцев.
В принципе, это их дело, но проблема гораздо шире. Речь идет о брэнде великой компании, которая слишком много значит для Красноярского края. Ведь уже развод между Потаниным и Прохоровым привел к тому, что даже люди, непосредственно имеющие отношение к «Норникелю», не всегда могут точно сказать, где кончаются владения Владимира Олеговича и начинаются Михаила Дмитриевича. А есть ведь еще и Олег Владимирович. Есть такое подозрение, что вообще все может закончиться таким бурным финалом, что от «Норникеля» как брэнда мало что останется. Очень этого бы не хотелось. Потеряем все.